СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В городе богини Афины

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В городе богини Афины»

Тема урока: «В городе богини Афины»

Составитель:Орлова Светлана Михайловна,

5 класс

Форма проведения: урок-путешествие

Цель:  познакомить учащихся с основными достопримечательностями Афин, способствовать развитию эстетического воспитания учащихся.

Здачи:

Образовательные:

  • Формировать знания: об особенностях застройки древнегреческого города на примере Афин; типах древнегреческих сосудов, стилях вазописи; важнейших памятниках афинского Акрополя; ордерной системы Древней Греции и её основных элементах.

Развивающие:

Развить у детей умения:

  • Работать с планом местности;

  • классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;

  • давать определения новым понятиям;

  • решать познавательные задания;

Воспитательные:

Приобщить учащихся к навыкам:

  • Творческого сотрудничества в процессе работы в команде;

  • Объективной оценки себя и своих товарищей;

  • Приобщения и воспитания уважения к ценностям мировой культуры.

Оборудование: Компьютер учителя, интерактивная доска, ММ проектор, учебник учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011, раздаточный материал, элементы костюмов для театрализации. Программное обеспечение: Microsoft Word , Microsoft Power Point

Основные понятия: Керамик, керамика, чернофигурная керамика, краснофигурная керамика, амфоры, пифос, Агора , смотритель рынка, рыночная стража, Акрополь, портик, фронтон, Парфенон, Ника, Эрехтейон, греческие ордера – ионические, дорические, коринфские.


План урока.

  1. Керамик.

  2. Агора.

  3. Акрополь.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Учитель: Калимэра! (приветствие на греческом языке) (дети отвечают) и это значит, что мы с вами продолжаем изучение истории…. Древней Греции.(слайд 1)

У нас сегодня необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие в один греческий город. Проверьте свой «багаж» - учебники, ручки, дневники.



Для путешествия нам нужны билеты, в которых содержится основная информация о стране. Возьмите их с края парты (жёлтые) и заполните пробелы. (дети заполняют пробелы в тексте).

Проездной билет

Греция расположена на Балканском полуострове. Он омывается Эгейским и Ионическим морями. Сами греки называли свою страну Элладой. Климат в Греции жаркий. Поверхность в основном покрыта горами. В Греции мало мест, пригодных для земледелия. В основном Греки выращивали оливки и виноград. Система управления, сложившаяся в Греции – демократия.

Счастливого пути!













Теперь поменяйтесь билетами и проверьте правильность заполнения (на доске правильные ответы), оцените работу соседа по парте.(на доске критерии оценивания). (Каждый получает лист лавра) (слайд 2)

С древних времён ветви лаврового дерева символизировали славу. Победителей олимпийских игр, поэтов, сатиров, музыкантов, людей науки украшали лавровыми венками и именовали лауреатами. – получая за каждый ответ листочки лавра мы определим лауреатов, т.е. победителей ( Лауреат – карточка на магнитной доске, записать )


Билеты приобретены, теперь можем отправиться в путь. (музыка Сиртаки) Пристегните ремни, отключите мобильные телефоны и получите приятное впечатление от нашего путешествия.


(слайд 3)Посмотрите внимательно в иллюминаторы. Перед нами Древний город Афины
Чтобы не заблудиться, давайте воспользуемся планом Афин. Он размещён в ваших путеводителях (розового цвета), где мы будем оставлять некоторые записи на память.


Итак, согласно плана Афин мы должны посетить самые важные места города Какие? (Дети называют – Керамик, Агора, Акрополь) (На доске план урока слайд 4)

План урока.

1.Керамик.

2. Агора.

3.Акрополь


Учитель А с какой целью, мы едем в Афины?

(Предполагаемый ответ: познакомиться с достопримечательностями, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегреческого градостроительства, ведь именно они оказали огромное влияние на градостроительство всей Европы)



Ты чурбан, если не видел Афин!

Если видел и не восторгался – осёл!

А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!


Так говорили древние греки. (слайд 5)


Давайте, во время прогулки по городу подумаем, почему они так говорили, за что они так любили свой город?


