СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. И. Вернадский и Д. С. Лихачёв о проблемах экологии культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом формирования экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«В. И. Вернадский и Д. С. Лихачёв о проблемах экологии культуры»

В. И. Вернадский и Д. С. Лихачёв о проблемах экологии культуры

Бут Е.А.

Студентка кафедры культурологи Таврической академии КФУ

Научный руководитель: Кокорина Е. Г., к. культ., доцент кафедры культурологии

Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом формирования экологической культуры

Ключевые слова: экология ,ноосфера ,экология культуры ,культура личности ,экологическое образование



Традиционно экологию сопоставляют с бережным отношением к природе, гораздо шире можно использовать понятие «экология культуры». Д.Лихачев ,один из выдающихся ученых XX века ,выделял в экологии два ответвления : экологию биологическую и экологию культуры .Экология представляет собой взгляд на мир как на дом ,который следует сохранить в подобающем виде .Природа – дом ,в котором живет человек ,но культура тоже является создаваемым домом человека ,в совокупности образуя материальные и духовные ценности . Академик Д. С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Отсюда вытекает вопрос нравственной экологии : «Почему следует беречь памятники культуры и как воспитать эту любовь ?»

У В.И. Вернадского мы встречаем подход необходимости гармонизации . В нынешнем положении особой ценностью обладает идея Вернадского о неразрывной связи человека и природы, и возможности ответственного управления ею –  это концепция ноосферы. Под ноосферой понимается царство ума , сознательное взаимодействие человека и природы. Наша планета представляет собой единый организм ,где каждый элемент оказывает влияние на другой ,но также существуют факторы ,отягощающие процесс синтеза культуры и природы . Прежде чем рассмотреть сущность экологической культуры, необходимо уяснить понятие «культура личности».

Культурность человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она – итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств. Следовательно, личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Она предполагает развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Можно по-разному интерпретировать понятие «экологическая культура». Экологическая культура это и знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально - чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении. Экологическая культура – это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Правомерно утверждать, что экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии .

Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Так называемая экологическая ответственность предполагает высокий уровень экологического сознания. Ведь формирование экологической культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания. При этом ответственность за природу не равна любви к ней, так как провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, обычно уступают последним и остаются на заднем плане. Преувеличение ценностей человеческих потребностей создает угрозу равновесия в природе, а их преуменьшение несовместимо с элементарными условиями комфортного существования. Но видимо, на самом деле ценностное предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе. Речь должна идти о системе, в которой они дополняют друг друга. Чтобы сохранить возможность дальнейшего развития человечества и не разрушить природный баланс, экология и этика должны совместно прокладывать дорогу в будущее.

Источник тревог и мучений человека лежит не вне его ,а в нем самом ,не в среде обитания ,а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. В конечном счете, обнаруживается, что социокультурные программы постоянно завышены и не имеют естественных тормозов, а в своей биологии человек намертво привязан к природе и биологическое в человеке не выдерживает социокультурных капризов и прихотей. И тогда становится ясно, что эти капризы и прихоти – выражение не культуры, а малокультурности людей, их социального эгоизма и исторической ограниченности.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природы.


Необходимо в дошкольные годы воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни… А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека.

 Как справедливо считает С. Глазичев: «Нет жизни – нет экологической проблемы. Жизнь благоденствует – тоже нет экологической проблемы. Жизнь, ее сохранение и воспроизводство, – жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества – критерий экологичности»

Таким образом, мы выяснили, что в настоящий момент все зависит от человека, что он будет делать. На его плечи ложится огромный груз ответственности и необходимость разрешить вопрос своей сущности и существования. Так как человек по сущности своей существо природное, то он должен гармонично сосуществовать с природой, а не губить ее.













Список литературы

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Вернадский В.И. - М.: Наука

  2. Источник :Лихачев Д. С. Русская культура . – СПб:2000




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!