Уроки доброты в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Исакова Эльвира Магамедэминовна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Курахская СОШ № 1»
«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - 1973г .
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
Работа с текстом
- О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?
-Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?
-Каким вы представляете мальчика?
Работа с эпизодом
-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
«Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных».
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание…»
Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова
-Какой приём применяет автор в описании учительницы?
Антитезой описания учительницы является описание самого героя.
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах… в перешитых из отцовских галифе… марких светло-зеленых штанах…»
Главный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова
--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
Гальдяев В.И. Иллюстрация к рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" (1981)
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру
в «замеряшки» со своим учеником?
Художник Б. Алимов. Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского». 1988 г.
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Он узнал о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Домашнее задание:
написать сочинение
«Как я понимаю доброту?»
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
- В.Г.Распутин «Уроки французского» М, 1978
- Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина Тесты. Литература.5-8 классы. М, Дрофа, 1997
- http://www.kinopoisk.ru Фильм Е. Ташкова «Уроки французского»
- http://school-collection.edu.ru