Просмотр содержимого документа
««В хорошей посуде и чай вкуснее».»
Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Пчелка».
Воспитатель: Петухова Д.А.
Тема: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Цель: расширять представление у детей о традициях чаепития на Руси, чайной посуде.
Задачи:
- побуждать детей создавать предметные композиции, дополнять их деталями;
- совершенствовать умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам;
- совершенствовать навыки работы с ножницами;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Элементы освоения содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Решаемые задачи по освоению программы: аппликация.
Виды деятельности: изобразительная, коммуникативная, двигательная.
Средства реализации:
наглядные: образец;
вербальные: стихи;
оборудование: для воспитателя: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, рисунки, фотографии, самовар, чайные чашки, заготовка в виде чайной чашки;
для детей: бумага цветная, карандаш, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, бумажные заготовки в виде чайной чашки.
Предварительная работа: беседа о чайной посуде.
Организационная структура занятия.
1.Ведение в тему.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из древнейших обычаев, одной из традиий на Руси – чаепитием.
2.Познавательная деятельность.
1.Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.
Начнем с далёких времён. Так ещё до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу. Это было дешевле и полезнее. А настоящий чай пили только цари и богатые люди. Но вот лет двести назад чай стал доступен и бедным людям. Что же такое чаепитие по – русски? Русский чай – это отдых, общение в приятном кругу. За одним большим столом собирались все члены семьи. В центре, на белой скатерти, стоял самовар на подносе. Большой, пузатый, начищенный, он созывал домочадцев пыхтением. Самовар растапливали еловыми шишками. Смоляной, горьковатый аромат дымка расслаблял и успокаивал. Разливала чай только сама хозяйка. В редких случаях доверяли старшей дочери. И, конечно, на столе должно быть варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, а сироп – тягучим. Кроме этого, на стол выставляли пироги, пряники, булки. Колоритны специальные грелки, которыми накрывали керамический заварочный чайник. Не меньшей гордостью хозяйки был чайный сервиз. Материал, из которого делали и делают чайные сервизы (фарфор, фаянс) – прекрасная основа для художественной росписи.
А как пьют чай у вас в семье? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
2.Словесно-иллюстрированная беседа «Чайная посуда».
для чаепития у нас изготавливаются целые чайные сервизы, включающие такие предметы, которых нет у других народов.
(Работа с иллюстрациями – воспитатель показывает, дети отвечают).
А теперь посмотрите, как украшены все предметы чайного сервиза. В России чайная посуда часто имеет яркую оригинальную роспись.
Про какую роспись говорится в стихотворении:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки
Для забавы детворы,
Скрыта в легкости мазка
Тайна чудо-глины…
Что же это за промысел? Конечно же, Гжель? (Иллюстрации).
А вот совершенно другие узоры. Это посуда Дулевского завода. В основном фарфор на заводе расписывали простые работницы. Под их руками оживали невиданные цветы, сплетались узоры. Все изделия Дулево – сервизы, чашки, чайники, подносы – можно легко узнать. Они украшены крупными яркими цветами. А какой узор вам больше понравился? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Ну, а теперь, я вам предлагаю украсить чайные чашки собственным узором.
3.Творческая деятельность.
1.Демонстрация приёмов работы.
Воспитатель показывает детям приемы вырезания симметричных деталей и нескольких одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой, составление из вырезанных деталей узора (кружки, листики, цветочки).
2.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Яблоня в моём саду
гнётся низко на ветру.
Наклонялась вправо, влево-
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
а как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт.
3.Работа с творческим заданием. Задание: выполнить аппликацию.
Во время работы педагог помогает и показывает индивидуально детям, которые затрудняются.
4. Рефлексия.
Выставка работ. Рассматривание и обсуждение.