СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у масленицы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В гостях у Масленицы»

Составила воспитатель Шумкова Т.А.

Цели: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам; способствовать пробуждению национального чувства; развивать воображение, творческие способности детей; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Задачи праздника:

Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, обогатить словарный запас школьников, расширить знания о народном этикете.

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.

Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Форма: путешествие по масленичной неделе.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у масленицы»

«В гостях у Масленицы»

Составила воспитатель Шумкова Т.А.

Цели: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам; способствовать пробуждению национального чувства; развивать воображение, творческие способности детей; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Задачи праздника:

Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, обогатить словарный запас школьников, расширить знания о народном этикете.

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.

Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Форма: путешествие по масленичной неделе.

Подготовительная работа с детьми

Объединить детей в семь групп (по дням недели); каждая группа готовит представление (презентацию) своего дня недели (по материалам сценария).

Названия групп:

- Понедельник. «Встреча» Делают чучело Масленицы, разучивают стихи.

- Вторник. «Заигрыш» - разучивают стихи.

- Среда. «Лакомка» - разучивают пословицы, поговорки.

- Четверг. «Разгул» - разучивают поговорки.

- Пятница. «Тещины вечерки» - разучивают пословицы, поговорки, стихи.

- Суббота. «Золовкины посиделки» - разучивают пословицы, поговорки, стихи.

- Воскресенье. «Прощеное воскресенье» - разучивают стихи.

Оборудование:

а) изготовить таблички с названиями дней недели.

б) вырезать из желтой бумаги солнце;

в) в одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма: платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки и т. п.;

г) подготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок.

Оформление класса:

а) прикрепить плакат «В гостях у Масленицы»;

б) на доске написать мелом праздничные названия дней недели в столбик: «Встреча», «Заигрыш» и т. д.;

План:

1. Вступительное слово.

2. Путешествие «В гостях у Масленицы»:

- Понедельник. «Встреча».

- Вторник. «Заигрыш».

- Среда. «Лакомка».

- Четверг. «Разгул».

- Пятница. «Тещины посиделки».

- Суббота. «Золовкины посиделки».

- Воскресенье. «Прощеное воскресенье».

I. Вступительное слово

Учитель: Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящен проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «веселая».

Когда Русь приняла христианство, народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.

Великий пост перед Пасхой - это время очень строгого воздержания в пище, зрелищах и развлечениях. Неделя перед Великим постом называется «мясопустной» или «сырной». На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течение этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: «Без блина - не Масленица».

На Масленицу нужно было не только есть блины, но и ходить в гости, веселиться, потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель - время строгого поведения. Недаром родилась пословица: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

II. Путешествие «В гостях у Масленицы»

Учитель. Каждый день Масленицы имел свое название. А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице.

А вот и первая остановка - понедельник.

Понедельник. «Встреча»

Ученик 1. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день дети старались от души наиграться с последним снежком. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Ученик 2. В этот день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санях.

Ученик 3. Мы тоже сделали Масленицу. Вот она какая красивая у нас получилась (показывает куклу, наряженную Масленицей).

Ученик 4.

Здравствуй, дорогая наша гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная.

Ученик 5.

Лента алая двухрублевая,

Платок беленький, новомодненький.

Ученик 6.

Бровки черные, наведенные,

Шубка синяя, губки красные.

Ученик 7.

Лапти частые, головастые,

Блузка белая, набеленная.

Учитель. Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы.

А наше праздничное путешествие продолжается.

Учитель. Вот и второй день Масленицы - вторник.

Вторник «Заигрыш»

Ученик 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причем мужчины наряжались в женское платье, а женщины - в мужское.

Ученик 2. Звери, пугала, негры и пираты - кого только не встретишь на масленичном маскараде! Катались на качелях, каруселях, съезжали с горки на санях. А если санок не было, шли в ход рогожки; катались также на лошадях.

Ученик 3. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни и хороводы - до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.

Ученик 4. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь

Масленица у ворот –

Открывайте шире рот!

