Конспект урока по окружающему миру
на тему: « В берёзовой роще»,
проведённого во 2 «Г» классе МБОУ СОШ №1.
Учитель: Сопрунова Ирина Петровна
Педагогические цели: способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду , выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе.
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные:
Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.
Образовательные ресурсы: презентация «В берёзовой роще».
Сценарий урока:
I.Мотивирование учебной деятельности ( организационный момент).
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Желаю вам успехов на уроке и приглашаю всех продолжить увлекательное путешествие « В мир живой природы».
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Для того, чтобы мы могли продолжить наше путешествие, нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке.
- Для этого вам нужно разгадать кроссворд.
Кроссворд по теме «Насекомые опушки»
По горизонтали:
5. Кузнечик
На миру живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь
6. Стрекоза
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
7. Комар
Нос долог,
Голос тонок.
Кто его убьёт,
тот кровь свою прольёт.
По вертикали:
1.Жучок
На лужайке, на ромашке,
Он летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу.
2. Бабочка
Пестренькие платьица
Присели на цветок.
Тронь - и вновь закружиться
Порхающий цветок.
3. Муравей.
У пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
4. Пчела
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
-Кто ещё из жителей опушки, кроме насекомых, вам знаком?
Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжить наше путешествие.
III. Постановка учебной задачи.
-О чём будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофте, в белом сарафане. (Береза)
-Кто из вас знает, как называется лес, в котором преобладающим растением являются берёзы? (берёзовая роща)
-Сегодня на уроке мы ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере берёзового леса, научимся давать характеристику окружающей среды ,
выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды.
IV .Открытие новых знаний.
1.Выделение отличительных признаков берёзового леса.
Преобладающее растение-берёза.
Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей стране очень много берез и поэтому береза – символ России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? - Береза через них дышит и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок , ветки у березы, как косы, заплетаются. Кора у березы называется береста.
Берёза создаёт условия для всех других обитателей берёзового леса. Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения.
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Красивы берёзовые рощи в разные времена года. ( показ слайдов-берёзовые рощи в разные времена года).
-Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате для нашего урока (на плакате берёзы и трава, не хватает животных и других растений).
-Что вы видите?
-Как вы думаете, чего не хватает на рисунке?
-Что же мы с вами должны добавить на этот рисунок?
-А чтобы узнать, какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы должны хорошо поработать на уроке.
Для этого мы разделимся на две группы и проведём небольшое исследование в роще, а поможет нам в этом наш учебник.
2.Работа в группах
1.Ознакомление с типичными животными и растениями берёзового леса.
-Откройте учебник на странице 36 и прочитайте текст « В берёзовой роще», после этого выполните задания:
-1.Найдите в конвертах, которые находятся у вас на столе ( 1 группа-животных, 2-растения берёзовой рощи), в конвертах есть растения и животные из другой среды обитания.
-2.Определите название кустарника, который находится у вас. Выполнить это задание вам поможет практическая работа на странице 38.
-3.Выполните задания 1 и 2 на странице 37.
- По окончанию работы дети прикрепляют к нашему плакату рисунки
животных и растений.
(Вывод: на нашем плакате мы создали среду обитания берёзового леса.)
3.Расширение знаний детей об обитателях леса.
-Дети представляют растения рощи и рассказывают небольшие сообщения о колокольчике, лютиках, иван-да марья.
Иван – да – Марья – народное название травянистого растения, цветы которого отличаются двумя окрасками, желтой и синей или фиолетовой. Встречаются на полянах, опушках и в светлых лесах. Семена его ядовиты, могут вызвать отравление домашних животных.
Если верить сказке, название Иван – да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о том, что они родственники, чтобы не разлучаться, превратились с цветок с двойной окраской.
Говоря о лютиках, вам наверняка представится маленький желтый цветок, растущий на газоне возле дома, на опушке леса или в светлом лесу.
Лютик обладает удивительными целебными свойствами. Только обращаться с растением нужно очень осторожно – оно ядовито.
Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого парня, красивого, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики".
Существует даже поверье, что тот, кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, дабы богатство пришло.
Колокольчик
-На Руси было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков.
-На самом деле колокольчики молчат.
- Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав колокол.
-На слайдах знакомятся с дополнительной информацией о вороне, иволге и кроте. (прослушивание песни иволги)
- Учитель рассказывает кратко о крушине и орешнике.
Физминутка
V.Первичное закрепление.
-Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое"
-Какие из этих слов подходят под описание берёзы?
-Почему в берёзовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?
-опишите окружающую среду иволги
-расскажите, как крот приспособлен к жизни в земле?
Все животные берёзовой рощи приспособились жить рядом, не мешая друг другу.
Но мальчик Жалейкин не знал этого и послушайте, что с ним случилось:
Жалейкин и дятел.
Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как топором.
Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят! Жалко ему стало берёзу.
- Кыш!!! Вредная птица! – закричал Жалейкин – носищем своим все берёзы попортишь! – и запустил в дятла палкой.
Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.
Расплодились жуки и короеды, лубоеды и древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов! То палкой в дятла, то из рогатки!
До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник.
- Ребята, правильно ли поступил Жалейкин? (нет)
- Почему?
Часто можно в лесу услышать короткий, отрывистый стук. Это работает дятел. Он раздалбливает клювом ствол повреждённого насекомыми дерева и длинным липким языком достаёт их личинок. Оперение дятла чёрное, с белыми полосами. На голове и под хвостом имеются ярко-красные пятна. Дятел хорошо приспособлен к жизни на деревьях. У него большая голова с крепким долотообразным клювом и короткие ноги, пальцы которых вооружены загнутыми острыми когтями. Такие когти легко вонзаются в кору и цепляются за её неровности. Когда дятел сидит на стволе дерева, опорой ему служит хвост. Осенью и зимой дятел питается ещё и семенами хвойных растений. Для этого он засовывает шишку в расщелину, а затем клювом раздалбливает её.
- Так почему же Жалейкин навредил лесу?
- А можно ли, прослушав этот рассказ, сказать, что берёзовый лес – среда обитания? Почему?
- Какой вывод мы можем из этого сделать?
(В лесу, как и во всей природе, всё взаимосвязано. Без одних лесных жителей невозможно существование других.)
VI .Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Составление словосочетаний со словом «березовый»
- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания, которые помогут вам понять, как люди используют березу.
Березовый лист
- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро. Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий. Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.
Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства. Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.
Березовая древесина
Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели. Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.
Берёзовые почки. Березовые сережки
- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота, многие другие элементы. Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и простудных заболеваний.
( дети рассматривают берёзовые почки, которые находятся у них на столах, заранее приготовленные)
- Как русский народ использует березу?
2. Выберите прилагательные, характеризующие березовую рощу: темная, светлая, воздушная, угрюмая, сказочная, жуткая.
- Так какая же у нас березовая роща? (светлая, воздушная, сказочная)
-А теперь представьте, что мы отправились на прогулку в берёзовую рощу.
-С какой просьбой обратились к нам жители берёзовой рощи?
3.Экологические правила.
- Не разорять птичьи гнёзда.
- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.
- Не шуми в лесу.
- Не оставляй мусор.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не разоряй муравейники.
- Не рви цветы.
4. Прослушивание стихотворения.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.(стихотворение заранее выучено учеником)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где мы можем применить знания?
- Что на уроке получилось хорошо?
- Над чем ещё нужно поработать?
-Прослушай те ещё одно стихотворение.
VIII. Домашнее задание: подбери стихи, рассказы, сказки, песни о берёзе.