СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гаванях афинского порта Пирей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"В гаванях афинского порта Пирей"»

МОУ «Новокрымская школа»











Урок истории в 5 классе

«В гаванях афинского порта Пирей»






Учитель истории и обществознания

Кукса Н.Ю.







2022-2023 у.г.

Планируемые результаты (УДД)

Предметные: Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полюсах.

Метапредметные: Продолжить формировать умение обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами. Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Оборудование. Карта «Древней Греции в V в до н. э.», презентация

Организационный момент.


I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Я хочу, чтобы ваш день начался с улыбки. Я дарю вам свою улыбку, потому что я люблю вас. У вас такие светлые улыбки. Поделитесь своей улыбкой с нами, улыбнитесь друг другу.

II. Актуализация опорных знаний

1) Упражнение «Дополни предложение»

1. Сколько эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов: а) 20; б) 30; в) 40.

2.Укажите причины греко-персидских войн: а) ненависть персов к грекам; б) попытка завоевания персами греческих земель; в) ненависть греков к персам.

3. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию: а) Дарий I; б) Дарий II; в) Дарий III.

4. Афиняне построили: а) 300 триер; б) 150 триер; в) 200 триер.

5. В 480 году до н. э. он повёл свои полчища на Элладу: а) Дарий I; б) Ксеркс; в) Мильтиад.

6. Укажите дату Марафонского сражения: а) 500 г. до н. э.; б) 480 г. до н. э.; в) 490 г. до н. э.

7. Кто был инициатором создания флота греков накануне персидского вторжения: а) Перикл; б) Фемистокол; в) Мильтиад.

8. Как звали спартанского царя, войско которого заняло Фермопильский проход и преградило путь врагам: а) Леонид; б) Архидам; в) Эсхил.

9. Укажите дату сражения в Фермопильском ущелье: а) 500 г. до н. э.; б) 490 г. до н. э.; в) 480 г. до н. э.

10. Укажите дату Саламинского сражения: а) 500 г. до н. э.; б) 490 г. до н. э.; в) 480 г. до н. э.


2) Работа с таблицей «Греко-персидские войны».

Заполнить таблицу нформацией.

Событие

Дата

Глава персов

Греческий полководец

Значение события


490 г. до н.э.

Дарий 1


Победа афинян. Разрушено представление о непобедимости персов

Фермопильская битва



Леонид

Персы понесли огромные потери. Подвиг 300 спартанцев


480 г.до н.э.

Ксеркс

Фемистокл

Разгром персидского флота

Битва при Платеях

479 г. до н.э.


Павсаний

Окончательный разгром персов



3. Постановка учебной задачи

Прием «Корзина идей»

В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный флот в Элладе, который насчитывал 400 триер.

1.Как вы думаете, имея такой большой флот, надо было иметь место для его укрытия?

2.Как вы думаете, как называется место, где укрывается флот?

3.Как вы думаете, что такое «порт».


Словарная работа. Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей.

В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей.


4.Как вы думаете, а в порту кроме военных какие еще могут стоять корабли?

5.Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань?

Словарная работа.

Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов.


Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

В гаванях афинского порта Пирей.

А теперь, давайте спроектируем задачи на урок, что мы сегодня должны выяснить?

Какую роль играла военная гавань?

Какую роль играл торговая гавань?

Кто проживал на территории порта?


4. Открытие нового знания

  1. Слово учителя.

После изгнания персов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами они создали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. В греческих городах устанавливалась власть демоса - демократия.

- Что в переводе с греческого означает – «демос», «демократия»? Значит городом управлял народ. Наибольшей демократии достигли Афины.

Давайте заглянем в этот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времени приближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань.

Познакомиться с жизнью в порту, в порту Афинского города.

Порт в Афинах назывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.

  1. Работа с иллюстрацией в учебнике

Откройте с. 173, рассмотрите план расположения порта, ознакомьтесь с легендой плана.

- Что означает красная линия с зубчиками?

- Как они расположены на плане?

- Что показывают две параллельные линии на плане?

В порте Пирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая.