Ученик 5. Блин с вареньем, блин с икрою,

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел,

На душе так хорошо!

Ученик 6. На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну, а мальчики-обжоры

Животами маются.

Ученик 7. Как на масленой неделе

 От стола блины летели!

И сметана и творог –

Всё летело под порог.

Учитель. Отшумел, отзвенел веселый вторник-заигрыш.

Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день Масленицы.

Среда. «Лакомка»

Ученик 1. Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды.

Ученик 2. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.

Ученик 3. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком.

Ученик 4. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха».

Ученик 5 Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели.

Ученик 6. Была даже такая пословица: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».

Ученик 7. Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.

Ученик 1. А сколько пословиц сложено про Масленицу!

Ученик 2. Не житье, а Масленица.

Ученик 3. Масленица семь дней гуляет.

Ученик 1. Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.

Ученик 2. Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

Ученик 3. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Ученик 4. Без блинов не Масленица.

Ученик 1. Первый блин - комом, второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвертый - мне!

Ученик 2. В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тещам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к теще на блины».

Ученик 3. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку, мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.

Учитель. Блинов в среду наелись, сил набрались. Они нам пригодятся на четвертый день Масленицы.

Четверг. «Разгул»

Ученик 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» и «Переломом».

Ученик 2. В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.

Ученик 3. В эти дни можно было есть - до икоты...

Орать до хрипоты...

Ученик 4. Петь-до надсаду...

Плясать - до упаду.

Ученик 5. Широкая Масленица - это самый разгар игр и развлечений. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.

Ученик 6. Но это были бои по правилам:

Не бить лежачего...

Не класть в кулак тяжелого...

Ниже пояса не бить...

Ученик 7. По затылку не колотить...

Вдвоем на одного не нападать...

Ученик 8. И до смерти никого не забивать.

Ну а кто всех побеждал кулаком, весь год был самым главным силачом!

Учитель. Ну а наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.

Пятница. «Тещины посиделки»

Ученик 1. Если в среду зятья гостили у тещ, то в пятницу тещи приходили к зятьям на блины.

Ученик 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она для него теща.

Ученик 3. Званая теща должна была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку, рушник.

Ученик 4. А тесть (отец жены) посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Ученик 5. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.

Ученик 6. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки.

Были блины с картошкой, с капустой, с медом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбою и с икрой, с изюмом и с курагой.

Ученик 7. С пылу, с жару прямо к горячему самовару!

Ученик 8. Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

Учитель. Ну вот и наелись блинов в пятницу, а в субботу - опять готовь тарелки: приходят «Золовкины посиделки».

Суббота. «Золовкины посиделки»

Ученик 1. Шестой день Масленицы - суббота - называется «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами...

Ученик 2. С медом, маслом, вареньем, грибами...

Ученик 3. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же стали главным угощением и символом именно праздника Масленицы.

Ученик 4. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце, которого ждали всю долгую зиму!

Ученик 5. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.

Ученик 6. Блин - символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.

Учитель. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье».

Воскресенье. «Прощеное воскресенье»

Ученик 1. Этот день еще назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы.

Ученик 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.

Ученик 3. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз...

Ученик 4. Вот и пришла пора провожать Масленицу. Сударыню-Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.

Ученик 5. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали ее под громкое пение.

Ученик 6.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица,

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица широкая.

Ученик 7.

Блины масляные,

Медом мазаные.

Мы катались с горы

От зари и до зари.

Ученик 8.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!


На последних словах все дети машут руками, как бы прощаясь с праздником.

Ученик 1. А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хороший, а еже ли дым стелется по земле, то год будет неурожайным.

Ученик 2. Последний день Масленицы еще называют «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.

Ученик 3. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Учитель. И вы, ребята, в это воскресенье постарайтесь попросить у всех прощения: у родных, соседей, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну, ждать лета. А вместе с зимой снова к нам в гости придет веселая, широкая Масленица.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!