Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка.
Методическая разработка
открытого занятия
Тема: «В гостях у мишки».
Возраст обучающихся 3-4 лет)
Продолжительность занятия: 20 минут
Автор:
педагог дополнительного образования
Соловьева Е.В.
г. Липецк,
2019 г.
Дата проведения: 8.11.19.
Место проведения: МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка, каб. №8.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Возраст обучающихся: 3-4 года.
Количество: 12 человек.
Цель: профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи.
Задачи:
- совершенствование навыка составления простых распространенных предложений;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»;
-уточнение произношения гласных звуков первого ряда: [а],[о],[у],[и];
- расширение представлений об осенних признаках;
- развитие речевого слуха, чувства ритма, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, мимической мускулатуры;
- развитие познавательной активности детей;
- содействие эстетическому воспитанию детей;
- создание у детей атмосферы радости общения и успешности.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Вид занятия: комбинированное.
Методы обучения: словесный, наглядный (метод демонстрации, практико-ориентированный, игровой).
Материалы и оборудование:
-мультимедиа проектор, экран, ноутбук (компьютер), колонки, флешка с презентацией и музыкальным сопровождением, ложки, зрительные символы гласных звуков.
План занятия:
Организационная часть: (1 мин.):
Вступительная беседа: (2 минуты)
Практическая часть: (15 мин.):
Подведение итогов: (2 мин.).
Ход занятия.
Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие. Проверим по журналу, все ли у нас собрались или мы кого то потеряли?
Отметка отсутствующих в журнале. На экране появляется лучик.
Вступительная беседа.
Педагог: Ребята, посмотрите, Лучик солнца золотой,
Нас приветствует с тобой.
В круг мы быстро соберемся,
Дружно за руки возьмемся.
Скажем хором: «Здравствуй, здравствуй!
Здравствуй, лучик золотой!»
Педагог: Лучик приглашает нас с вами в гости к мишутке. С мишкой мы научимся слушать и различать звуки, разминать пальчики, вдыхать носиками и выдыхать ротиками, петь гласные звуки, делать артикуляционную гимнастику, считать, танцевать, а это значит, что мы весело и с пользой проведем время.
Практическая часть.
Педагог: Ну что вы готовы отправиться в путь? Он живет в осеннем лесу. Путь туда не близок, поэтому мы поедем на машине.
На экране появляется машина.
Педагог: А вот и она. Давайте возьмем в руки руль, заведем мотор, поехали.
Кинезиологическое упражнение «Машина»
Би-би-би – гудит машина дети топают ногами и поочередно руками имитируют надавливание на сигнал.
Тук-тук-тук – мотор стучит поочередно меняя кулаки стучат ими друг о друга
Шины трутся о дрогу перед собой трут кулаком о ладонь,
Шу-шу-шу они шуршат попеременно меняя руки.
Быстро крутятся колеса вращение рук перед грудью.
Та-та-та вперед спешат
На экране появляется дом, перед домом куча листьев.
Педагог: А где же мишка? Пригласил нас в гости и не встречает?
/раздается храп/ Слышите? Кажется, кто то храпит под листвой. Давайте подуем на листья и узнаем, кто там храпит.
Упражнение на дыхание «Листопад».
Педагог: Это мишка заждался нас и уснул. Надо его разбудить. Что бы мишку не напугать, нужно позвать его потихонечку. Вот так (педагог тихо говорит): «Мишка, вставай!»
Работа над развитием динамического слуха, закрепление понятий: тихо – громко.
Дети (тихо): Мишка, вставай!
Педагог: Не просыпается, давайте немножко громче его позовем: «Мишка, вставай»
Дети: Мишка, вставай!
Педагог: Еще громче, не слышит нас мишка, мишка, вставай!
Дети: Мишка, вставай!
На экране мишка просыпается.
Мишка: Это кто тут кричит? Спать не дает?
Педагог: Это мы! Принимай, мишка, гостей!
Мишка: Ой, я все проспал. Здравствуйте! Простите меня, хотел я на угощение оладушки с ягодами приготовить, да уснул. Что ж теперь делать?
