СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Сухомлинский " Почему школьникам стало учиться труднее..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления выдающегося педагога об актуальном.

Просмотр содержимого документа
«В.А.Сухомлинский " Почему школьникам стало учиться труднее..."»

И лес, и каждое дерево. В.А.Сухомлинский

Почему школьникам учиться все труднее? Ведь в последнее время сделано многое для усовершенствования процесса обучения: составлены новые программы, учебные планы, готовятся новые учебники. И все-таки учащиеся средних и старших классов при добросовестном отношении к учению вынуждены сидеть над домашними заданиями от трех до шести часов ежедневно. Шесть часов в школе да шесть дома - такое учение истощает физические и нервные силы. Многие подростки, окончив восьмой класс, не хотят учиться в девятом только потому, что учиться очень трудно.

Сейчас, когда страна наша стоит на пороге введения всеобщего среднего образования, проблема облегчения умственного труда школьников приобретает первостепенное значение. От того, как будет решена эта проблема в практическом плане - непосредственно в работе учителя, директора, завуча, заведующего роно, - в решающей мере зависит культура педагогического процесса, вся учебно-воспитательная работа школы.

Конечно, учение является трудом, и трудом нелегким. Да и не могут знания доставаться иначе. Но нельзя допускать, чтобы подросток с утра до вечера корпел над учебником, уподобляясь механизму для заучивания. Можно ли облегчить его учебный труд? Сделать так, чтобы вместо шести часов старшеклассник успешно выполнял домашние задания за два, в крайнем случае - за три часа; чтобы восьмикласснику требовалось на выполнение уроков не больше часа-полутора. Тридцать с лишним лет работы в школе убедили меня: можно.

Что для этого нужно? Свободное время. Да-да, как это ни парадоксально звучит. У ученика должно быть в день не меньше четырех-пяти часов времени, совершенно свободного и от школьных занятий, и от домашнего сидения над уроками. Времени, необходимого ему для многогранной интеллектуальной жизни.

Присмотримся внимательно к тому, что представляет собой умственная жизнь ученика средних способностей, который стремится добросовестно заниматься по всем предметам. Все его усилия направлены на то, чтобы заучить, запомнить, сохранить материал в памяти, суметь ответить на любом уроке. Ему некогда почитать "для души", подумать, поразмыслить. А в школьной дидактике существует исключительно важная закономерность: чем больше удельный вес информации, рассчитанной на запоминание в том общем объеме материала, который ученик читает из интереса, из потребности познавать, тем труднее ему учиться. Другими словами, если мы хотим ученику, скажем, восьмого класса облегчить процесс учения, надо сделать так, чтобы он читал в три раза больше, чем он заучивает, запоминает. В девятом и десятом классах необходимо читать в четыре-пять раз больше того, что должно сохраниться в памяти. Если ученик ничего, кроме учебника, не читает, он не успеет выучить и учебника. Много ученик читает - он не только хорошо выучит уроки, у него останется еще и свободное время для других - интеллектуально-творческих, спортивных, трудовых, эстетических - интересов.

Мне кажутся наивными попытки "разгрузить" старшеклассников путем выбрасывания из программы одних разделов и введения других. Если мы хотим облегчить умственный труд учащегося, давайте откроем перед ним дорогу к полкам школьной библиотеки, добьемся, чтобы книги из спящих великанов превратились в живых друзей юношества.

Общий тон, характер интеллектуальной жизни школьников во многом зависит от учителя, от его духовной культуры и интересов, от эрудиции и кругозора. От того, с чем педагог идет к ученикам, что он отдает им и что у него остается. Причем самая страшная опасность для учителя - интеллектуально исчерпать себя, остаться без запаса духовных богатств.

Итак, главный путь к облегчению умственного труда - это обеспечить богатство интеллектуальной жизни. Факультативные занятия, введенные сейчас в школах, и преследуют именно эту цель: определить индивидуальность ученика, выявить и развить его интересы, склонности, таланты.

Чтобы ребятам стало легче учиться, необходимо также устранить разрыв между их умениями и знаниями. В самом деле; если попросить шестиклассников прочитать по абзацу из любого учебника, нетрудно убедиться, что пять школьников из десяти не умеют бегло сознательно читать. Читать так, чтобы глаза схватывали и сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. А ведь только при таком чтении школьник овладевает сложным умением одновременно читать и думать.

