СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Берестов "Хитрые грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературного чтенияучащиеся знакомятся со стихотворением В.Берестова "Хитрые грибы", отрабатывают навыки выразительного чтения. Получают новую информацию о грибах и знакомятся с научным текстом "Грибы". Сравнивают оба произведения и делают вывод.

Просмотр содержимого документа
«Валентин Берестов Хитрые грибы.»

Урок литературного чтения по теме «В.Берестов "Хитрые грибы"». 2-й класс . Школа России.

Калиновская Людмила Густавна, учитель начальных классов


Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других; правильно оформлять свои мысли; грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к прочитанному;

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I.Организационный момент Слайд 2

- Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Урок чтения у нас!

II. Проверка домашнего задания

-Сегодня мы на уроке продолжим знакомство с произведениями об осени. Но сначала послушаем, как вы приготовили стихи. Работаете в группах. Каждая группа выдвигает одного ученика для чтения стихотворения всему классу. (После работы в группах, класс слушает ребят, чтение которых понравилось ребятам в группах.)

- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения ( 2-3 человека)

III. Речевая разминка Слайд 3

- Прочитайте тихо, чётко произнося каждый звук.

Раз – волнушка, два – волнушка,

По грибы пошла старушка.

Целый день в лесу ходила

И волнушкам говорила:

- Раз – волнушка, два – волнушка,

Ждёт вас новая кадушка-

Начинаем новый кон,

А поганка, выйди вон!

- Что вы прочитали?

Д. –Считалку.

- Прочитайте считалку с ускорением.

- Теперь посчитайтесь с соседом по парте.

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Какую цель поставим перед собой?

Д. -Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы. Что – то новое узнать о грибах.

- Вы узнаете о грибах, и мы познакомимся с новым видом текста. Слайд 4

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77 Слайд 5

- Ребята, а как вы думаете: грибы – это растения или нет?

(ответы детей)

- Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

( читает подготовленный ученик)

2) Беседа

– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

– Так что же такое грибы?( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

- Прочитаем текст ещё раз по цепочке.Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– А кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

– Кто знает, что такое энциклопедия? Слайд 5

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Ребята, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

- Какие бывают энциклопедии?

(Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Всё обо всём», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.)

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

5. Сообщения учащихся (заранее приготовлены)

- Некоторые ребята уже поработали дома с энциклопедией и приготовили небольшие сообщения о грибах (2-3 человека отвечают)

Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба - гриб, есть и молочный грибок. Он помогает молоку скисать и превращаться в простоквашу.

И дрожжи, которые мама добавляет в тесто.

Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- грибница, а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба-крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения.

- Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

- Белый гриб, боровик среди всех остальных считают королём грибов.

Мы же поговорим о шляпочных грибах, т. к. их собираем в лесу.

Размеры грибов тоже разные. Есть грибы гиганты (до 1,5м), а есть малютки – всего мм.

Шляпочные грибы очень важно распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

- Отгадайте загадки

1. Молодые ребята

Все рядком да рядком

Вокруг стола сели

Да шляпы надели. (Опята) (Слайды 6-7)

2. Под осиною ребятки

Бегают – играют в прятки,

Где один покажется –

Там и другой окажется. (Подосиновики) (Слайды 8-9)

3. Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

Там вырос гриб

Под кустом:

Лисичкина сестрёнка

В оранжевой юбчонке. (Лисички) (Слайды 10 – 11)

4. В белом парике

Да в белом пиджаке,

В шляпке ярко-красной,

Красивой да опасной.

Кто его с собой возьмёт –

Тот и горюшка хлебнёт. (Мухомор) (Слайды 12 - 13)

5. Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята) (Слайды 14 - 15)

6. Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам,

Ему не знакома грусть,

Его называют… (груздь) (Слайд 16 - 17)

7. В бурой кепке

Белый крепыш,

Плечи расставил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел –

С собой унёс. (Боровик) (Слайды 18 - 19)

8. В белой шляпке

Красная дама.

Смотрит свысока –

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна. (Поганка) (Слайды 20 – 21)

– На какие группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные)

– Распределите наши грибы в нужные группы. Какие грибы ещё можно добавить к ним?

VI.Физкультминутка Слайд 22

-Я называю грибы , а вы если гриб съедобен, то хлопаете, если несъедобен – топаете.

( Лисички, поганка, маслята, опята, мухомор, сыроежки, грузди.)

VII. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». Слайд23

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы

« хитрыми »?

1 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

2.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

3.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

4. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух.

5. Словарная работа Слайд 24

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

6.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

7.Работа над выразительностью.

Прочитайте первое четверостишие.

-О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (с радостью)

Прочитаем второе четверостишие.

О чём говорится в этом четверостишие? С какой интонацией надо читать? ( недоумённо)

Прочитаем третье четверостишие.

