СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у народной игрушки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. 

О ней, родимой, это занятие.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у народной игрушки»

Технологическая карта открытого занятия объединения «Декоративная роспись» педагога дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский Алендеевой Елены Владимировны Тема занятия: «В гостях у народной игрушки» Возраст учащихся: 7-12 лет

Длительность занятия: 2 занятия по 45 минут

Цель: Познакомить учащихся с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства

-воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского народа, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда

-формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии

-развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества



Тип занятия: традиционный

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Методы: беседа, практическая работа, творческий поиск, взаимопроверка

Межпредметные связи: изобразительное искусство, народные промыслы

Оборудование: наглядные пособия, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран

Инструменты и материалы: кисти, гуашь, трафареты матрешек и деревянные заготовки, палитры, баночки для воды.

Наглядно-демонстративный материал: презентация, разные виды матрешек, образцы работ, заготовки матрешек плоских и объемных, рисунки детей, работы педагога, книжные иллюстрации.

Форма контроля: устный опрос, практическая работа, самоконтроль

Здоровьесберегающие технологии: рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, смена видов деятельности, положительная обстановка, динамическая пауза.

Планируемые образовательные результаты:

-формировать представление о различных видах матрешек;

-приобретать опыт создания миниатюры (роспись матрешки);

-планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию к учебной деятельности;

-формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре

I. Организационный момент: -приветствие, проверка готовности к занятию. II. Актуализация знаний:

-загадки

-объявление темы занятия, цели и задачи

III. Беседа с постановкой проблемы

-история создания русской матрешки

-гостьи из Семенова, Загорска, Полх-Майдана

IV.Ориентация на практическую работу

-рождение матрешки

-творческий поиск

V. Практическая работа

-техника безопасности

- динамическая пауза

-демонстрация рисунка матрешки на большом макете

-выполнение работы

-динамическая пауза

VI. Рефлексия

-выставка полученных работ

-обсуждение

-итог занятия



I. Организационный момент

- Проверка готовности к уроку.



Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!



- Собрать внимание детей.



Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех  вас я

На занятии у меня.



II. Актуализация знаний



Отгадайте-ка загадку:

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?



Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

(Ответы детей - русская матрешка)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.


Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!


Конечно, речь идет о матрешках. Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, характерные для разных районов России, а так же нам предстоит расписать матрешки по мотивам народного искусства.



III. Беседа с постановкой проблемы

В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка - россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок. И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот, например…



1 – я матрешка. Я – семеновская матрешка. Фартук у меня с цветами и букет держу в руке.

Эта гостья из города Семенова. Она стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. В руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы: розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом, рот «бантиком», малиновый румянец. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: зеленый, розово-алый, фиолетовый, малиновый, синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

2 – я матрешка. Я – загорская матрешка. У меня сарафан, платочек, а в руках узелок или петушок, а то и гусочка.

Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Загорские матрешки плотные, приземистые, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин – «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок». «Кругляши» получаются ровные и выразительные. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.



3 – я матрешка. Я – полхов – майданская матрешка. Мой фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щеку.

А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у нее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? У нее нет сарафана и фартука, даже руки бывают ни обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов - майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

IV. Ориентация на практическую работу

А как же изготовляют матрешек?

Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. В следующем цехе женщины - грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник. Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 127 лет, а она и не думает стареть.

V. Практическая работа


А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы росписи матрешек так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться, вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Прежде, чем взяться за работу, вспомним правила техники безопасности.

Перед началом работы обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности и строго выполняют все указания

  • Включить местное освещение, правильно организовать рабочее место.

  • Проверить и подготовить рабочий инструмент и развести до рабочей консистенции красочный состав.

Требования безопасности во время работы.

  • Выполняя разные работы необходимо соблюдать последовательность технологического процесса.

  • Кисти следует держать тремя пальцами строго вертикально относительно поверхности.

  • Локоть во время работы должен быть фиксирован.

  • Во время перемен обучающееся выходят из мастерской, перемещение проветривается.

  • Запрещается вытирать кисти об одежду.

Требования безопасности по окончанию работы.

  • После работы необходимо привести в порядок рабочее место.

  • Инструменты и емкости убираются в специально отведенные места.

  • После каждого занятия в учебно-производственной мастерской проводится влажная уборка помещения.

Динамическая пауза.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

-Рассмотрите матрешек, которые лежат перед вами, возьмите себе одну. Они вам нравятся? Почему?

-Мы с вами рассмотрели несколько видов матрешек, какая из них вам понравилась  больше всех? Почему?

-Узоры, которые использовали мастера при росписи, немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.  

-Сейчас я попробую украсить нашу матрешку так, как ее украшали в Семенове. Напомнимте, как она украшена?


Демонстрирование на большом макете.


Посмотрите, как я выполняю рисунок матрешки в цвете:

  • Начинаем с раскраски больших цветовых площадей – частей одежды. Сначала выполню желтым цветом платок.

  • Теперь очень аккуратно заливаю всю поверхность туловища красным цветом так, чтобы не видно было мазков. Центральную часть – фартук – бледно - розовым. Какие цвета я для этого должна смешать? Дети: “Красный и белила”.

  • Необходимо показать объем матрешки для этого я по всему краю куклы прохожу коричневой краской. Важно чтобы красный цвет не просох, чтобы одна краска плавно вливалась в другую.

  • Далее раскрашиваю волосы, я выбрала черный цвет, а потом раскрашиваю лицо.


Теперь выполняю завершающую стадию. Я выполняю роспись фартука, но учтите, что фон должен высохнуть. Рисунок закончен.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.


Сейчас украсите свои матрешки так, чтобы они стали яркими, красивыми.

-Какую матрешку ты задумал?

-А ты?


Самостоятельная работа детей.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети приступают к росписи своих матрешек. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.

Динамическая пауза

Матрешки

Хлопают в ладожки Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки Повтор хлопков еще раз

На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку,

Топают матрешки Левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в исходное положение.

Влево, вправо наклонись. Наклоны влево – вправо.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные, Наклоны головы влево – вправо.

Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны.

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо – налево, руки к плечам,

Вы похожи словно сестры. Повторить повторы туловища

VI. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

    

- Ваши кисточки устали,
Они матрёшек писали.

Долго трудились, и вышло красиво.

Всем нам на диво!

Спасибо вам за творчество.

Вы с любовью расписывали матрёшек.


-У всех отлично получилось

Обратить внимание учащихся на наиболее выразительные работы, деликатно отметить отдельные неудачные решения.

-Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью.


- Выберите цветок, соответствующий настроению, которое было у вас на этом уроке. Если вам понравилось все на занятии - красный, если не очень понравилось – желтый. И если совсем не понравилось - зеленый.


…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками.

Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
Желаю вам удач и говорю: “ До новой встречи!”






Литература:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/07/09/konspekt-uroka-izo-russkaya-matreshka

Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Информационно-аналитический и энциклопедический портал.  /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

http://www.soldatru.ru/art/art/art72.php

http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

http://diplomba.ru/work/88599





















Приложение

Кроссворд.



Задания к кроссворду:

  1. В каком городе была изготовлена первая русская матрёшка?

  2. Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрёшку?

  3. От какого русского имени произошло название матрёшки?

  4. Как называется заграничная игрушка, которая стала прообразом русской матрёшки?

  5. Из какого природного материала изготавливают матрёшек?

  6. Ростом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку,
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна : (игрушка).

  7. Какой головной убор носят матрёшки?

  8. Чаще всего в какой наряд одета матрёшка?
    - Какое получилось слово по вертикали?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!