Учитель: Мы оказались на окраине Афин. Узкие, немощёные улочки извиваются между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров нет. Здесь грязно, пыльно, много мусора и луж, вечером здесь сложно передвигаться. Тем не менее, этот район был известен далеко за пределами Эллады. Назывался он КЕРАМИК.(слайд 6)

Кто-нибудь знает, что означает слово КЕРАМИК?

Керамика в пер. с греч. означает - глина, в наше время керамикой называют глиняную посуду, изделия из глины.(записать в путеводитель)

Как вы думаете, чем славился Керамик?

Правильно, своей посудой

Разобраться в тонкостях гончарного искусства поможет нам учёный –археолог.


Археолог (ученик класса или более старшего возраста) Здравствуйте, я учёный-археолог, я изучаю быт и культуру древних людей по различным вещественным источникам.

В ходе раскопок нами были обнаружены фрагменты древних вещей (раздаёт фрагменты - пазлы, с изображением древнегреческих сосудов один набор на парту) Ваша задача собрать их в единое целое. Что получилось? – сосуды, вазы, горшки

Археолог: В Древней Греции существовало много видов керамической посуды. Каждый имел своё назначение и название.

Археолог: Перед вами определитель древнегреческой керамики. Вы должны определить, какого вида сосуд и для чего его использовали. Для этого вам нужно найти свой сосуд на определителе керамики, прочитать его название и предназначение.

(Раздаточный материал)

Дети определяют вид сосуда и зачитывают его назначение

(записывают в путеводитель назначение сосудов) (слайд 7)

(иногда амфоры делали с узким донышком, почему? Их использовали для перевозки вина и масла на кораблях где их устанавливали в деревянные стойки, а на берегу их втыкали во влажный песок, что делало их устойчивыми, и охлаждало жидкости)

Археолог. (Показывает на картинке огромный пифос) Как выдумаете, а для чего использовали этот сосуд? Это пифос – его использовали для хранения зерна, а ещё пифос однажды стал местом жительства для одного грека - Диагена (слайд 8)

Учитель: Рассмотрите сосуды внимательно. Греки называли их краснофигурными и чернофигурными. Как вы думаете, почему? Обратимся за разъяснениями к археологу.

Археолог: В 6 в. до н.э. греки украшали вазы чернофигурным рисунком: по красноватой глине чёрным лаком. Через 100 лет поступали наоборот. Секрет изготовления чёрного лака был утрачен.(слайд 9)

Учитель: Какие сюжеты использовали греческие мастера при изготовлении изделий?

(сцены из мифов, олимпийские игры, труд ремесленников)

Учитель: Давайте заглянем в одну из гончарных мастерских.(слайд 10) Перед вами владелец гончарной мастерской. Он имеет несколько рабов. В гончарных мастерских нужно было выполнять следующие работы:
1) месить глину; 2) подносить топливо к печи; 3) ворошить раскаленные угли; 4) покрывать вазы росписью; 5) наносить рисунок.
Как вы думаете, какие работы поручали рабам? (грязную, тяжёлую и простую)

Какие работы выполняли граждане?

Кто работал лучше - рабы или свободные мастера? Почему? (Свободные мастера получали деньги за свой труд и работали лучше рабов т.к. работали нехотя, по принуждению, бесплатно)


Учитель: Мы поблагодарим учёного – археолога и отправимся дальше. (Археолог уходит)

Путь у нас не близкий и нам необходимо восстановить силы подобно атлетам-олимпийцам

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы атлеты-олимпийцы (шаги на месте)

Мы бежим быстрее ветра (бег на месте)

Прыгаем на целый стадий. (прыжки на месте)

Наши копья, (махи руками)

Наши стрелы (махи руками)

Вдаль летят быстрее ветра,( махи руками)
С шумом падая на землю (приседания)

Возле самых ног атланта.(приседания)

Боремся как сто Гераклов, (боксёрские движения руками))

В пятиборье побеждаем, (взмах руками вверх)

Чтоб прославить родной полис.(аплодисменты)


Учитель: День для всех греков, бедных и богатых начинался рано, с зарей. Солнечным светом дорожили, потому что дома освещались коптящим масляным светильником. Греки справедливо считали, что утро – лучшее время дня: человек чувствует себя бодрым, отдохнувшим за ночь, готовым к работе.