-О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (с сожалением, грустно)

-Прочитайте стихотворение ещё раз: выразительно, передавая настроение.

8) Выразительное повторное чтение.

VIII. Сравнительный анализ двух текстов.

. – Сравните два текста, которые мы сегодня читали.

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

Д. – Да, у них одна тема – грибы.

. – А чем они отличаются?

Д. – Одно произведение – стихотворение, а другое – научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.

. – Как вы думаете, чем ещё отличается стихотворение от статьи?

Д. – Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Д. – Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.

Слайд 25

. – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма) проза

художественное произведение научный текст

поэт учёный

чувства, настроение факты, события



IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – найти загадки или интересный материал про грибы..


X.Рефлексия. Подведение итогов урока слайд 26

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

зелёный - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)

- (На доске 3 корзинки: жёлтая, зелёная и красная. Дети выбирают гриб определённого цвета и приклеивают к корзине)

- Наши грибочки мы поместим в корзинки и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

- Вы работали сегодня хорошо. ( показываю смайлик). Молодцы . Слайд 27

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Просмотр содержимого презентации
«В.Берестов»

«Школа России»  Урок литературного чтения. 3класс.  В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии)

«Школа России»

Урок литературного чтения. 3класс.

В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии)

- Прозвенел звонок весёлый,  Он позвал ребят всех в класс.  Урок чтения у нас!

- Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Урок чтения у нас!

Речевая разминка Раз – волнушка, два – волнушка, По грибы пошла старушка. Целый день в лесу ходила И волнушкам говорила: - Раз – волнушка, два – волнушка, Ждёт вас новая кадушка- Начинаем новый кон, А поганка, выйди вон!

Речевая разминка

Раз – волнушка, два – волнушка,

По грибы пошла старушка.

Целый день в лесу ходила

И волнушкам говорила:

- Раз – волнушка, два – волнушка,

Ждёт вас новая кадушка-

Начинаем новый кон,

А поганка, выйди вон!

Цель: - выразительно читать; - расширить знания о грибах; - учиться различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

Цель:

- выразительно читать;

- расширить знания о грибах;

- учиться различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

« Грибы» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает « свод знани й».

« Грибы»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает « свод знани й».

- Молодые ребята Все рядком да рядком Вокруг стола сели Да шляпы надели.

-

Молодые ребята

Все рядком да рядком

Вокруг стола сели

Да шляпы надели.

опята опята

опята

опята

Под осиною ребятки Бегают – играют в прятки, Где один покажется- Там и другой окажется.

Под осиною ребятки

Бегают – играют в прятки,

Где один покажется-

Там и другой окажется.

подосиновики

подосиновики

Бежала лисица К речке напиться, Где махнула хвостом – Там вырос гриб Под кустом: Лисичкина сестрёнка В оранжевой юбчонке.

Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

Там вырос гриб

Под кустом:

Лисичкина сестрёнка

В оранжевой юбчонке.

лисички

лисички

В белом парике Да в белом пиджаке, В шляпке ярко – красной, Красивой да опасной. Кто его с собой возьмёт – Тот и горюшка хлебнёт.

В белом парике

Да в белом пиджаке,

В шляпке ярко – красной,

Красивой да опасной.

Кто его с собой возьмёт –

Тот и горюшка хлебнёт.

мухомор мухомор

мухомор

мухомор

Шустрые ребятки Натянули шляпки, Шляпки на подкладке, Скользкие да гладкие

Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие

v маслята

v

маслята

Грозный стройный пан, Владыка всем грибам. Ему не знакома грусть, Его называют…

Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют…

груздь

груздь

В бурой кепке Белый крепыш, Плечи расставил, Ножки расставил, В землю врос: Кто б увидел – С собой унёс.

В бурой кепке

Белый крепыш,

Плечи расставил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел –

С собой унёс.

боровик боровик

боровик

боровик

В белой шляпке Красная дама. Смотрит свысока – Ручки в бока, Богата и важна, Да никому не Нужна.

В белой шляпке

Красная дама.

Смотрит свысока –

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не

Нужна.

Бледная поганка

Бледная поганка

Физминутка

Физминутка

В.Берестов «Хитрые грибы»

В.Берестов «Хитрые грибы»

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев -Подберите синоним к этому слову Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. ( картинка)

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. ( картинка)

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)  стихотворение (есть рифма) проза  художественное произведение научный текст  поэт учёный  чувства, настроение факты, события  

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма) проза

художественное произведение научный текст

поэт учёный

чувства, настроение факты, события

 

-Сегодня на уроке я узнал…. -Я похвалил бы себя за…. -Сегодня я сумел….

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

yandex.ru/images›картинка лукошко пустая https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5&_=1449499281073 кочка на болоте

yandex.ru/images›картинка лукошко пустая

https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5&_=1449499281073 кочка на болоте


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!