СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён особенностям романтической баллады. Уделяется внимание созданию в балладе русского национального характера. 

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады.»

“ Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… ” А.С.Пушкин

Его стихов пленительная

сладость

Пройдёт веков завистливую

даль… А.С.Пушкин

 Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Вспомним факты биографии: Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи. В 14 лет дебютирует в печати. Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.) Редактор журнала “ Вестник Европы ” . В 1812 г.поступает в ополчение. Близкий друг А.С.Пушкина.  Один из излюбленных жанров – элегия.

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Вспомним факты биографии:

  • Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи.
  • В 14 лет дебютирует в печати.
  • Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.)
  • Редактор журнала “ Вестник Европы ” .
  • В 1812 г.поступает в ополчение.
  • Близкий друг А.С.Пушкина.
  • Один из излюбленных жанров – элегия.
2. Романтический герой –это герой –борец, одинокий, сильный, исключительная личность, на голову выше окружающих, не удовлетворённый настоящим и устремлённый к идеалу. 3. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Переживание разлада с действительностью. 4. Стремление героя к абсолютной свободе, к духовному совершенству, идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. 5. Исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Типичный романтический пейзаж – море, горы, небо. 6. С природой у героя сложные отношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать в борьбу с ней. 7. Внимание романтиков к фольклору: переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах. 8. В романтизме отсутствует эволюция характера, т.к. обстоятельства не влияют на личность. 9. Тяготение к фантастике, к смешению трагического и комического 10. Двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального.

2. Романтический герой –это герой –борец, одинокий, сильный, исключительная личность, на голову выше окружающих, не удовлетворённый настоящим и устремлённый к идеалу.

3. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Переживание разлада с действительностью.

4. Стремление героя к абсолютной свободе, к духовному совершенству, идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

5. Исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Типичный романтический пейзаж – море, горы, небо.

6. С природой у героя сложные отношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать в борьбу с ней.

7. Внимание романтиков к фольклору: переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах.

8. В романтизме отсутствует эволюция характера, т.к. обстоятельства не влияют на личность.

9. Тяготение к фантастике, к смешению трагического и комического

10. Двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального.

 Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика.  Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью.  А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому. 

Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика.

Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью.

А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому. 

На холме, сквозь зелёной рощи, Ручей, виющийся по светлому песку,   Как тихая твоя гармония приятна!   С каким сверканием катишься ты в реку!             При блеске светлого ручья,  Под кровом тихой майской нощи,  Вдали я слышу соловья…
  • На холме, сквозь зелёной рощи,
  • Ручей, виющийся по светлому песку,  Как тихая твоя гармония приятна!  С каким сверканием катишься ты в реку!          

При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья…

На холме, сквозь зелёной рощи, Ручей, виющийся по светлому песку,   Как тихая твоя гармония приятна!   С каким сверканием катишься ты в реку!             При блеске светлого ручья,  Под кровом тихой майской нощи,  Вдали я слышу соловья… (Г.Р.Державин)
  • На холме, сквозь зелёной рощи,
  • Ручей, виющийся по светлому песку,  Как тихая твоя гармония приятна!  С каким сверканием катишься ты в реку!          

При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… (Г.Р.Державин)

Что такое баллада? Где впервые она появилась? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского – это баллада.

Что такое баллада?

Где впервые она появилась?

Докажите, что «Светлана»

В.Жуковского – это баллада.

Сочетание реального и фантастического; События часто носят драматический характер; Большую роль играет пейзаж и диалог; Рассказ о победе или поражении человека в его борьбе с судьбой; Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил; Символический характер пространства и времени; Присутствие фольклорного начала.
  • Сочетание реального и фантастического;
  • События часто носят драматический характер;
  • Большую роль играет пейзаж и диалог;
  • Рассказ о победе или поражении человека в его борьбе с судьбой;
  • Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил;
  • Символический характер пространства и времени;
  • Присутствие фольклорного начала.
«Раз в крещенский вечерок* Девушки гадали…» (Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана») * Ночь с 18 на 19 января.

«Раз в крещенский вечерок*

Девушки гадали…»

(Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»)

* Ночь с 18 на 19 января.

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак(валенок) и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону башмак обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
  • Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак(валенок) и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону башмак обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет  («перстень золотой, серьги изумрудны»)  в блюдо, наполненное водой,  («чашу с чистою водой») , накрывали его платком  («расстилали белый плат»)  и исполняли специально предназначенные для гадания песни  («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.
  • Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет  («перстень золотой, серьги изумрудны»)  в блюдо, наполненное водой,  («чашу с чистою водой») , накрывали его платком  («расстилали белый плат»)  и исполняли специально предназначенные для гадания песни  («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.
Гадание на воске было очень частым во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
  • Гадание на воске было очень частым во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
В этом гадании девушки выносили на двор скатерть, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали:  «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!»  Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.  Либо такой вариант: « Полю, полю снежок, где мой женишок – в том краю и собачка взлай ». Это означало, с какой стороны будет жених. Если лай очень отдаленный, то, возможно, из другой деревни.
  • В этом гадании девушки выносили на двор скатерть, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали:  «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!»  Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом. Либо такой вариант: « Полю, полю снежок, где мой женишок – в том краю и собачка взлай ». Это означало, с какой стороны будет жених. Если лай очень отдаленный, то, возможно, из другой деревни.
Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве.
  • Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве.
«…кормили счетным курицу зерном…» -  так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать - после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.
  • «…кормили счетным курицу зерном…» -  так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать - после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.
1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка . 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.

