Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
тема: «В гостях у профессора Речевика»
Цель: систематизировать знания и умения детей по речевому развитию.
Программное содержание:
ОО Познавательное развитие
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- развивать интерес к дидактическим играм и упражнениям;
- воспитывать выдержку, терпение.
ОО Речевое развитие
- способствовать активизации речевой деятельности через диалог;
- развивать словарный запас, мышление, память;
- воспитывать мастерство слышать.
ОО Социально-коммуникативное развитие
- создать атмосферу доброжелательности;
- способствовать развитию положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- воспитывать дружелюбие, чувство товарищества.
ОО Физическое развитие
- укреплять физическое здоровье детей;
- развивать двигательную активность.
ОО Художественно-эстетическое развитие
- формировать желание участвовать в конструктивной деятельности;
- развивать творческое воображение, внимание и фантазию;
- воспитывать радость общения в процессе коллективной деятельности.
Методические приёмы: проблемные вопросы, наглядный приём, сюрпризный момент, дидактическая игра, игровые упражнения, физкультурная минутка, практический приём, подведение итогов.
Словарная работа: предложение, слово, буква, звук, слог.
Оборудование и материалы: письмо от Профессора Речевика, мяч, карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры, разрезные картинки, сундук, шоколадные медали, звездочки, флажки.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, подвижные и малоподвижные игры, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми.
Планируемый результат:
- Умеет обобщать, классифицировать, определять место звука в слове, делить слова на слоги;
- Пополнен запас новых слов;
- Коммуникативный, доброжелательный, самостоятелен в суждениях;
- Физически развит, активен;
- Развито воображение, фантазия, внимание; заинтересован в творческом процессе.
ХОД НОД:
1. Организационный момент (3-5 мин.)
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение. А какое настроение у вас? ( ответы детей). Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от Профессора Речевика:
«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи».
Воспитатель: Ребята, хотите получить подарки от Профессора? Что для этого надо сделать? Куда мы с вами отправимся? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?
2. Основная часть (10-15 мин.)
Отгадывание загадки
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт)
А на двери самолёта – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали, Покрутили, Потянули И открыли! | Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. |
Замок, мы открыли, молодцы! Полетели!
Логоритмическое упражнение
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Полетел наш самолёт.
Левое крыло вперёд,
Повернул наш самолёт.
Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Прилетели близко.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.
Сначала мы с вами отправимся в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас игровые упражнения.
Упражнение «Назови одним словом»
Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;
Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;
Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;
А, Б, В, П – буквы;
Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;
1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;
Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.
Упражнение «Что лишнее?»
Бинт, банан, бочка, белка.
Заяц, комар, медведь, волк.
Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
Самолет, машина, корабль, стол.
Воспитатель: Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города Обобщение дарят вам одну часть ключа.
Воспитатель: Дальше наш путь пойдёт через реку Наоборот. Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:
Упражнение «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая
Длинное – короткое
Сильный – слабый
Весёлая – грустная
Высокий – низкий
Смеётся – плачет
Лежит – сидит
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
Воспитатель: Вот мы и перешли через реку и оказались в городе Букв и Звуков. Жители этого города приготовили для вас игры.
Игра « Доскажи словечко»
Наша речь состоит из… предложений
Предложения состоят из… Слов
Слова состоят из… букв и звуков.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? ( На гласные и согласные).
Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся).
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).
Игра «Где спрятался звук?»
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.
Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветкам с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (Жук)
Воспитатель: Итак, где же спрятался звук Ж в слове: жар, мороженое, еж?(в начале, в середине, в конце слова).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (ответы детей).
Воспитатель: За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам вторую часть ключа. А мы отправляемся дальше.
Физкультурная минутка «Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Перед нами Ласковая поляна. Здесь живут очень добрые жители.
Игра «Назови ласково» (игра с мячом).
Воспитатель: Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка, ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка.
Воспитатель: Молодцы, вам понравились ласковые слова?
Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Жители Ласковой поляны дарят вам третью часть ключа.
Воспитатель: Нам с вами осталось получить последнюю часть ключа. Для этого предлагаю отправиться на остров Слогов.
Игра "Буквы заблудились"
(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры).
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: Получилось слово солнышко. Сколько слогов в слове - солнышко? (3 слога).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете четвёртую часть ключа от сундука.
Воспитатель: Сундук откроется, только если вы правильно соберёте ключ.
Игра «Разрезные картинки»
Дети собирают ключ из частей и открывают сундук. В сундуке шоколадные медали.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться обратно в детский сад.
3. Заключительная часть. Рефлексия. (3-5 мин.)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи. и получили подарки от профессора Речевика.
- Вам понравилось путешествие?
- Какие игры понравились больше всего?
- Какой подарок получили от профессора Речевика?
- Вы все молодцы: активные, послушные, внимательные. И сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.