Познавательно-творческий проект «В королевстве геометрических фигур»
Актуальность. На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему моего проекта считаю актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В королевстве геометрических фигур».
Задачи.
• Учить различать геометрические фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов.
• Узнавать, что фигуры могут быть разного размера.
• Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма.
• Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
• Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
• Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно:
• освоят геометрические фигуры;
• научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;
• обогатят словарь математическими терминами;
• научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
Родители:
• смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Вид проекта: творческий, групповой.
Срок реализации проекта: в течении полгода, долгосрочный
Участники проекта: дети младшей – средней группы
Возраст детей: 3 – 4 года
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Продукты проектной деятельности для детей:
-презентация: «Удивительные фигуры»
-выставка фото работ
Для воспитателей:
- конспект ООД на тему «В стране геометрических фигур»;
-конспект развлечения на тему «Путешествие в сказку»
-картотека дидактических игр «Занимательные фигуры»; «Забавы из геометрических фигур».
Для родителей:
-консультация на тему «Развитие математических способностей у дошкольников»
-буклет на тему «Весёлая математика дома»
Этапы проекта:
1 этап- подготовительный:
-выбор темы, постановка целей и задач;
-разработка проекта на тему «В королевстве геометрических фигур».
-подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей;
- привлечение внимания родителей к проекту.
-изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание; Журнал «Ребенок в детском саду»;
-подборка литературы для детей о геометрических фигурах «Фигуры вокруг нас»;
-подборка музыкальных произведений для игрового развлечения «Путешествие в сказку»
-информация интернет – ресурсов;
-подготовка оборудования для развлечения «Путешествие в сказку»;
-подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.
-Создание условий для реализации проекта;
-Взаимодействие с семьёй. Совместное обсуждение по выполнению проекта.
2 этап- основной:
-беседы с детьми о геометрических фигурах;
-чтение художественной литературы: р. н. с. «Колобок», «Три медведя», С. В. Михалков «Три поросёнка».
-отгадывание загадок о геометрических фигурах;
-целевая прогулка вокруг детского сада на тему «На что похожи»;
-рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;
-разучивание пальчиковой игры
-разучивание гимнастики для глаз «Все ребята встали в ряд»;
-дидактические игры: Найди свой домик», «Помоги зайке», Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Обведи по точкам». «Магнитная мозаика».
Работа с родителями:
-консультации для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»
- индивидуальные рекомендации «Весёлая математика дома»;
3 этап- заключительный:
-презентация
-оформление проектной деятельности;
-подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
-выставка творческих работ детей с использованием геометрических фигур.
Формы и методы работы:
Методы:
наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Приёмы:
практические: изготовление альбомов; дидактических игр;
наглядные: рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание слайд-презентаций;
словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;
здоровье сберегающие: динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
Новизна заключается в использовании метода проекта в рамках реализации образовательной области «Познание» с целью изучения и закрепления детьми 4-5 лет геометрических форм через создание наглядных образов.
План проектной деятельности
Социально – коммуникативное развитие
• Итоговая выставка творческих работ воспитанников в раздевальной комнате.
• Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек», «Построим фигуру», «Четвёртый лишний», «На что похоже»; «Магнитная мозаика», головоломка «Геометрические фигуры», лото «Цвета и фигуры», выкладывание геометрических фигур из палочек.
Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма»;
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».
Речевое развитие Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах, чтение художественной литературы:
Художественно – эстетическое развитие
• Раскрашивание готовой формы; Дид. игра «Обведи по контуру»;
• Аппликации из геометрических фигур: «Улитка», «Белка», «Паровозик», «Божьи коровки», «Корова», «Лошадка», «Ракета».
• Рисование палочками на песке по образцу.
Физическое развитие • Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастики для глаз.
• Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», «Найди пару».
Результативность проекта:
• В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
• У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
• Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете. Закрепили количественный и порядковый счет, цифры (в пределах 5). Вести диалог со взрослыми и сверстниками; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
• В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
• подобран дидактический материал для рассматривания с детьми- тематические альбомы «Такие разные фигуры»;
• консультации по теме проекта.
• проведены беседы и занятие, которые вызывают интерес у детей и родителей.
• проведена целевая прогулка вокруг детского сада «На, что похожи».