СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

биография В.А.Жуковского, анализ его стихотворений "Море", "Невыразимое"

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»»

Тема: В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»

Цель урока: углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, подчеркнуть многогранность романтизма как литературного направления, показать разнообразие проблематики тематически близких лирических произведений. научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.

Начинать надо со взгляда на текст

и только на текст - и лишь потом,

по мере необходимости для понимания,

расширять свое поле зрения.

М.Л.Гаспаров.

Ход урока

1.Организационный момент.

Мы продолжаем наше путешествие по реке времени. Нам уже многое известно. Последней нашей остановкой был романтизм и знакомство с выдающимися поэтами и родоначальниками романтизма Василием Андреевичем Жуковским и Константином Николаевичем Батюшковым. Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности.

2. Постановка учебной проблемы.

  • Как вы думаете, почему мы завели разговор о внутреннем мире личности? ( Разговор будет о стихах).

Да, действительно, мы с вами на уроке будем говорить о лирическом произведении. А точнее будем учиться читать лирическое произведение.

3.Открытие нового знания

Что такое лирика? (Лирика – это род литературы, в котором субъективное начало является главным.)

Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы. Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание – субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества Кто такой лирический герой?

Лирический герой - это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение

Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»?

(Объективный - существующий в действительности, субъективный – познающий и действующий, пристрастный)

Почему Жуковский выбрал жанр элегии? ( Жанр элегии позволял Жуковскому выразить свои грустные чувства и переживания)

(Элегия- лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

  1. Применение знаний

- Биография В.А.Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию Жуковский получил от крестного и потому избежал участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк. В 1789 году он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, и был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии. Детство Василия Андреевича Жуковского прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими мыслями, переживаниями. Она стала главным источником вдохновения писателя на протяжении всей его жизни.




Жуковский получил домашнее образование и рано стал писать стихи. Жуковский знал несколько иностранных языков. Отданный в 1792 году в Главное народное училище, он был исключен "за неспособность". Далее он продолжил обучение в доме Варвары Юшковой, сводной сестры поэта. В 1797 - 1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью.


Первым стихотворением, которое принесло ему поэтическую славу, был стихотворный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище». Как и большинство других, более поздних переводов Жуковского, это был перевод не буквальный, а свободный. Недаром Жуковский писал о себе: "Мой ум, как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра: у меня почти все чужое или по поводу чужого - и все, однако, мое".

Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского. Двусмысленность своего семейного положения Жуковский почувствовал не только на эмоциональной сфере жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни поэта - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу Маши Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Возлюбленной было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать её совершеннолетия. Но семейное счастье не состоялось. По церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак.

Уйдя в отставку, в 1841 году после женитьбы на Елизавете Рейтерн, дочери своего немецкого друга – художника, он переезжает в Германию, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены и надвигающаяся слепота) заставляли его откладывать возвращение на родину.

Все было готово, и отъезд в Россию был назначен. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский хотел посвятить обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский умер в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г. Его прах похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.



а) Работа над анализом элегии “Море”.

В 1822 году В.А. Жуковский написал элегию "Море", которая поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует человек. Более того – человек и природа у него даны в некоем единстве. "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии Жуковского.



  • Постоянно ли настроение? Попробуйте передать с помощью красок настроение произведения.

  • Почему так много одного цвета и мало другого? ( настроение спокойное в ясную погоду, тревожное – в непогоду)

Давайте попробуем найти в тексте то, что создает настроение. (Обращаем внимание детей на лексику).

  • Какие элементы стиха позволяют поэту передать спокойное настроение? Анафора(единоначатие): словосочетание «безмолвное море», «лазурное море» повторяется в пятой строке, олицетворение ( изображение неодушевленных предметов как одушевленных)- поэт говорит , что «море живо», «ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «ласкаешь облака», «радостно блещешь», поэт обращается к морю, как живому существу : «открой мне глубокую тайну твою». Имитировать безмолвие, движение волн, колыхание морской поверхности помогли элементы стиха: четырехстопный амфибрахий и белый стих (нерифмованные стихи с метрической организацией, т.е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов).

А что позволяет поэту передать тревожное настроение? Шум моря? Прочитайте отрывок - море в бурю . Обратите внимание на фоническую сторону, т.е. на звуковую.

Что вы можете сказать о звуковом строе стиха? Какие согласные звуки повторяются? Как называется этот прием? (Аллитерация- повтор согласных звуков) В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан поэтом при помощи аллитерации. Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы разделены паузами, передающими удары волн.

