“ Его стихов пленительная
сладость
Пройдёт веков завистливую
даль… ” А.С.Пушкин
Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Вспомним факты биографии:
- Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи.
- В 14 лет дебютирует в печати.
- Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.)
- Редактор журнала “ Вестник Европы ” .
- В 1812 г.поступает в ополчение.
- Близкий друг А.С.Пушкина.
- Один из излюбленных жанров – элегия.
2. Романтический герой –это герой –борец, одинокий, сильный, исключительная личность, на голову выше окружающих, не удовлетворённый настоящим и устремлённый к идеалу.
3. Основной конфликт – конфликт между личностью и обществом. Переживание разлада с действительностью.
4. Стремление героя к абсолютной свободе, к духовному совершенству, идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
5. Исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Типичный романтический пейзаж – море, горы, небо.
6. С природой у героя сложные отношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать в борьбу с ней.
7. Внимание романтиков к фольклору: переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах.
8. В романтизме отсутствует эволюция характера, т.к. обстоятельства не влияют на личность.
9. Тяготение к фантастике, к смешению трагического и комического
10. Двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального.
Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика.
Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью.
А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.
- На холме, сквозь зелёной рощи,
- Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!
При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья…
- На холме, сквозь зелёной рощи,
- Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!
При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… (Г.Р.Державин)
Что такое баллада?
Где впервые она появилась?
Докажите, что «Светлана»
В.Жуковского – это баллада.
- Сочетание реального и фантастического;
- События часто носят драматический характер;
- Большую роль играет пейзаж и диалог;
- Рассказ о победе или поражении человека в его борьбе с судьбой;
- Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил;
- Символический характер пространства и времени;
- Присутствие фольклорного начала.
«Раз в крещенский вечерок*
Девушки гадали…»
(Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»)
* Ночь с 18 на 19 января.
- Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак(валенок) и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону башмак обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
- Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.
- Гадание на воске было очень частым во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
- В этом гадании девушки выносили на двор скатерть, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом. Либо такой вариант: « Полю, полю снежок, где мой женишок – в том краю и собачка взлай ». Это означало, с какой стороны будет жених. Если лай очень отдаленный, то, возможно, из другой деревни.
- Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве.
- «…кормили счетным курицу зерном…» - так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать - после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка .
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.
Цвета
Звуки
Чувства Светланы
Цвета
Звуки
Белый плат (платок)
Тускло свет ит луна
Су мрак
Белая пелена
Свеч а
Темно
Пыхнул огон ёк
Тускнеет
Чёрный
Блест ят
Блед ен
Мрачнее
Голубочек белый
Черный цвет против белого!!! (Добро против зла)
Чувства Светланы
Мёртвое молчание
С треском пыхнул огонек
Крикнул жалобно сверчок
Кто-то стукнул
Стучит
Скрыпит
Страшное молчание
Заскрежетал
Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная
“ Занялся от страха дух ”
Мне судьбина умереть В грусти одинокой.
С тайной робостью она В зеркало глядится; … Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи... Робко в зеркало глядит… Занялся от страха дух..
.
Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась…
Дрожит... Гибель близко...
Села (тяжко ноет грудь)…
Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку
Луна, дорога, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
Дорога – жизненный путь, героини;
Луна- помощница демонических сил, неверный лунный свет помогал дьявольским начинаниям,
Гроб – знак смерти,
Снег, степь – саван, под которым лежит мертвец, смерть, символ страха перед неизвестностью;
Ворон – птица, предвещающая беду, смерть,
Метель, вьюга – несчастье, игра демонических сил, бесов, ведьм, которые хотят свести героиню с правильной дороги;
Белый голубь — ангел-хранитель, символ веры;
Храм – знак Веры;
Пенье петуха - граница мира живых и мира мёртвых;
- Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а жених из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.
1.Выпишите все прилагательные
из баллады, которые
характеризуют Светлану.
Найдите в тексте её описание.
Какие черты характера присущи героине?
2. Как автор относится к своей
героине?
Найти слова в тексте.
3. Как вы думаете, почему бал-
лада заканчивается хорошо?
Верность, искренняя любовь
Вера в лучшее, безропотность
- Пытается заглянуть в своё будущее
В своей балладе В.Жуковский изобразил русский национальный характер
Кротость, застенчивость
Верит в Бога, молится
доброта
Простота, спокойствие
сердечность
Чистота, невинность, цельность характера
Нежность, чуткость
Вера в лучшее, безропотность
Верность, искренняя любовь
- Пытается заглянуть в своё будущее
От духовных и душевных сил Светланы зависит, будет ли она счастлива или её ждёт беда
Кротость, застенчивость
Верит в Бога, молится
доброта
Простота, спокойствие
сердечность
Чистота, невинность
нежность
- Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
- Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.
- Главная героиня – цельная натура, идеальный образ русской женщины. Безусловная вера, преданность, кротость, застенчивость – вот те качества, на которых должно строиться счастье. Нужно уметь доверять жизни, видеть божий промысел, сохранять спокойствие в душе. Только тогда возможно пройти все испытания и обрести свое счастье.
- Героиня ждала, молилась и верила – Бог ниспослал ей счастье. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле.
- Вера в Провиденье оборачивается верой в жизнь.
- Начало сна Светланы никак не отмечено. Мы воспринимаем сон как реальность. И лишь концовка позволяет определить границы сна.
- В следующих трёх строфах поэт счастливо устраивает судьбу героини: жених возвращается уже не во сне, а в реальности, играется свадьба.
- Но и это ещё не конец! В последних двух строфах Жуковский формирует мораль баллады: человека может сделать счастливым лишь вера в ПРОВИДЕНЬЕ.
- Кому же посвящена баллада?
- А.А. Воейкова, сестра Маши Протасовой, тоже воспитанница Жуковского. Ей и посвящена баллада. Напутствие поэта («Будь вся жизнь её светла,/Будь весёлость, как была,/Дней её подруга») не оправдалось. Вера в Провиденье не помогла. Саша-Светлана была несчастлива в замужестве и умерла 1 1829 году. Ей было 34 года. Жуковский тяжело пережил эту смерть.
- Балладная таинственность;
- Атмосфера лирических песен ;
- Волшебная сказка со счастливым концом;
- Басенная или притчевая мораль;
- Обращение к реальному человеку, характерное для послания .
- Фантастически напряженный ход событий.
- В основе сюжета – фантастическое исключительное событие.
- Противопоставление 2 миров (романтическое двоемирие)
- Мотив сна
- Увлечение народной стариной, преданиями, поверьями, обращение к фольклору
- Интерес к фантастическому и таинственному
- Средства выразительности, которые создают ореол таинственности: тьмы и света, холода, звуков, которые стирают границу между реальностью и потусторонним миром
- Образы, характерные для романтизма: лунный свет, ночь, туман.
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?
стр. 114-117 (сост. план); прочитать балладу "Людмила" и сравнить её с балладой "Светлана" (сходство и различие письм.); принести стих-ие "Море" Жуковского на урок