1. Светлана гадает.

2. Сон Светланы.

3. Поездка .

4. Приезд в «Божий храм».

5. Дорога к избушке.

6. В избушке.

7. Пробуждение от сна.

8. Обращение автора.

Цвета Звуки Чувства Светланы

Цвета

Звуки

Чувства Светланы

Цвета Звуки Белый плат (платок) Тускло свет ит луна Су мрак Белая  пелена Свеч а Темно Пыхнул огон ёк Тускнеет Чёрный Блест ят Блед ен Мрачнее Голубочек  белый  Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) Чувства Светланы Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Заскрежетал Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “ Занялся от страха дух ” Мне судьбина умереть  В грусти одинокой. С тайной робостью она  В зеркало глядится; …  Робость в ней волнует грудь,  Страшно ей назад взглянуть,  Страх туманит очи...  Робко в зеркало глядит…  Занялся от страха дух.. . Входит с трепетом, в слезах;  Пред иконой пала в прах,  Спасу помолилась… Дрожит...  Гибель близко...  Села (тяжко ноет грудь)… Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку

Цвета

Звуки

Белый плат (платок)

Тускло свет ит луна

Су мрак

Белая пелена

Свеч а

Темно

Пыхнул огон ёк

Тускнеет

Чёрный

Блест ят

Блед ен

Мрачнее

Голубочек белый

Черный цвет против белого!!! (Добро против зла)

Чувства Светланы

Мёртвое молчание

С треском пыхнул огонек

Крикнул жалобно сверчок

Кто-то стукнул

Стучит

Скрыпит

Страшное молчание

Заскрежетал

Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная

Занялся от страха дух

Мне судьбина умереть В грусти одинокой.

С тайной робостью она В зеркало глядится; … Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи... Робко в зеркало глядит… Занялся от страха дух..

.

Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась…

Дрожит... Гибель близко...

Села (тяжко ноет грудь)…

Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку

 Луна, дорога, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

Луна, дорога, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

Дорога – жизненный путь, героини; Луна- помощница демонических сил, неверный лунный свет помогал дьявольским начинаниям, Гроб – знак смерти, Снег, степь – саван, под которым лежит мертвец, смерть, символ страха перед неизвестностью; Ворон – птица, предвещающая беду, смерть, Метель, вьюга – несчастье, игра демонических сил, бесов, ведьм, которые хотят свести героиню с правильной дороги; Белый голубь — ангел-хранитель, символ веры; Храм – знак Веры; Пенье петуха - граница мира живых и мира мёртвых;

Дорога – жизненный путь, героини;

Луна- помощница демонических сил, неверный лунный свет помогал дьявольским начинаниям,

Гроб – знак смерти,

Снег, степь – саван, под которым лежит мертвец, смерть, символ страха перед неизвестностью;

Ворон – птица, предвещающая беду, смерть,

Метель, вьюга – несчастье, игра демонических сил, бесов, ведьм, которые хотят свести героиню с правильной дороги;

Белый голубь — ангел-хранитель, символ веры;

Храм – знак Веры;

Пенье петуха - граница мира живых и мира мёртвых;

Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а жених из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.
  • Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а жених из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.
1.Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. Найдите в тексте её описание. Какие черты характера присущи героине? 2. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. 3. Как вы думаете, почему бал- лада заканчивается хорошо?

1.Выпишите все прилагательные

из баллады, которые

характеризуют Светлану.

Найдите в тексте её описание.

Какие черты характера присущи героине?

2. Как автор относится к своей

героине?

Найти слова в тексте.

3. Как вы думаете, почему бал-

лада заканчивается хорошо?

Верность, искренняя любовь Вера в лучшее, безропотность Пытается заглянуть в своё будущее В своей балладе В.Жуковский изобразил русский национальный характер Кротость, застенчивость Верит в Бога, молится доброта Простота, спокойствие сердечность Чистота, невинность, цельность характера Нежность, чуткость

Верность, искренняя любовь

Вера в лучшее, безропотность

  • Пытается заглянуть в своё будущее

В своей балладе В.Жуковский изобразил русский национальный характер

Кротость, застенчивость

Верит в Бога, молится

доброта

Простота, спокойствие

сердечность

Чистота, невинность, цельность характера

Нежность, чуткость

Вера в лучшее, безропотность Верность, искренняя любовь Пытается заглянуть в своё будущее От духовных и душевных сил Светланы зависит, будет ли она счастлива или её ждёт беда Кротость, застенчивость Верит в Бога, молится доброта Простота, спокойствие сердечность Чистота, невинность нежность

