СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г.Распутин "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки доброты в произведении В.Г.Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«В.Г.Распутин "Уроки французского"»

Уроки доброты  в рассказе В.Г.Распутина  «Уроки французского» Исакова Эльвира Магамедэминовна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Курахская СОШ № 1»

Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Исакова Эльвира Магамедэминовна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Курахская СОШ № 1»

«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - 1973г .  АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - 1973г .

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,  так и взрослого читателя.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...

Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

Работа с текстом

Работа с текстом

- О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его? -Какой эпизод запечатлен на иллюстрации? -Каким вы представляете мальчика?

- О чем говорит название рассказа?

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-О каком времени пишет автор?

-Как жилось в деревне?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какие испытания ожидали его?

-Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?

-Каким вы представляете мальчика?

Работа с эпизодом -Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Работа с эпизодом

-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?   «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных». «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание…» Лидия Михайловна  ( актриса Т. Ташкова)  кадр из фильма Е.Ташкова

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

«Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных».

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание…»

Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова

-Какой приём применяет автор в описании учительницы?   Антитезой описания учительницы является описание самого героя. «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло-зеленых штанах…» Главный герой рассказа  ( Михаил Егоров)  кадр из фильма Е. Ташкова

-Какой приём применяет автор в описании учительницы?

Антитезой описания учительницы является описание самого героя.

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло-зеленых штанах…»

Главный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова

--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?  Гальдяев В.И. Иллюстрация к рассказу В.Г.Распутина

--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

- Какие черты характера проявляет герой?

Гальдяев В.И. Иллюстрация к рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" (1981)

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?  Художник Б. Алимов. Иллюстрация к рассказу  В. Распутина «Уроки французского». 1988 г.

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру

в «замеряшки» со своим учеником?

Художник Б. Алимов. Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского». 1988 г.

 Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Он узнал о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Он узнал о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

 «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они». Идея рассказа:  самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Домашнее задание: написать сочинение «Как я понимаю доброту?»

Домашнее задание:

написать сочинение

«Как я понимаю доброту?»

Список использованной литературы и интернет-ресурсов: В.Г.Распутин «Уроки французского» М, 1978 Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина Тесты. Литература.5-8 классы. М, Дрофа, 1997 http://www.kinopoisk.ru Фильм Е. Ташкова «Уроки французского» http://school-collection.edu.ru

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  • В.Г.Распутин «Уроки французского» М, 1978
  • Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина Тесты. Литература.5-8 классы. М, Дрофа, 1997
  • http://www.kinopoisk.ru Фильм Е. Ташкова «Уроки французского»
  • http://school-collection.edu.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!