СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Астафьев "Фотография ,не которой меня нет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Астафьев "Фотография ,не которой меня нет"»

Виктор Петрович Астафьев

Виктор Петрович Астафьев

Овсянка –родное село писателя Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева

Овсянка –родное село писателя

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной

и Петра Павловича Астафьева

Дом В.П.Астафьева Бабушка Екатерина Петровна Потылицына со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией Семья Астафьевых. Виктор был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве

Дом В.П.Астафьева

Бабушка Екатерина Петровна Потылицына со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией

Семья Астафьевых.

Виктор был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве

После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

«Последний поклон» – это воспоминания о детстве, о близких людях, о родной Сибири
  • «Последний поклон» – это воспоминания о детстве, о близких людях, о родной Сибири
 «Память моя, память, что ты делаешь со мной?!  Память моя , сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него». ( В.П. Астафьев)

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя , сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него». ( В.П. Астафьев)

«Фотография, на которой меня нет» Тема рассказа : описание событий из детства писателя Основная мысль рассказа : «« Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»

«Фотография, на которой меня нет»

  • Тема рассказа : описание событий из

детства писателя

  • Основная мысль рассказа : «« Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»
«Фотография, на которой меня нет» Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

«Фотография, на которой меня нет»

Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

 План рассказа  1.Приезд фотографа 2. « Мы - люди пропащие » 3.Расплата 4.Настоящий друг 5.Бабушкина забота 6.Учитель, учительница и деревенские жители 7.Размышления о деревенских фотографиях

План рассказа

  • 1.Приезд фотографа
  • 2. « Мы - люди пропащие »
  • 3.Расплата
  • 4.Настоящий друг
  • 5.Бабушкина забота
  • 6.Учитель, учительница и деревенские жители
  • 7.Размышления о деревенских фотографиях
Зеркальная камера для съёмок. Начало XX века

Зеркальная камера для съёмок. Начало

XX века

Мне вспомнились детства далёкие годы…

Мне вспомнились детства далёкие годы…

Мальчишки, мальчишки…

Мальчишки, мальчишки…

 «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям...»

«Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям...»

«рематизм» (ревматизм), «хорошенчье» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робенок» (ребенок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголек обмерзнуть стеклом не дает»

«рематизм» (ревматизм), «хорошенчье» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы),

«не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робенок» (ребенок), «баушка» (бабушка);

«эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголек обмерзнуть стеклом не дает»

«Фотография, на которой меня нет» «Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал» Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь? От чьего лица ведется повествование? Автор, рассказчик и герой полностью сливаются. Какой оказалась «расплата за отчаянный разгул»? Почему Санька не пошел фотографироваться вместе со всеми? Как вы оцениваете его поступок?

«Фотография, на которой меня нет»

«Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»

Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь?

От чьего лица ведется повествование?

Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

Какой оказалась «расплата за отчаянный разгул»?

Почему Санька не пошел фотографироваться вместе со всеми? Как вы оцениваете его поступок?

Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?     «Деревенское окно, заделанное на зиму, -своего рода произведение искусства…»

Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?

«Деревенское окно, заделанное на зиму, -своего рода произведение искусства…»

Как проявляется в герое рассказа любовь к природе?     “ Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства – расцветания, и ни разу скараулить не смог …”

Как проявляется в герое рассказа любовь к природе?

Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства расцветания, и ни разу скараулить не смог …”

Бабушка Катерина Петровна Как бабушка относится к внуку? Какие народные средства применяет бабушка для лечения? С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? Приведите примеры. « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, .. поведать о бабушке людям… Да нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня… Но нет ее, и никогда не будет. И некому прощать… »

Бабушка Катерина Петровна

Как бабушка относится к внуку? Какие народные средства применяет бабушка для лечения?

С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? Приведите примеры.

« Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, .. поведать о бабушке людям… Да нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня… Но нет ее, и никогда не будет. И некому прощать… »

 Особенности речи бабушки  Диалекты Народные обороты Приметы Присловья Искажённые общеупотребительные слова

Особенности речи бабушки

  • Диалекты
  • Народные обороты
  • Приметы
  • Присловья
  • Искажённые общеупотребительные слова
С. Сюхин Иллюстрация к рассказу «Фотография, на которой меня нет»

С. Сюхин Иллюстрация к рассказу

«Фотография, на которой меня нет»

Каким предстает в описании учитель? Почему рассказчик не забыл ли лица, ни человека «до сих пор»?Почему в рассказе так много внимания уделяется учителю? Что сделал учитель для жителей деревни? Как относились к учителям в деревне? Учитель Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было? Каким предстает перед читателем лирический герой Астафьева?

Каким предстает в описании учитель? Почему рассказчик не забыл ли лица, ни человека «до сих пор»?Почему в рассказе так много внимания уделяется учителю?

Что сделал учитель для жителей деревни?

Как относились к учителям в деревне?

Учитель

Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Каким предстает перед читателем лирический герой Астафьева?

«Фотография, на которой меня нет» “ Школьная фотография жива до сих пор… В гуще ребят, в самой середке – учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке…”

«Фотография, на которой меня нет»

Школьная фотография жива до сих пор… В гуще ребят, в самой середке – учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке…”

«Фотография, на которой меня нет» “… бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач.школа 1-й ступени»…”

«Фотография, на которой меня нет»

“… бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач.школа 1-й ступени»…”

Какими стали эти детишки, выросшие в бедную, голодную довоенную пору? Автор называет их гордо – сибиряками. И он, писатель, среди них, хотя его нет на фотографии. Как вы думаете, какие черты характера включил бы писатель в понятие “ сибиряки ” ?  Кто стал его нравственным ориентиром? Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?  «Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди таращатся с фотографий».

Какими стали эти детишки, выросшие в бедную, голодную довоенную пору?

Автор называет их гордо сибиряками. И он, писатель, среди них, хотя его нет на фотографии.

Как вы думаете, какие черты характера включил бы писатель в понятие сибиряки ?

Кто стал его нравственным ориентиром?

Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?

«Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди таращатся с фотографий».

12 Игарская школа. В центре с книгой В.Астафьев «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

12 Игарская школа. В центре с книгой В.Астафьев

«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Учителя и ученики

Учителя и ученики

 «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных  фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет…  (Н. Рубцов)

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных

фотографий:

Огнем, враждой Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

И близких всех душа не позабудет…

И близких всех

душа

не позабудет…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!