Афинянин, надевая прямо на тело рубашку особого покроя, поверх набрасывал плащ. Греки любили яркую одежду: красную, зеленую, синюю. Афинянин надевал кожаные сандалии, брал в руки палку – он готов к выходу. Закусив несколькими кусочками хлеба, намоченными в вине, афинянин направлялся на АГОРУ – торговая площадь Афин (записать ). Мы отправляемся вслед за ними.(слайд 11)


Купец (используют хламиду для одежды) имитирует продажу товаров, привлекая к себе внимание
(Звучит музыка «Сиртаки» )
- Подходите, поглядите,
И себе приобретите.
Лучшее изделие
У ремесленника Румелия.

- Кому пифос для зерна и амфору для вина?
Гидрия для масла, чтоб жарилось прекрасно.
- Покупайте, не стесняйтесь, заходите. Не толкайтесь!

Знатные афиняне: (прогуливаясь)

1 ученик:

- Ты слышал новость? Вчера приехали послы из Спарты, они требуют, чтобы мы распустили Афинский морской союз. Подумай только, какая наглость! Им пора объявить войну… Я буду голосовать в народном собрании, чтобы послов выгнали из Афин.

2 ученик:

- Не горячись, подумай, какие бедствия принесет война. Спартанцы вырубят оливковые деревья, виноградники, сожгут деревни.


Учитель: Зачем же афиняне посещали Агору?


(чтобы приобрести товар или продать его; чтобы побеседовать и встретиться с друзьями, узнать и обсудить последние новости)


а ещё любили развлекаться - петушиные бои, заклинатели змей, глотатели кинжалов. На площади всегда было шумно и весело. За порядком следили смотрители рынка, им подчинялась рыночная стража.


В другой части Агоры размещались портики, гимназии, суд, монетный двор, Совет Пятисот, который следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов и храмов. Здесь же находился храм, посвящённый богу Гефесту

Жару греки предпочитали переждать в портиках.

Ч.Т. ПОРТИКИ – найти определение в учебнике – стр 170. (полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны (записать)

Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры – главной площади Афин.


Учитель: А сейчас сильно зажмурьте глаза, чтобы не ослепнуть от сверкающего в лучах солнца позолоченного шлема и наконечника копья статуи богини Афины.


Откройте глаза. Мы в АКРОПОЛЕ (слайд 12)

АКРОПОЛЬ – это укреплённый холм -крепость. ( запись в путеводитель)

Познакомит нас с достопримечательностями Акрополя экскурсовод.

А вы по ходу экскурсии запишите достопримечательности Акрополя в путеводитель

Экскурсовод. Акрополь расположен на высокой скале, 70-80 м высоты, пройти на него можно только с западной стороны.

Взгляните направо, - это маленькое изящное здание – храм богини победы Ники. Он выстроен в честь греческих побед над персами. Эллины всегда изображали богиню Нику крылатой, но чтобы удержать победу и чтобы она не улетела афиняне, построили храм Ники бескрылой.(записать ) (слайд 12)

Афиняне победили персов, и победа навсегда останется в городе.

Преодолеваем множество ступеней и входим на Акрополь через парадный вход -Пропилеи (записать) (слайд 12)

На Акрополе на высоком постаменте стоит 9-ти метровая бронзовая статуя Афины-воительницы.(записать) (слайд 12)

Эту статую в память о Марафонской битве сделал прославленный скульптор Фидий. Правой рукой Афина опирается на копье, а левой придерживает щит.


Учитель: ПАНАФИНЕИ - празднества в честь Афины, совершавшиеся в середине лета раз в четыре года в день рождения богини. Великие Панафинеи продолжались несколько дней. В первые дни совершались соревнования сочинителей гимнов, конные и музыкальные состязания. Проводились также бег с факелами, марши и военные упражнения вооружённых воинов. В последний день праздника устраивались состязания боевых кораблей – триер. Наградами за победы в музыкальных состязаниях были золотые венки и денежные призы, расписные вазы (амфоры) с маслом священных олив. Самую важную часть праздника составляла торжественная процессия («помпа»), - отсюда, по всей видимости, происходит такое выражение как «отметить с помпой». Т.е. очень торжественно, в которой афиняне несли дар богине – роскошное одеяние (пеплос), ткавшийся в течение девяти месяцев избранными девушками под наблюдением особых заведующих. Пеплос, вывешенный в виде паруса на модели корабля, везли из афинского района Керамик по главным улицам города на Акрополь.

