СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.М.Гаршин "Жаба и роза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5-Б класса по теме "В.М.Гаршин Жаба и роза" содержит историю создания и анализ сказки.

Просмотр содержимого документа
«В.М.Гаршин "Жаба и роза"»

В.М. Гаршин.  «Сказка о жабе и розе» Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Стахановская СШ им. П.Л. Дремова» Гончар Е.А.

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

Учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Стахановская СШ им. П.Л. Дремова»

Гончар Е.А.

История создания сказки   В.М.Гаршин - автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

История создания сказки

В.М.Гаршин - автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

Что определяет тематику сказки? Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом (безобразном).

Что определяет тематику сказки?

Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом (безобразном).

Проблема Проблематика: красота человеческой души.

Проблема

Проблематика: красота человеческой души.

Идея произведения Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.

Идея произведения

Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.

Жанр произведения   Жанр-сказка.

Жанр произведения

Жанр-сказка.

Основные художественные образы  Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Главная роль в произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение.

Основные художественные образы

Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

Главная роль в произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение.

Сюжет Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок. Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу). Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

Сюжет

Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу). Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

 Пейзаж , диалог , интерьер Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.....

Пейзаж , диалог , интерьер

Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.....

Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что писатель решил поставить рядом такие контрастные картины (описание розы (прекрасного) и жабы (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души...

Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что писатель решил поставить рядом такие контрастные картины (описание розы (прекрасного) и жабы (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души...

 В чём состоит счастье розы и жабы?   1группа У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание. 2 группа Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза. 1 группа Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.) 2 группа Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.

В чём состоит счастье розы и жабы?

1группа

У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.

2 группа

Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.

1 группа

Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

2 группа Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.

 ТЕСТ   Прочитайте слова: корни, куст, земля, ночь. Они относятся к … А) жабе Б) розе  2. Кто пел розе песни?  А) жаворонок Б) шмель В) соловей 3.Как жаба очутилась около розы?  А) спрыгнула с крыши Б) розу пригнул ветер В) жаба влезла несмотря на все трудности. 4. Что в жабе самое омерзительное? А) грязно-серые бородавчатые бока Б) скверные липкие лапы В) бесчувственность и равнодушие 5.Кто спас розу от жабы?  А) мальчик Б) сестра В) птица 6. Что сделал мальчик, когда увидел розу? А) в первый раз после долгого времени улыбнулся Б) в первый раз после долгого времени поднялся на ноги В) в первый раз после долгого времени сел в кровати. 7. О чём думает роза в период своего цветения? А) быстрей бы распуститься Б) умереть бы другою смертью В) цвести вечно 8. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как: А) она не досталась жабе Б) её гибель была неизбежна В) она украсила последние минуты жизни мальчика

ТЕСТ

  • Прочитайте слова: корни, куст, земля, ночь. Они относятся к …

А) жабе Б) розе

2. Кто пел розе песни?

А) жаворонок Б) шмель В) соловей

3.Как жаба очутилась около розы?

А) спрыгнула с крыши Б) розу пригнул ветер

В) жаба влезла несмотря на все трудности.

4. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

5.Кто спас розу от жабы?

А) мальчик Б) сестра В) птица

6. Что сделал мальчик, когда увидел розу?

А) в первый раз после долгого времени улыбнулся Б) в первый раз после долгого времени поднялся на ноги В) в первый раз после долгого времени сел в кровати.

7. О чём думает роза в период своего цветения? А) быстрей бы распуститься Б) умереть бы другою смертью В) цвести вечно

8. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как:

А) она не досталась жабе Б) её гибель была неизбежна В) она украсила последние минуты жизни мальчика

 Взаимопроверка результатов теста по ключу:   1-А 2-В 3-В 4-В 5-Б 6-А 7-Б 8-В

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1-А 2-В 3-В 4-В

5-Б 6-А 7-Б 8-В


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!