СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В березовой роще

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«В березовой роще»



Конспект урока по окружающему миру



на тему: « В берёзовой роще»,

проведённого во 2 «Г» классе МБОУ СОШ №1.



Учитель: Сопрунова Ирина Петровна












Педагогические цели: способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду , выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.


Планируемые результаты образования:


Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе.


Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края; понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.

Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника; осуществляют описание объектов природы.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.


Образовательные ресурсы: презентация «В берёзовой роще».




Сценарий урока:

I.Мотивирование учебной деятельности ( организационный момент).


Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Желаю вам успехов на уроке и приглашаю всех продолжить увлекательное путешествие « В мир живой природы».


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Для того, чтобы мы могли продолжить наше путешествие, нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке.

- Для этого вам нужно разгадать кроссворд.

Кроссворд по теме «Насекомые опушки»


 По горизонтали:

5. Кузнечик

На миру живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь 

6. Стрекоза

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

7. Комар

Нос долог,

Голос тонок.

Кто его убьёт,
тот кровь свою прольёт.

По вертикали:

1.Жучок

На лужайке, на ромашке,

Он летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» - я с ромашками дружу.

2. Бабочка

Пестренькие платьица

Присели на цветок.

Тронь - и вновь закружиться

Порхающий цветок.

3. Муравей.

У пня суета, беготня:

 Народ рабочий весь день хлопочет.

4. Пчела

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.

-Кто ещё из жителей опушки, кроме насекомых, вам знаком?

Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжить наше путешествие.

III. Постановка учебной задачи.

-О чём будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофте, в белом сарафане. (Береза)

-Кто из вас знает, как называется лес, в котором преобладающим растением являются берёзы? (берёзовая роща)

-Сегодня на уроке мы ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере берёзового леса, научимся давать характеристику окружающей среды ,

выделять признаки живых существ к условиям окружающей среды.


IV .Открытие новых знаний.

1.Выделение отличительных признаков берёзового леса.

Преобладающее растение-берёза.

Береза- это единственное дерево в мире с белой корой. Поэтому березку называют “белоствольной”. В нашей стране очень много берез и поэтому береза – символ России. На белом стволе березы есть черные черточки. А как вы думаете, зачем они березе? - Береза через них дышит и называются они чечевички. У березы ветки тонкие, гибкие, нежные. В народе говорят, что у березы есть коса. Почему так говорят? – Когда дует ветерок , ветки у березы, как косы, заплетаются. Кора у березы называется береста.

Берёза создаёт условия для всех других обитателей берёзового леса. Белые стволы берёз хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в берёзовом лесу светло и растут светолюбивые растения.  

  Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Красивы берёзовые рощи в разные времена года. ( показ слайдов-берёзовые рощи в разные времена года).


-Посмотрите на берёзовую рощу, которая нарисована на плакате для нашего урока (на плакате берёзы и трава, не хватает животных и других растений).

-Что вы видите?

-Как вы думаете, чего не хватает на рисунке?

-Что же мы с вами должны добавить на этот рисунок?

-А чтобы узнать, какие животные и растения живут в берёзовой роще, мы должны хорошо поработать на уроке.

Для этого мы разделимся на две группы и проведём небольшое исследование в роще, а поможет нам в этом наш учебник.

2.Работа в группах

1.Ознакомление с типичными животными и растениями берёзового леса.

-Откройте учебник на странице 36 и прочитайте текст « В берёзовой роще», после этого выполните задания:

-1.Найдите в конвертах, которые находятся у вас на столе ( 1 группа-животных, 2-растения берёзовой рощи), в конвертах есть растения и животные из другой среды обитания.

-2.Определите название кустарника, который находится у вас. Выполнить это задание вам поможет практическая работа на странице 38.

-3.Выполните задания 1 и 2 на странице 37.

- По окончанию работы дети прикрепляют к нашему плакату рисунки

животных и растений.

(Вывод: на нашем плакате мы создали среду обитания берёзового леса.)


3.Расширение знаний детей об обитателях леса.

-Дети представляют растения рощи и рассказывают небольшие сообщения о колокольчике, лютиках, иван-да марья.

Иван – да – Марья – народное название травянистого растения, цветы которого отличаются двумя окрасками, желтой и синей или фиолетовой. Встречаются на полянах, опушках и в светлых лесах. Семена его ядовиты, могут вызвать отравление домашних животных.

Если верить сказке, название Иван – да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню с сестрой Машенькой. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о том, что они родственники, чтобы не разлучаться, превратились с цветок с двойной окраской.


Говоря о лютиках, вам наверняка представится маленький желтый цветок, растущий на газоне возле дома, на опушке леса или в светлом лесу.