Экскурсовод: Справа от нее расположен самый замечательный храм Древней Греции в честь богини Афины – Парфенон.(записать) Великолепное сооружение, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Строился он 16 лет. При строительстве использовался лучший в Греции мрамор, необычный по своим качествам материал. В зависимости от освещения, Парфенон меняет цвет на протяжении дня.

Парфенон окружен колоннами. У Парфенона нет фасада – лицевой стороны, он предназначен для осмотра со всех сторон. На фронтоне изображены скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.

Внутри храма большая, высотой почти в трехэтажный дом, статуя Афины. Фидию удалось сделать Афину, похожую на живую женщину - основа статуи – деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота, а лицо, руки, обнаженные ступни ног – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела.

Учитель: Название ПАРФЕНОН происходит от греч. ПАРФЕНОС – девушка, т.к. Афина – дева-воительница. (слайд 12)

Ещё одно новое понятие – фронтон – это треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.(записать) как правило было заполнено рельефами и скульптурами.

Экскурсовод: Выйдя из Парфенона мы оказываемся подле здания, расположенного справа от него – Эрехтейон.(записать)(слайд 12)

Этот храм посвящен двум богам, поспорившим между собой из-за того, кто станет покровителем Афин.

Именно здесь разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей. Восточная часть храма была посвящена Афине – там хранилась древнейшая деревянная статуя богини, упавшая, как верили, с неба. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части храма, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона. В соответствующем месте – на крыше храма – имеется отверстие от рукоятки трезубца, сделанное при его подъеме для удара

А как красивы колоны храма Афины и Посейдона: вместо простых столбов здесь поставлены каменные фигуры юных девушек-кариотиды (записать)

Учитель: Греки во всем искали стройность и гармонию. Поэтому они разработали правила или порядок, определяющий лучшее соотношения разных частей здания, прежде всего высоты и толщины колонны с размерами крыши и других частей здания. Такие правила называются Ордером. (слайд 13)
В греческой архитектуре наиболее известны: Дорический орд ер
Ионический ордер
Коринфский ордер

А различить их можно по верхним частям колонн, капителям.

Греки использовали колонны различных видов для украшения храмов и общественных зданий.


Задание. По иллюстрациям определить к какому ордеру относятся постройки. (слайд 14)

Учитель: В настоящее время от замечательных построек остались одни руины. Почему же греки гордятся ими? (Это историческое наследие, память о минувшем величии Афин и напоминание потомкам)

Учитель: Афинские горожане жили в тесных, тёмных домах. В некоторых комнатах окон не было, а где были, то были узкими и закрывались ставнями. А в центре города красовались великолепные храмы, портики, гимнасии и другие общественные здания.

Почему греки для себя предпочитали скромные жилища, а на общественных зданиях не экономили?

(Греки, пользуясь мягкостью климата, мало времени проводили дома и чаще бывали именно в общественных заведениях, поэтому и не скупились на роскошные убранства и украшения)


Учитель: Вот и закончилась наша экскурсия по Древним Афинам. Если кому-то повезет, вы сможете посетить современные Афины – столицу Греции. Давайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин (слайд 15)


1.Район Афин, в котором жили гончары?


2.Укреплённый холм с обрывистыми склонами?

3. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения жидкостей?

4. Торговая площадь Афин?

5. Тенистое место



(проверочные работы сдаются, правильные ответы проверяются на слайде)

Учитель: Вернёмся к вопросу, который прозвучал в начале урока : За что афиняне любили свой город? (слайд 16)

Ответ: город Афины - их Родина, они гордились своей свободой, красотой и культурными ценностями города.


Как мы с вами поработали ?

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось?

Подведём итоги.