Море прекрасно, но только ли красотой моря восхищается поэт? Что еще его волнует? Он представляет море живым, все чувствующим, мыслящим существом. Это передают обилие метафор и олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, как человеку. Море- загадка для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии.

В каких строках мы видим, что море желает вырваться на волю? «Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?»Только там в вышине, все прекрасно и вечно. Состояние двух бездн –морской и небесной волнует поэта.

1. Какая картина предстаёт перед вами в самом начале элегии “Море”?

Перед нами два персонажа: море и человек (лирический герой):

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

На берегу стоит человек, и все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Описание природы помогают нам понять переживания человека. Его настроение слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты,

В этих строчках речь идёт о чувствах лирического героя, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.



2. Какие романтические образы-символы встречаются в  стихотворении?

В стихотворении есть лирический герой, который стоит на берегу моря и восхищается его величественной красотой. Перед его взором предстает романтический образ моря и бесконечного свободного неба. Образы этих стихий характерны для романтизма.



3. Какими способами поэт рисует образ моря?

• Поэт рисует море как живое существо. Для этого он использует такие выразительные средства, как метафора и олицетворение:

«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты».



• В описании бури поэт использует аллитерацию. “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь…”

Аллитерация – группировка одинаковых или сходных согласных звуков.

При чтении этих строк создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.



• Амфибрахий в белых нерифмованных стихах элегии помогает передать и безмолвие море, и движение волн.



•При помощи рефрена автор создает образ прекрасного, спокойного моря. Полностью повторяется первая строка, многие строки начинаются с обращения “Ты”

Безмолвное море, лазурное море”

Рефрен – это повторяющиеся стихи как припев песни.



4. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?

В стихотворении слышится движение настоящего моря. Это впечатление создается мелодикой стиха. Нерифмованные строки, повторяющееся слова создают впечатление непрерывно набегающих волн.



5. Какую тайну скрывает море? К чему оно стремится?

Море лежит между небом и землёй, его манит небо, но земля не пускает. Так же и душа человека находится в смятенииВ разгадке тайны моря раскрывается взгляды на жизнь Жуковского – романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчив, непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечное и прекрасное. Поэтому море тянется “из земной неволи” к “далекому, светлому” небу, любуется им и “дрожит за него”.



6. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?

Замедленность поэтических интонаций придаёт стихотворению напевность, паузы передают мерные удары волн. Эпитеты «лазурное море», «смятенной любовью», «безмолвное море», «глубокая тайна», «напряжённая грудь» и др. показывают не только живой образ моря, но и его величие этой природной стихии.

7. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Какие части можно выделить в стихотворении?

Ритм стихотворения замедлен, тягуч в начале стихотворения и ускоряется в конце. Это создаёт эффект движения. Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть – море в состоянии покоя. «Безмолвное море, лазурное море».

2 часть – море во время бури. «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь…»,

3 часть – море после бури. «Обманчив твоей неподвижности вид»



8. Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?

В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки): «ты чисто…, ты льёшься…» Перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему риторические вопросы, на которые нет ответа.



9. Как меняется настроение лирического героя? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?

Настроение лирического героя и моря созвучны. Все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Море, как и человек, полно "смятенной любовью" и "тревожною думой" и тянется к небу "из земные неволи", воет и бьется, когда это небо пытаются у него отнять. Душа человека рвётся к свободе, к познанию смысла жизни.



10. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?

Слова возвышенной лексики «очарован», «смятенной любовью», «необъятное лоно», «земные неволи», «подъемлешь» придают стихотворению торжественность



11. Как проведенный нами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Прочитав все стихотворение до конца, мы понимаем, что это действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. 
Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Поэт заставляет нас слышать и видеть развернувшуюся картину.



7. Подведение итогов.

Итак, основная мысль стихотворения в том, что море у Жуковского символ человеческой жизни, символ неволи, тоски .Бездна моря ассоциируется с бездной человеческого Я.Буря прошла, оставив отпечаток. Море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, после пережитого несчастья, нескоро забудет о нем.

Человек и природа у Жуковского даны в единстве. «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского.

Поэзия Василия Андреевича Жуковского по праву занимает достойное место в русской литературе. Он не только был основоположником русского романтизма, но и «…открыл русской поэзии душу человеческую…».

В одном из стихотворений Жуковский сказал: “Жизнь и Поэзия - одно”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!