В меня вместятся оба мира,
Но в этот мир я не вмещусь.
Насими (1369-1417)
Автор этих стихов - Имададдин Насими, великий поэт, мыслитель и философ азербайджанского народа. Секрет Насими в том, что поэт восхвалял чувства, волнение, желания и пожелания людей. Пока человечество живёт будет жит и Насими. Эта статья посвящена 650-летию великого мастера Имададдина Насими, поднявшего азербайджанский язык до уровня литературного и художественного языка. Насими ценил ученых, мудрых людей и тех, кто смог понять, что наука и научные знания являются движущей силой человеческого общества и человеческой жизни. Научное наследие Насими обширно, богато, всесторонне и универсально. Одним из вопросов, которые он рассматривал в своих трудах, была, если быть более точным, проблема создания материи, вселенной и наконец, жизни.
Хорошо известно, что в древнегреческой и восточной философии было много понимания происхождения вселенной и жизни. Одним из них является греческий философ Эмпедокл (490 г. до н.э. - 430 г. до н.э.). Согласно Эмпедоклу, вселенная состоит из четырех элементов - огня, воды, воздуха, и земли. Эта точка зрения долгое время доминировала в античной литературе.
Великий философ Платон (427 г. до н.э. - 347 до н.э.) писал: «Вода, сгущаясь, образует камни и землю…».
Каждый уголок дружественной Украины, ее плодородные степи, густые леса, речные реки, флора и фауна, горы и склоны радуют людей. Одним словом, каждый сантиметр земли, родины поэта Тараса Шевченко (1814-1861), благословен и прекрасен. Украинский поэт и мыслитель, писатель и этнограф Т.К. Шевченко (1814-1861) написал:
Полюбила я
На печаль свою
Сиротинушку
Бесталанного.
Уж такая мне
Доля выпала!
Такая была судьба и Насими ...
Азербайджанская литература - сокровищница истории. Исследование драгоценных, красивых памятников и артефактов, которые остаются в этом сокровище, является одной из самых многообещающих и выдающихся задач. Думаю, эта статья о жизни и творчестве в связи с 650-летием Насими будет очень полезна. Эта работа, которая является продуктом тяжелой работы, большого вкуса и знаний, может дать современному читателю правильное направление. Великий поэт-философ Имададдин Насими положил начало нашей литературной и философской поэзии в истории азербайджанской литературы, обогатил наше художественное искусство по форме и содержанию. Его стихи, которые являются источником его мудрости, являются восторженными востоковедами, написанными о людях средневековья. Поэт отразил видение жизни и человека в поэзии.
Сеййид Имададдин Насими родился в 1369 году в городе Шамахи. Насими изучал науку с детства, сияя своим тонким вкусом и талантом. Его стихи, написанные под псевдонимом Сеййид, Хусейни, Насими, в короткие сроки, влюбляются, любят и находят путь к сердцам. Имададдин - это прозвище Насими. Это прозвище было дано ему как знак уважение. В источниках это известно как Насими, Сеййид Насими или Имададдин.
Aвтор мемуаров XVI века Латифи пишет о брате Насими по имени Шах Хандан, который известен под прозвищем Джулидами (рассеянные волосы), и утверждает, что он умер в 1426 году. Насими, который всю жизнь ходил и жил как дервиш, не называет своего постоянного места жительства и это было не без причин. Конечно, этот дервиш был не обычным дервишем, а поэтом, заботливым, мудрым человеком, который любил жизнь, заботился и любил свою родину. Среди произведений поэта упоминаются называния городов Шамахи, Баку, Бурса, Караман, Багдад, Мареш, Дамаск и Алеппо.
Эти слова также показывают, что Насими родился в Шамахе, в некоторое время жил в Баку и покинул город, потому что, его соратники подвергались преследованиям. Насими, который боролся за свою жизнь и боролся за свою веру, вынужден был прогулять разных городов на Востоке. Он не мог оставаться в одном месте, потому что его постоянно преследовали.