Вера в лучшее, безропотность

Верность, искренняя любовь

  • Пытается заглянуть в своё будущее

От духовных и душевных сил Светланы зависит, будет ли она счастлива или её ждёт беда

Кротость, застенчивость

Верит в Бога, молится

доброта

Простота, спокойствие

сердечность

Чистота, невинность

нежность

Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней. Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.
  • Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
  • Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.
Главная героиня – цельная натура, идеальный образ русской женщины. Безусловная вера, преданность, кротость, застенчивость – вот те качества, на которых должно строиться счастье. Нужно уметь доверять жизни, видеть божий промысел, сохранять спокойствие в душе. Только тогда возможно пройти все испытания и обрести свое счастье.
  • Главная героиня – цельная натура, идеальный образ русской женщины. Безусловная вера, преданность, кротость, застенчивость – вот те качества, на которых должно строиться счастье. Нужно уметь доверять жизни, видеть божий промысел, сохранять спокойствие в душе. Только тогда возможно пройти все испытания и обрести свое счастье.
Героиня ждала, молилась и верила – Бог ниспослал ей счастье. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле.  Вера в Провиденье оборачивается верой в жизнь.
  • Героиня ждала, молилась и верила – Бог ниспослал ей счастье. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. 
  • Вера в Провиденье оборачивается верой в жизнь.
Начало сна Светланы никак не отмечено. Мы воспринимаем сон как реальность. И лишь концовка позволяет определить границы сна. В следующих трёх строфах поэт счастливо устраивает судьбу героини: жених возвращается уже не во сне, а в реальности, играется свадьба. Но и это ещё не конец! В последних двух строфах Жуковский формирует мораль баллады: человека может сделать счастливым лишь вера в ПРОВИДЕНЬЕ.
  • Начало сна Светланы никак не отмечено. Мы воспринимаем сон как реальность. И лишь концовка позволяет определить границы сна.
  • В следующих трёх строфах поэт счастливо устраивает судьбу героини: жених возвращается уже не во сне, а в реальности, играется свадьба.
  • Но и это ещё не конец! В последних двух строфах Жуковский формирует мораль баллады: человека может сделать счастливым лишь вера в ПРОВИДЕНЬЕ.
Кому же посвящена баллада? А.А. Воейкова, сестра Маши Протасовой, тоже воспитанница Жуковского. Ей и посвящена баллада. Напутствие поэта («Будь вся жизнь её светла,/Будь весёлость, как была,/Дней её подруга») не оправдалось. Вера в Провиденье не помогла. Саша-Светлана была несчастлива в замужестве и умерла 1 1829 году. Ей было 34 года. Жуковский тяжело пережил эту смерть.
  • Кому же посвящена баллада?
  • А.А. Воейкова, сестра Маши Протасовой, тоже воспитанница Жуковского. Ей и посвящена баллада. Напутствие поэта («Будь вся жизнь её светла,/Будь весёлость, как была,/Дней её подруга») не оправдалось. Вера в Провиденье не помогла. Саша-Светлана была несчастлива в замужестве и умерла 1 1829 году. Ей было 34 года. Жуковский тяжело пережил эту смерть.
Балладная таинственность; Атмосфера лирических песен ; Волшебная сказка со счастливым концом; Басенная или притчевая мораль; Обращение к реальному человеку, характерное для послания .
  • Балладная таинственность;
  • Атмосфера лирических песен ;
  • Волшебная сказка со счастливым концом;
  • Басенная или притчевая мораль;
  • Обращение к реальному человеку, характерное для послания .
- Фантастически напряженный ход событий.  - В основе сюжета – фантастическое исключительное событие. - Противопоставление 2 миров (романтическое двоемирие) - Мотив сна - Увлечение народной стариной, преданиями, поверьями, обращение к фольклору - Интерес к фантастическому и таинственному - Средства выразительности, которые создают ореол таинственности: тьмы и света, холода, звуков, которые стирают границу между реальностью и потусторонним миром - Образы, характерные для романтизма: лунный свет, ночь, туман.

- Фантастически напряженный ход событий.

- В основе сюжета – фантастическое исключительное событие.

- Противопоставление 2 миров (романтическое двоемирие)

- Мотив сна

- Увлечение народной стариной, преданиями, поверьями, обращение к фольклору

- Интерес к фантастическому и таинственному

- Средства выразительности, которые создают ореол таинственности: тьмы и света, холода, звуков, которые стирают границу между реальностью и потусторонним миром

- Образы, характерные для романтизма: лунный свет, ночь, туман.

Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?
  • Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?
стр. 114-117 (сост. план); прочитать балладу

стр. 114-117 (сост. план); прочитать балладу "Людмила" и сравнить её с балладой "Светлана" (сходство и различие письм.); принести стих-ие "Море" Жуковского на урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!