СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Просмотр содержимого документа
«В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».»

Конструкт урока литературного чтения

студентки группы 46 «Б»

Бирюковой Анастасии Евгеньевны

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 08.05.2019г.

ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 35"

Класс: 2 «Г»

ФИО учителя класса: Мустафина Ольга Владимировна Подпись__________

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе);обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи);

  • Предметные: обучающиеся имеют представление о творчестве В.Ю. Драгунского, прогнозируют содержание рассказа «Тайное становится явным»; демонстрируют качественные навыки чтения; обучающиеся могут объяснить значение незнакомых слов.

Цель: формирование личностных универсальных учебных действий в процессе знакомства с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству В.Ю. Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; потребность в чтении; способность к рефлексии; доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности; воспитывать понимание необходимости оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умения видеть сильные и слабые стороны своей личности.

  • Развивающие: развивать регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять контроль и самоконтроль); развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); развивать познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи).

  • Образовательные: повторить биографию В.Ю. Драгунского; познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»; в процессе знакомства с рассказом совершенствовать качества навыка чтения; обогащать словарь обучающихся новыми словами.

Принципы обучения и воспитания:

принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);

принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности;

принцип доступности;

пинцип минимакса;

принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания).

принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов в определенном контексте через сопастановление, подбор символов, толкование)

Методы обучения и воспитания:

по источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, рассказ, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;

по уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный;

метод развития познавательного интереса: художественное слово;

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;

метод эмоционального стимулирования: поощрение;

метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

индивидуальное – карточки с заповедями, карточки для самостоятельной работы;

демонстрационное – презентация, видеофрагменты.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. 3 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебных задач. 10 мин

  3. Решение проблемы. 10 мин

  4. Физкультминутка. 1 мин

  5. Первичное закрепление 10 мин

  6. Организация самостоятельной работы. 8 мин.

  7. Информация о домашнем задании. 1 мин

  8. Рефлексия. 2 мин

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г.

  3. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и др.

  4. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Литературное чтение» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).



Эскиз доски:

Тема

Задачи урока

8 мая.

Классная работа.









Ход урока



Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Планируемый результат с учетом формирования УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)


- Доброе утро, уважаемые второклассники. Очень рада, что сегодня я снова проведу у вас урок.

- Для того, чтобы на уроке мы с вами хорошо поработали, предлагаю немного размяться.

Дыхательная гимнастика:

«Свеча»

 Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

1 «Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш  (руки разводят в стороны, хлопок)

  • Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему больших успехов.

  • Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики.

  • Давайте проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, дневник, пенал и раздаточный материал.

  • Отлично, желаю хорошего настроения, начинаем урок.

Личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: организовать деятельность по повторению обучающимися пройденного материала; по формулированию темы и задач урока.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.

Развивать познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели

Развивать познавательные (логические) УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)



Метод развития психических функций (постановка проблемы)


- Ребята, на уроках литературного чтения мы учимся выразительно читать. Для того, чтобы наша речь была четкой, громкой и выразительной, предлагаю следующее упражнение:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай медленно шепотом.

Прочитай побыстрее в пол голоса.

Прочитай быстро и громко.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.


- Ребята, для того, чтобы узнать тему урока, предлагаю открыть учебник на странице 162. Кто мне назовет, с каким произведением и какого автора мы будем сегодня работать?

- А какие задачи нам нужно решить на уроке?

(варианты детей)

  1. Повторить биографию В.Ю. Драгунского

  2. Познакомиться с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным.

  3. Учиться читать выразительно.

Личностные УУД: обучающиеся проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.

Развивать познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели

Развивать познавательные (логические) УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

3. Решение проблемы

Задача: организовать деятельность выхода из затруднения и организовать деятельность по осмыслению обучающимися нового материала.

Развивать личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Практический: (упражнения)












Приступим к решению первой задачи. Оля, назови ее.

Введение в тему

- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.

-Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

–Каким человеком был Драгунский? Посмотрите видео о его жизни и подумайте.

- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

- Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

- Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)

- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?


Словарная работа.

Предлагаю разобрать значение некоторых слов, которые встретятся при чтении.

Прочитайте слова из рассказа.

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите - ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.


Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

-Что может произойти дальше?

- Почему вы так считаете?

Продолжаем читать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»

- Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.












4. Физкультминутка

Задача: провести элементарные физические упражнения для снятия мышечной и зрительной усталости обучающихся.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)

Видео

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.








5. Первичное закрепление

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.






По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Практический: (упражнения)


Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были  ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется,  каким же человеком  надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

-Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

- Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.


6. Организация самостоятельной

работы

Задача: проверить усвоили ли новый материал обучающиеся.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности;

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.


По источнику получения знаний (беседа, демонстрация, объяснение, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Работа с пословицей

-Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  • Никто так детям не верит как мать родная

  • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

  • Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

7. Информация о домашнем задании

Задача: провести инструктаж домашнего задания.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)

____________

Личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Задача: самооценка результатов деятельности.

Развивать личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.

Развивать регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.


Метод эмоционального стимулирования (поощрение)



По источнику получения знаний (беседа)



Метод осмысления социального опыта (художественное слово)




 - О чём же рассказ Драгунского? 

 Закончите одно из предложений. 

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо за урок.


Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.



Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!