1. личностные - формировать навыки анализа текста, формулируя вопросы к самому тексту, познавательный интерес, систему моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, пробуждать добрые чувства друг к другу
3. познавательные --самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.
4. коммуникативные – формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания
Этапы урока | Формы и методы | Результаты |
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности | Методы обучения Создание проблемной ситуации. Прокомментировать высказывания. Подбор эпиграфа к уроку. М. Горького. Соотнести с произведением В. Короленко « В дурном обществе». Слайд 1-2 | актуальность темы для уч-ся Предметные: - знать биографические факты жизни в.Г.Короленко, содержание произведения « В дурном обществе», определение понятий: «повесть», «литературный герой»; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. |
Постановка цели и задач урока. Целеполагание | Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения изученного инеизвестного, выбор способов и средств ее реализации. Продолжаем работу по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе». Просмотр фрагмента из фильма «Среди серых камней». Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», П. П. Чистяков «Нищие дети»... Что объединяет эти произведения искусства? В чём созвучие полотен русских хухудожников и повести Короленко? / Тема обездоленных и несчастных/ Слайд 3- 4 | самостоятельное определение (принятие) уч-ся целей и правил работыОпределение темы, цели Личностные: самоопределение; выработка учебной мотивации. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Работа с информацией (информационно – аналитический) | Что такое портрет? Какими изображены дети на полотнах? Работа с текстом: найдите портретные зарисовки Валека, Сони и Маруси. Можно ли через портрет раскрыть внутренний мир человека? Почему нет портрета Васи? (Вася - рассказчик) Работа в группах: Слайд 5-7 Сопоставление литературных портретов . Работа в парах. Слайд 8-10 Чем семьи судьи и Тыбурция похожи? Одинаковое ли положение в обществе у этих людей? А в чем их главное различие? Кто из них несчастнее? Почему? | продукт обработки уч-ся информации«Открыти е» учащимися новых знаний научиться анализировать текст художественного произведения, давать сравнительную характеристику главных героев , проследив взаимоотношения героев, их истинные добрые чувства как образец для учащихся, регулятивные: -уметь строить речевое высказывание – доказательство, коммуникативные: - формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания |
Закрепление Этап самостоятельной работы | Рассмотрите иллюстрацию В. Глуздова и В. Костицына. Чем она отличается от работ других художников? Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет? (Свет. Это свет добра, любви и милосердия.) Слайд 11-12 Почему повесть названа «В дурном обществе»? Вы согласны? Подбор цитатного материала: Дети подземелья – дурное общество? («Знакомство». «Дружба») Анализ эпизодов. Слайд 13-15 | знание о степени достижения уч-ся поставленных целей Познавательные: вычитывают текстовую информацию, извлекают информацию из иллюстраций, текста, строят рассуждения, Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |
Контроль | Самостоятельная работа с самопроверкой 1Речевая характеристика героев. Определить героя по высказыванию. Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?” Заполнить таблицу . 2.Подбор ассоциативных слов . Аналитическая беседа. 1.Какой нравственный урок преподали дети взрослым? 2.Важно ли при этом социальное происхождение? 3. Как дружба скрасила жизнь детей? 4. В чём она помогла разобраться? | Oсознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.самооценка процесса и результатов собственной деятельности. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, |
Рефлексия | Допишите предложения : 1.Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это... 2.Мне было интересно, потому что… 3.Что нового узнал на уроке? 4.С какими трудностями столкнулся? 5. Какую оценку ты бы себе поставил? обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; - анализируют собственные мыслительные операции и чувства | Личностные:развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с задачами и условиями коммуникации). |
Домашнее задание | 1.Перечитать главы VII. Осенью VIII. Кукла Заключение IX 2. Вопросы по содержанию .Подготовить художественный пересказ главы VII; | Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять сферу своих интересов. Личностные:развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности. |
№ | Виды работ | Задания |
1. | Подбор эпиграфа к уроку. | Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. Вольтер Дружба — это когда с человеком хорошо просто так. Юрий Нагибин Прекрасно там, где пребывает милосердие. Конфуций Дающий нищему не обеднеет.Царь Соломон - Притчи, 28, 27. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.Лев Толстой. Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей. Никколо Макиавелли Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни-чувствовать себя нужным и близким людям. М.Горький |
2. | Работа в группах: Сопоставление литературных портретов по рядам | 1.Судья и Тыбурций; 2. Вася и Валек; 3. Соня и Маруся. Есть похожие элементы в описании героев? |
3. | Самостоятельная работа с самопроверкой Подбор ассоциативных слов . Заполнить таблицу. | Серый камень | Человеческое сердце. | твердое и жестокое, к нищета, страх, болезнь, ужас, безжалостность, чёрствость, несправедливость, | милосердие, доброта, душевное тепло, ласка, великодушие, сострадание, надежда, сострадание . | |
4. | Словарная работа: дать определение. | Сюжет – ; портрет –; повесть – ; герой - ... |
5. | Работа со словарём: | Эпитет, метафора, олицетворение, антитеза, сравнение |
6. | Определить художественные средства: | Белокурые волосы. - Маруся увядала как цветок - Смех её звучал, как маленький серебряный колокольчик. - Задумчивые глаза.- Глаза её загорелись огоньком восторга. Холодный вопрос.- Молодые мысли, крылатая юность - Я рос как дикое дерево.- Ночь спускалась на землю.- |