Педагог: А мы вместе сходим в лес и наберем ягоды.
Логоритмическое упражнение «Ягодка» на развитие понимания форм единственного и множественного числа, согласование существительного с числительным одна, две, пять.
Дети под музыку идут друг за другом, имитируя сбор ягод. Наклоняются, берут ягодку, кладут в корзину - согнутую руку.
По лугу идем, ягодку кладем, по лугу идем, ягодку кладем. Одна ягодка, две ягодки….пять ягодок. Одна малинка….пять малинок.
Мишка: Ох, что то я устал, особенно пальчики.
На экране появляются паучок.
Паучок: Кому здесь нужно пальчики размять?
Педагог: Ой, кто это?
Мишка: Не бойтесь, это мой друг паучок. Он специалист по разминанию пальчиков.
Педагог: Приготовили ручки. Начали.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползет опять. А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. | Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка – «паучок», который гуляет «по ветке». «Паучок» бегает по предплечью, А затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок по столу или коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным. «Паучки» ползают по голове. |
Педагог: Спасибо, паучок, за гимнастику.
Раздается звук – шум ветра.
Педагог: Вот осень проказница, то тепло спокойно, то холодно и ветер.
Фонематическое упражнение «Ветерок»
Ветер по лесу летал – фффффф качают поднятыми вверх руками.
И с деревьями играл – фффффф
Ветви сильно раскачались – ух,ух! Сильно качают руками.
И листочки испугались – шшшшш Взмахивают кистями рук.
Оторвались и упали – ах! Плавно опускают руки.
Педагог: Ну как же осенью без дождя?
Мишка: Ой-е-ей! Не люблю я дождик. Он мокрый и холодный.
Педагог: Ребята, давайте мишку повеселим. Научим его капельки ловить.
Упражнение на развитие чувства ритма «Капли».
На экране появляется сундук.
Педагог: Мишка, что там за сундук ты прячешь?
Мишка: Это непростой сундук. В нем спрятаны предметы. А вот какие, вам подскажут звуки.
Упражнение на дифференциацию неречевых звуков.
Педагог: Что - то долго мы по лесу гуляем, пора бы и подкрепиться.
Мишка: А пойдемте к моей бабушке, она испечет нам оладушки.
Логоритмическое упражнение «Ладушки»
Педагог: Вкусные были оладушки? А как мы их ели?
Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Заборчик - трубочка», «Часики», «Катаем тесто», «Блинчик», «Индюк».
Мишка: Пора и повеселиться да песни спеть. А помогут нам в этом мои подружки - ложки.
На экране под музыку появляются ложки, на которых нарисованы лица с разными эмоциями. Педагог берет поднос с ложками и тарелочки со зрительными символами гласных звуков.
Педагог: Посмотрите, какие ложки. Берите по одной. Какое настроение у ваших ложек. У кого грустно? Покажите, как грустит ложка? А как веселиться?
Упражнение на развитие мимической мускулатуры и эмоциональной сферы.
Педагог: Ложки эти не простые, а певуньи золотые. Будут петь они сейчас, повторяйте не таясь.
Упражнение на автоматизацию гласных звуков первого ряда: [а],[о],[у],[и]с графомоторной стимуляцией речи.
Педагог: Хорошо у тебя, мишка. Но нам пора домой возвращаться. Давайте попрощаемся с мишуткой.
Дети прощаются с мишкой.
Педагог: А вот и самолет нас поджидает. Занимаем свои места, мы возвращаемся домой.
Музыкально-ритмическое упражнение «Самолет» муз. Е. Теличеевой.
Подведение итогов.
Педагог: Ребята, понравилось вам у мишки в гостях? А что вам больше всего понравилось? Вы сегодня молодцы! К сожалению занятие подошло к концу. Посмотрите, лучик хочет с вами попрощаться.
Лучик солнца золотой,
Прощается с тобой.
В круг мы быстро соберемся,
Дружно за руки возьмемся.
Скажем хором: «До свидания, добрый лучик золотой!»
Всем большое спасибо, и до свидание!