МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №120 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Разработка урока внеклассного чтения : В.А. Сухомлинский. «Обыкновенный человек».
Подготовила:
учитель начальних классов
Рябчун А. С.
Урок внеклассного чтения (4 класс)
Тема: В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
Цель: Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; разделить понятия "добро" и "зло"; убедить в необходимости добра и добрых поступков; познакомить с творчеством В.А.Сухомлинского, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
развивать внимание, память критическое мышление, устную речь, умение выражать ясно свои мысли ;
воспитывать чувство сострадания к людям, умение помогать в трудной ситуации.
Тип урока: урок критического мышления.
Оборудование: презентация, дидактический материал.
Ход и содержание урока
1. Организация начала урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
2. Сообщение темы урока.
- Дети, сегодня у нас необыкновенный урок русского чтения.Он называется уроком критического мышления. Мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и выдающегося педагога В.А. Сухомлинского и прочитаем его рассказ «Обыкновенный человек».
3. Изучение нового материала
3.1. Биография В.А. Сухомлинского.(презентация).
3.2. Эвокация.
а) Перед тем как начать работать над рассказом, я хочу выяснить, что вы знаете о колодце? (Рисунок на слайде) Для чего он нужен? Где его строят?
- Словарная работа: степь.(Рисунок на слайде)
б) «Предвидение»
- Прочитайте слова и скажите6 о чем пойдет речь в тексте?(Слова на слайде)
-Степь
колодец
внук
дед
ведро
упало(упасть)
1 проезжий
2 проезжий
проехал
напился(напиться)
забрал(забрать)
3 путник
оставил(оставить).
- Разделитесь на группы, посовещайтесь и составьте свой рассказ, прменяя эти слова. Старайтесь сохранять порядок слов.
в) Стратегия «Нарушенная последовательность»
- Работая в парах вам необходимо восстановить деформированный текст. (Текст напечатан)
1. 3) В степи колодец.
2. 7) Возле колодца в избе живут дед с внуком.
3. 5) У колодца на веревке висело ведро.
4. 1) Однажды ведро упало в колодец.
5. 8) Другог ведра не было, не чем напиться.
6. 2) У проезжего ведро в телеге, но он проехал мимо.
7. 4) Другой человек привязал свое ведро, напился, напоил деда с внуком, забрал ведро и уехал.
8. 6) На следующий день путник привязал ведро, напился, поблагодарил деда и уехал.
9. 9) Ведро оставил.
(Дети читают свой порядок предложений9
- А как текст звучит на самом деле мы узнаем прочитав рассказ В.А. Сухомлинского « Обыкновенный человек».
3.3. Работа над осмыслением текста
а) Чтение текста полностью(цепочкой по 3 предл.)
б) Обсуждение прочитанного.
-Что подтвердилось из того что мы предположили?
1 абзац(цепочкой)
- За что люди благодарят деда?
2 абзац(эстафета)
- Что могло произойти дальше?
3 абзац(молча)
- Почему так сказал дедушка?
4 абзац(по ролям)
- Почему дед снова сказал, что это на человек?
5 абзац(1 ученик)
- Как дед оценил поступок 3 путника?
в) Взаимные вопросы.
- Какие вопросы возникали у вас в процессе чтения, на которые нет ответа в тексте, а вам бы хотелось получить на них ответ.(Дети задают друг другу вопросы и отвечают.)
г) «Корреспондент- респондент»
- Представьте себе, что вы корреспондент и со стороны наблюдали за происходящим у колодца.
- Что бы вы спросили у каждого из путников?
(Диалог у доски)
д) «Дискуссионные качели»
- Надо ли было оставлять свое ведро, которое стоит денег?(«Да», «Нет», подсчет голосов)
-Кто считает, что да- поговорите между собой как убедить остальных?
- А те кто считает, что нет убедите в обратном.
- Изменилась ли ваша точка зрения?
3.4. Рефлексия.
- Как вы понимаете слова деда « Это не человек», « Обыкновенный человек».
- Составить синквейн.
1) -------------------- Что совершил 3 путник по отношению к деду и внуку?
2) ---------------------- Какая была помощь?
3)Составьте предложение используя имя существительное, глагол. Это предложение должно отражать главную мысль текста.
4) Подберите синоним к слову помощь.( Выручка)
4. Итог урока.
-Обсуждение пословиц.
1. Не одежда красит человека, а добрые дела .
2. Плохо тому, кто добра не делает никому.
3. Человек красна не словами, а добрыми делами.
4. Добрый поступок никогда не пропадет.
5. Смотри, не забудь, человеком будь.
- Чему новому вы научились на уроке?
- Чему учит нас этот рассказ?