Если хотите, это одна из самых важных, школьных проблем вообще. Ученик, умеющий одновременно читать и думать, запоминает, не зазубривая, а соображая, подвергая материал логическому анализу. Усвоить четыре-пять страниц из учебника по истории или биологии, географии или литературе такой семиклассник может за 10-15 минут.

Как же научить школьников читать и одновременно думать? Для этого необходима длительная тренировка. Причем надо помнить: что упущено в начальных классах, никогда не наверстаешь. Итак, с 1-го по 4-й класс - минимум полчаса выразительного, сознательного чтения нового текста в день. Надо добиваться, чтобы каждый школьник умел читать, думая, и думать, читая.

И писать. Хорошо, быстро, бегло. Присмотритесь внимательно, как пишет ученик пятого-шестого класса. Лицо и руки у него напряжены, на лбу выступил пот - все усилия направлены на самый процесс писания, на то, как вынести ту или иную букву, соединить буквы в слово. Куда уж ему думать о написанном! А ученик должен уметь одновременно писать и размышлять, писать и слушать объяснение учителя, осмысливая это объяснение. Неумение владеть полуавтоматическим письмом, при котором можно думать о правилах, - сознательно применять их, проверять самого себя, - одна из главных, на мой взгляд, причин «плохой орфографии» многих школьников.

Не облегчает труд учащихся и сам подход к выявлению их знаний. В современную школу, школу эры новейших научных достижений и открытий, когда с каждым годом намного возрастает запас научных сведений, по инерции, без изменений перешел из прошлого века взгляд на знания как на багаж, который ученик хранит в памяти и может выложить по первому требованию учителя. Помнит ученик - значит, знает, не помнит - не знает. Учение при таком подходе превращается в усвоение по порциям: сегодня запомнил порцию знаний, завтра выложил их перед учителем и как бы освободился от них. Это, в свою очередь, постепенно утверждает в сознании учащихся психологическую ориентацию на опрос. Целью подготовки домашних заданий является для школьника, как правило, получение завтрашней оценки. Тогда как о наличии знаний должно свидетельствовать умение применить их.

Все, о чем идет речь в этих заметках, предусмотрено программами, но далеко не всегда делается на практике. Будь программа самой совершенной, она останется мертвой бумагой, если к ней не прикоснутся творческие руки, пытливый ум мастера-педагога.

Опытный учитель не требует сегодня от ученика заучивания текста учебника - в таком «учении» прямая опасность умственной ограниченности. Опытный педагог строит всю работу так, чтобы ученик размышлял, сравнивал факты и явления с помощью знаний, которые у него уже есть, делал самостоятельно выводы. У такого учителя ученик выходит к доске со своими записями, заметками - с тетрадью, с учебником, с дополнительной литературой: ведь он не пересказывает слово в слово материал учебника, а рассуждает, исследует.

В нашей школе на уроках литературы, например, старшеклассники, отвечая, пользуются текстом художественного произведения. Идет, скажем, речь о романе Л. Толстого «Война и мир». Берите пожалуйста, роман, исследуйте текст, покажите, как гениальный писатель понимал судьбы народа и судьбы отдельных лиц; как это понимание нашло художественное отражение в системе образов; расскажите, что думаете лично вы, завтрашний молодой труженик, об Андрее Болконском или Наташе Ростовой; расскажите так, чтобы ясно; было, какое место занимает художественная литература в вашей духовной жизни.

Современная же методика обучения зачастую таит большую опасность. Она заключается в том, что ученик, образно выражаясь, видит каждое дерево в отдельности, но не видит леса. Изучая первую русскую революцию, школьник скрупулезно запоминает каждую деталь, дату, но не рассматривает все историческое событие в целом, не отдаляется от деталей, чтобы увидеть общие контуры всего события, задуматься над его смыслом, сущностью, значением для судеб народа.

Только тогда, когда человек видит лес как единое целое, у него складывается более полное представление и о каждом  отдельном дереве. Без взгляда на реку невозможно понять, что такое капля воды. И процесс обучения надо строить таким образом, чтобы в старших классах ученики уже умели хорошо анализировать всю тему в целом, думать над большими, проблемными вопросами.

Желание знать, стремление познавать, быть сегодня духовно богаче, чем вчера, - эти качества и должны воспитывать у ребят школа, учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!