Политическая ситуация в Азербайджане в эти годы была очень запутанной.
В подростковые годы Насими, Эмир Теймур (1370-1405) вторгся в Азербайджан и уничтожил города и селения. Ширванский правитель Ибрагим I (1382-1417) заключает союз с Эмиром Теймуром и спасает Ширван, но вскоре хан Золотой Орды нападает на Азербайджан. Как только остановленный хан ушел, Эмир Теймур вновь растоптал Азербайджан и почти 14 лет окружал крепость Алиндже в Нахчыване. Затем он свергает Габалу и назначает правителем сына Мираншаха на своем месте в Азербайджане. Против тимуридов велись народные восстания. В такое трудное время Насими встретился с Фазлуллах Наими в Баку в 1394 году и принял секту «гуруфи» (хурафи) и писал стихи в этом духе. В 1394 году Мираншах казнил Ф. Наими около крепости Алинджа при заговоре Ибрагима I правителя Ширвана. Смерть лидера секты опечалила всех хурафистов, включая Насими.
В начале 14-го века в северной Италии произошел мятеж среди крестьянами и бедняками против церковных и феодальных правил. Лидером восстания было Дольчино (1275-1307). Дольчино был учеником Герардо Сегарелли. После казни своего учителя он возглавил движение. Данте рассказывает о нем в своей «Божественной комедии». В фольклоре Италии его помнят как героя сказки. Но кто такой Дольчино? Почему Данте ссылается на него в своей знаменитой комедии ? С. Жидков пишет: Дольчино ... впервые с этим именем познакомился с помощью поэма Данте (1265-1321) «Божественная комедия». Обычный мастер боролся за социальное равенство, но пытался посредством вооруженного восстания. Но это не удалось. Восстание Дольчино было подавлено в 1307 году. Повстанцы были схвачены и казнены.Кто были его современники?
Можно ли сравнить Насими с Дольчино? Если мы сравним, то увидим, что Дольчино боролся за равенство только в своей провинции, а Насими в целом по всему миру.
Путь к свободе всегда разный. Один путь восстания, другой путь человечество! Насими говорил: «Нет сильных и слабых людей. Есть грамотный человек и несовершенный, неграмотный человек».
Но он (Насими) как и некоторые из его однополчан, не поддерживает правительство. Чтобы распространить идеи сектантства, он отправился в Анатолию из своей страны. В Бурсе он встречается с Шейхом, поэтом-переводчиком, который переводил стихотворение Низами «Хосров и Ширин» на турецкий язык. Яркие, смелые мысли дополняют славу поэта день ото дня. Поэт по имени Рафии выражает свою любовь к Насими в своей работе «Башаратнаме» как мученика любви, художника, распространяющего тайны хурифистов. В то же время рассказывает в горе, душераздирающе, что поэта бросили в тюрьму на месяцы и годы. Во время правления османского султана Мурада I (1360-1389) хурафиты были сурово наказаны в Бурсе и Анатолии. Поэтому Насими не смог оставаться здесь достаточно долго, отправился в город Алеппо.
Говоря о Насими, везир Хусейна Байгара Джамаледаддин Хусейн написал в своей работе «Маджалисул-Ушшах» («Собрание влюбленных»):
«Когда сердце Насими колебалься как океан, его слова и буквы были выброшены в сторону. Они не поняли слова поэта.
Мужчина в Алеппо спрашивает поэта:
-Что вы видите на лице этого молодого человека, которое показывает вам столько волнения?
-Поэт отвечает: - Я вижу образ бога в зеркале его лица.
Человек сказал:
- Мы тоже видим молодого человека, так почему бы не увидеть это в наших глазах?
Поэт ответил:
- Эта государственная птица не вкладывала ваши способности и эта счастливая птица не заслоняла ваше правительство».
Арабский историк XV века Муффакаддин Ахмед ибн Ибрагим аль-Халаби дал точную информацию о смерти Насими в своей работе «Кунузуз - Захаб, ( «Золотые сокровища, история Алеппо»).