3. Работа с текстом параграфа п. «В военных гаванях» на стр. 171.

- Что мог увидеть странник в военной гавани?

- Что означают слова: верфь, Совет пятисот.

Вы узнали, что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет. Предположите на основе этого факта, кому принадлежала власть в Афинах?

«В торговой гавани Пирея» Рассмотрите иллюстрацию на стр. 173.

- Что изображено на заднем плане, что увидели?

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить?

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками?


4.Упражнение «Верно-неверно»


1. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

2.Афины соединялись с Пиреем Большой стеной.

3.В Пирее находились 1 военная и 2 торговые гавани.

4.Входы в военные гавани запирались железными цепями.

5. Верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли


5. Физминутка


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

6. Работа в парах


Из перечисленных товаров выберите и запишите те, которые

Ввозились в Афины

Оливки

Вывозились из Афин


Зерно



Виноград



Оливковое масло



Льняные ткани



Слоновая кость



Вино



Серебряные браслеты



Мраморные статуи



Папирус



7. Слово учителя.

Существовала нехватка рабочей силы. И вот тогда в Пирей устремились суда, на которых основным товаром были рабы, купленные на побережье Черного моря. Иногда торговцы обменивали различные товары, например вино или ткани, на людей. Представители знати разных государств продавали своих граждан, только чтобы приобщиться к цивилизованной жизни.

На рынке, рабов выставляли на продажу словно скот. Покупатели ходили, приценивались, могли попросить выполнить какие-либо физические упражнения, чтобы лучше рассмотреть раба. Дороже стоили те, кто мог заниматься ремеслом. Раб, который ничего не умел, был очень дешевым. Афиняне рассматривали их как говорящие орудия труда, называя «человеконогими».

Цены на рабов были разными. Они зависели от возраста, здоровья, а также государства, из которого люди были привезены. Так, например, сирийский раб стоил 240 драхм, скифский – 144 драхмы, а рабыня из Лидии всего 60 драхм.

В V веке до нашей эры количество рабов в Афинах равнялось примерно 100 тысячам, это была почти треть всего населения. Работали они на рудниках, в садах и огородах, порту, мастерских, на строительстве домов. Много рабов было занято в домашнем хозяйстве – они убирали, готовили, шили одежду, воспитывали детей. В среднем дома проживали от 10 до 20 рабов. Известный нам Аристотель имел 13 рабов. В крупной мастерской, которая занималась изготовлением щитов было занято 120 рабов.

Трудились они и на государство. Полиция Афин состояла из скифов.

Наибольшее количество рабов было занято на Лаврионских серебряных рудниках. На одного из самых богатых афинян – Ни́кия – на руднике работала тысяча человек. Условия там были ужасными. Глубина рудников достигала 120 метров, а ходы в них были всего метр в высоту. Рабы были вынуждены работать лежа на боку на протяжении целых суток. Существует версия, что на рудниках часто применялся труд детей, ведь им было проще передвигаться по низким ходам.

Со временем у граждан Афин выработалось презрение к труду, они считали его позорным. Однажды художник Полигнот занимался росписью портика в Афинах. Закончив работу, он отказался от оплаты, так как боялся, что его упрекнут в том, что он трудился за вознаграждение.

Несмотря на отсутствие прав у раба, убить его было нельзя. Афиняне верили, что этим они вызовут гнев богов на все общество и будут жестоко наказаны

8. Самостоятельная работа со схемой «Использование труда рабов в Афинах»

5.Закрепление знаний.

Упражнение «Продолжи предложение»

1.После победы над персами возросло влияние Афин и был создан Афинский морской союз;

2. Главный порт Афин назывался Пирей.

3. В порту было две военных и одна торговая гавань;

4. Из-за нехватки рабочих рук в Афинах увеличивался спрос на рабов.


- Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции?

Здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства.


6. Рефлексия

- Меня удивило…

- Мне пришлось по душе…

- Меня поразило….

- Оцените себя и дайте оценку товарищам!

7. Домашнее задание: § 36, вопросы на стр. 175.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!