Лютик обладает удивительными целебными свойствами. Только обращаться с растением нужно очень осторожно – оно ядовито.

Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого парня, красивого, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики".

Существует даже поверье, что тот, кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, дабы богатство пришло.

Колокольчик

-На Руси было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков.

-На самом деле колокольчики молчат.

- Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав колокол.


-На слайдах знакомятся с дополнительной информацией о вороне, иволге и кроте. (прослушивание песни иволги)


- Учитель рассказывает кратко о крушине и орешнике.

Физминутка


V.Первичное закрепление.

-Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое"

-Какие из этих слов подходят под описание берёзы?

-Почему в берёзовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?

-опишите окружающую среду иволги

-расскажите, как крот приспособлен к жизни в земле?


Все животные берёзовой рощи приспособились жить рядом, не мешая друг другу.

Но мальчик Жалейкин не знал этого и послушайте, что с ним случилось:


Жалейкин и дятел.

Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как топором.

Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят! Жалко ему стало берёзу.

- Кыш!!! Вредная птица! – закричал Жалейкин – носищем своим все берёзы попортишь! – и запустил в дятла палкой.

Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки и короеды, лубоеды и древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов! То палкой в дятла, то из рогатки!

До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая, весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник.

- Ребята, правильно ли поступил Жалейкин? (нет)

- Почему?

Часто можно в лесу услышать короткий, отрывистый стук. Это работает дятел. Он раздалбливает клювом ствол повреждённого насекомыми дерева и длинным липким языком достаёт их личинок. Оперение дятла чёрное, с белыми полосами. На голове и под хвостом имеются ярко-красные пятна. Дятел хорошо приспособлен к жизни на деревьях. У него большая голова с крепким долотообразным клювом и короткие ноги, пальцы которых вооружены загнутыми острыми когтями. Такие когти легко вонзаются в кору и цепляются за её неровности. Когда дятел сидит на стволе дерева, опорой ему служит хвост. Осенью и зимой дятел питается ещё и семенами хвойных растений. Для этого он засовывает шишку в расщелину, а затем клювом раздалбливает её.

- Так почему же Жалейкин навредил лесу?

- А можно ли, прослушав этот рассказ, сказать, что берёзовый лес – среда обитания? Почему?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

(В лесу, как и во всей природе, всё взаимосвязано. Без одних лесных жителей невозможно существование других.)


VI .Включение нового знания в систему знаний и повторение.


1. Составление словосочетаний со словом «березовый»


- Береза имеет большое значение в жизни россиян. Сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания, которые помогут вам понять, как люди используют березу.


Березовый лист

- Полезные свойства березы сосредоточены в ее уникальных листьях, содержащих серебро. Они идеально очищают воздух, в том числе от болезнетворных бактерий. Они богаты эфирным маслом и аскорбиновой кислотой. Настой листьев березы принимают при заболеваниях нервной системы и почек.



Березовой веник очень прочный, гибкий и удобный. Издавна на Руси отдавали предпочтение при посещении русской бани березовым веникам, ценя их целебные свойства. Березовые веники – это кладезь полезных веществ. Запаренный кипятком веник издает чудесный аромат.

Березовая древесина



Древесина березы светлого цвета, очень красива и хорошо полируется. Она используется для изготовления паркета, лыж и мебели. Из бересты в России издавна делают кухонную посуду.


Берёзовые почки. Березовые сережки

- В почках березы содержится виноградный сахар, аскорбиновая кислота, многие другие элементы. Березовые почки можно использовать в качестве приправы в кулинарии, они придают блюдам тонкий аромат и легкую горчинку. Настой березовых почек или сережек применяют для лечения печени и простудных заболеваний.

( дети рассматривают берёзовые почки, которые находятся у них на столах, заранее приготовленные)



- Как русский народ использует березу?


2. Выберите прилагательные, характеризующие березовую рощу: темная, светлая, воздушная, угрюмая, сказочная, жуткая.

- Так какая же у нас березовая роща? (светлая, воздушная, сказочная)

-А теперь представьте, что мы отправились на прогулку в берёзовую рощу.

-С какой просьбой обратились к нам жители берёзовой рощи?


3.Экологические правила.

- Не разорять птичьи гнёзда.

- В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

- Не шуми в лесу.

- Не оставляй мусор.

- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

- Не разоряй муравейники.

- Не рви цветы.


4. Прослушивание стихотворения.

Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.(стихотворение заранее выучено учеником)


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где мы можем применить знания?

- Что на уроке получилось хорошо?

- Над чем ещё нужно поработать?

-Прослушай те ещё одно стихотворение.


VIII. Домашнее задание: подбери стихи, рассказы, сказки, песни о берёзе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!