Насими был убит в 1417 году в Алеппо с особой жестокостью.
Могила поэта до сих пор находится в городе Алеппо...
Те, кто посещает его могилу, называют «насими» как знак уважения. Помимо философских стихов Насими, есть житейские стихи. В его произведениях отражаются глубокие знания наук и философских течений, но что еще более ценнее - в его стихах живёт душа великого поэта. Хотя псевдоним «Насими» означает«легкий ветерок», этот ветерок затрагивает сердца, оставляя неизгладимое впечатление, которое очень сложно выразить словами. В стихах поэт ставит на первый план человеческое счастье, свободу и свободную волю.
Поэзия Насими, которая является примером любви и красоты, мудрости и понимания, внесла большой вклад в литературу тюркских и других народов.
Его бессмертные стихи до сих пор любят и сегодня, находя путь к сердцам, не утратили своей свежести. Стихотворение Насими дает мудрость читателю, возвышает его морально, возвышает на небо и призывает к борьбе и вере.
«Закат на закате», но искусство Насими не исчезает, а сияет изо дня в день на новых горизонтах. Сияющий как солнце любви, поэт внес ясность и сострадание в небеса средневековой поэзии, поднял наш язык и художественную речь на новую высоту. Насими - один из гении, создавших систему теории благородной любви, восхваляющей чистоту и высочество человеческого духа.
Во всех своих работах он говорит о любви, разделение и счастье, демонстрируя важность мастерства, мужества, мастерства и усердного труда для человечества. В своих работах он советует своему народу, прежде всего, сохранить свое прошлое, историю, культуру, литературу и музыку.
Рекомендую не забывать гении, создавшего культуру, постоянно помнить их. Это особенно важно для воспитания нового поколения.
Асадов Сейюб Асад оглы - учитель истории, школа №11 имени Т. Багирова, город Ширван, Азербайджанская Республика, победитель конкурса «Лучший учитель» 2015 года.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.Əbu Bəkr əl-Qütbi əl-Əhəri.Tarix-e Şeyx Üveys. Bakı.1984
2.Nizaməddin Şami. Zəfərnamə. Bakı.1992
3.Фасих Ахмед ибн Джалал-ад-дин Мухаммед ал-Хавафи. « Муджмал-и Фасихи». Ташкент, 1980
4.Путешественники об Азербайджане. Баку.1961
5.С. Б. Ашурбейли. « Государство Ширваншахов» Баку. 1983
6. А.А. Бакиханов « Гюлистани-Ирам» Баку. 1991
7.Б.Д. Греков. А.Ю. Якубовский. « Золотая Орда и ее падение». М., Л., 1950
8. Салих Закиров. « Дипломатическая отношения Золотой Орды с Египтом» Москва. 1966
9.Дж. Ибрагимов. « Феодальные государства на территории Азербайджана XV века» Баку. 1962
10.S.M.Onullahi.XIII-XVII əsrlərdə Təbriz şəhərinin tarixi. Bakı.1982
11. Жидков С. Н. “Дольчино”. М,. Детская литература, 1965
12. XVI əsrdə yaşamış təzkirəçi Lətifi barədə anl.az›el/h/h_sh.pdf
13. Rəfii “Bəşarətnamə”teleqraf.com›news/toplum/223253.html
14. Cəmaləddin Hüseyn “Məcalisül-üşşaq” (“Aşiqlər məclisi”) azkurs.org›xiii-respublika-elmi-konfransnn-mater-…
15.XV əsr ərəb tarixçisi Müvəffəqəddin Əhməd ibn İbrahim -əl Hələbi “Künuzuz – zəhəb, tarixi-hələb”( “Qızıl xəzinələri, Hələb tarixi”) anl.az›el/b/by_adlshiy.pdf
16. http://multiurok.ru/seyyubasadov2/
https://videouroki.net/tests/my/
https://sinxronfenler.blogspot.com/
https://www.facebook.com/groups/696764187121719/