Определим лауреата.(подсчитать лавровые листы)

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали, с каким настроением вы покидаете класс. У вас на столах лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился, и настроение ухудшилось, возьмите «тучку».


С помощью жребия выберем себе домашнее задание №1 (Приложение) (Из керамического сосуда каждый ученик достаёт свиток в котором содержится задание) Надо распутать путаницу – переставить буквы так, чтобы получился термин, относящийся к сегодняшнему уроку.

Задание№ 2 В путеводителях написать что означает термин лауреат.



Использованная литература, источники информации

1. Учебник учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011

2. Мэри Берд. Парфенон. Биографии чудес света. Год: 2007.Издательство: Эксмо, Мидгард ISBN

3. Как сказать по-гречески? http://parakalo.ru/hello-in-greek/

4. Художественная энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4123/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B8

  1. Трек Сиртаки. Греческая музыка. (musovon.com)

  2. Яндекс-картинки https://yandex.ru/images/







Приложения к уроку

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АФИНАМ

Л АУРЕАТ - _______________________________

ПЛАН АФИН

КЕРАМИКА - _____________________________________

Амфора- сосуд для хранения______________________________

Скифос - сосуд для ______________________________________

Кратер – сосуд для ______________________________________

Килик – сосуд для _______________________________________

Лекиф–сосуд для ________________________________________

Пифос – сосуд для _______________________________________

Вазы чернофигурные и _________________________________________________________

АГОРА- _____________________________________________________________________

Портик - ____________________________________________________________________________

АКРОПОЛЬ - ________________________________________________________________

Достопримечательности Акропля:

  1. Храм Ники_____________________________________

  2. Пропилеи - _____________________________________

  3. Статуя богини ________________ - воительницы, скульптор __________________

  4. Парфенон – храм в честь _________________________________________________

  5. Фронтон - это треугольное пространство между ­­­­­__________________________________

  6. Эрехтейон – храм, посвящённый богине Афине и ____________________________________

  7. Кариотиды – ___________________________________________________________



АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

____________________ ___________________



_________________________



ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГРЕЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ





Назначение сосудов:

Амфора- керамический сосуд предназначенный для хранения воды или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании (туда бросали камешки)

Кратер- большой вместительный керамический сосуд с широким горлом и двумя ручками, служащий для смешивания вина с водой.

Скифос- керамический сосуд, служащий для питья вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

Лекиф-сосуд для хранения масла на низкой ножке с узким горлом, ритуальный сосуд для благовоний, хранения праха усопшего

Килик - сосуд для напитков, плоской формы на короткой ножке.



































Проездной билет

Греция расположена на ____________________полуострове. Он омывается ___________________и ____________________ морями. Сами греки называли свою страну ______________. Климат в Греции _______________. Поверхность в основном покрыта _______________. В Греции мало мест, пригодных для_____________. В основном Греки выращивали _______________и ____________________. Система управления, сложившаяся в Греции________________.

Счастливого пути!























Проверь себя!

1. Район Афин, в котором жили гончары?

А) Агора Б) Керамик В) Акрополь


2. Укреплённый город-крепость?

А) Агора Б) Керамик В) Акрополь


3. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения жидкостей?

А) Пифос Б) Килик В) Амфора

4. Торговая площадь Афин?

А) Агора Б) Керамик В) Акрополь

5. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны?

А) Ордер Б) Портик В) Кариотиды

























Задание в виде свитков


Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Сосуда для смешивания воды и вина «ТЕРКАР» - _________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

    1. Полуоткрытого помещения, крышу которого поддерживают колонны «ТКИРОП» - _____________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Победителей «ЕРАЛУАТ» - _______________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Посуды из глины «МИКЕАРАК» - _____________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Храма в честь богини Афины «ФЕПАРОНН» - ___________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Автора скульптуры богини Афины «ДИФИЙ» - ___________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Сосуда для хранения зерна и служившего жилищем для Диогена «СОФИП» - _____________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Области Греции, где располагались Афины «ТИАТАК» - ________________

Разгадай путаницу

Переставь буквы в словах и у вас получится название:

  1. Колонн в виде девушек «РИКАТАИЫД» - ______________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!