СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Узоры русской игрушки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Формирование бережного отношения к русским народным традициям

Задачи:

  • познакомить с русским народным фольклором, историей игрушки;

  • вспомнить об старинных игрушках и рассказать о них детям;

  • развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Узоры русской игрушки»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Узоры русской игрушки»

Цель:

Формирование бережного отношения к русским народным традициям

Задачи:

  • познакомить с русским народным фольклором, историей игрушки;

  • вспомнить об старинных игрушках и рассказать о них детям;

  • развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Место проведения: ОУ

Участники: Обучающиеся 5-8 классов общеобразовательных учреждений.

Оборудование: Зал или класс оформлен в русском стиле. Дети одеты в русские народные костюмы

На столах игрушки или фото игрушек (приложение 1):

  • филимоновские,

  • дымковские,

  • богородские

  • куклы русские народные,

  • куклы обереги

  • матрёшки

Методические рекомендации:

Заранее познакомить детей с особенностями жизни русского народа. Разучить и прослушать русские народные песни на уроках музыки. Организовать конкурс "Кто больше отгадает загадок", "Кто быстрее и правильнее произнесет скороговорку", "Кто больше знает пословиц".

При организации праздника важно помнить о следующем:

  • выбор формы должен соответствовать тематике;

  • содержание должно соответствовать возрастным особенностям аудитории.

Звучит фонограмма «Песня о России» (На сцену выходят ведущие одетые в русские народные костюмы)

Ведущий 1: Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные русские песни поют.


Ведущая 2: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и придерживаешься. Пожалуй, один из красивейших и интересных из них - это мир русских старинных обрядов и игрушек!


Ведущая 1: Жива традиция, жива - От поколенья старшего: Важны обряды и слова, Из прошлого до нашего!


Ведущий 2: В старые добрые времена, собирались вместе мастера и создавали много интересного: кто вышивал, кто вязал, кто за прялкой, кто из глины посуду лепил, кто из дерева вырезал. Но также не забывали своих детишек, да им игрушки разные мастерили. Все детские игрушки были изготовлены собственными руками из природных материалов. За этим занятием они коротали долгие зимние вечера.


Ведущая 1: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать, да всё своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...(звучит фонограмма песни «Деревенька моя»,ведущие вместе с детьми считают до 10...)


Ведущий 2; Оказались мы с вами в русском селенье. А вот и хозяин с хозяюшкой. Встречайте Ивана да Марью!

(на сцену выходят Иван и Марья)

Марья:

Солнце яркое встаёт! Спешит на улицу народ Там выходят мастера, И дивится детвора, А на новую игрушку, Смотрят долго, не спеша: До чего же хороша!

Иван:

Свистят свистульки-утки, Свистит петух-проказник, Ой, вы гости дорогие! У нас игрушки расписные, Веселы и ярки. Хороши ребятки?


Марья: Ой, сколько здесь всего! Глаза разбегаются! Смотри-ка, Матрёшка!


Иван: А здесь деревянные игрушки! А вот глиняные! Это же свистульки! Ой, а вот игрушки из бересты!


Иван: Ребята, а нравятся ли вам игрушки? Хотите узнать про них интересное? Откуда они появились и как их делают?

(Дети отвечают: Да!)

Марья:

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука, В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянились немножко, Это русские .. .(матрёшки)

(под музыку выходят на сцену б девочек одетых в костюмы матрёшек)

Матрёшки: Мы, матрёшки, мы подружки, Утром рано мы встаём, Вшестером поём частушки, И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем: Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая, И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной, Спим мы все одна в другой.

Исполняется песня- танец "Матрёшки" (слова И. Шагаева, музыка В. Гурьева).

Марья: Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан. А назвал куклу - Матрёшкой - это старинное русское имя.


Иван: Назовите старинные женские имена, которыми можно назвать куколок- сестёр. (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёюта...)


Иван: Сейчас Матрёшка символ России. Её очень любят разные народы, покупают и дарят знакомым и друзьям.


Марья: В старину дети часто выбегали на улицу играли в игры. И я тоже предлагаю вам сейчас сыграть в старинную народную игру. А называется она

«Малечина - калечина»

Проводится игра « Малечина - калечина»

( Эта старинная народная игра. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., стараются поддержать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина- калечина" сколько часов до вечера? Раз, два ...десять.")( После игры на сг[ену выходят скоморохи, в руках у них дымковские игрушки. Скоморохи исполняют номер)

Марья: А сейчас речь пойдёт о чудесных игрушках. Это - дымковская игрушка. Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек.


Иван: Ярмарки в Вятском крае были живописнейшем зрелищем. Пестрая нарядная толпа, разукрашенные балаганы и карусели. На лотках, в палатках множество расписных и позолоченных фигурок - изделий слободы Дымково. Мастерицы вкладывали в эти фигурки свое представление о мире, природе, людях. Игрушки и теперь называются ласково "дымкой", этому народному промыслу почти 300 лет. Вылепленные из глины изделия обжигает в печах в течение 2-3 часов, затем их постепенно охлаждают, покрывают мелом, разведённым на снятом молоке. И только тогда игрушку "наряжают". Мастерица расписывает ее красками, растёртыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный весёлый узор. И сейчас я вам расскажу, что же этот узор означает.

Кружочки - солнышки - символ жизни.

Точки, крестики - начало жизни - человека.

Квадратики с точками - засеянное поле.

Квадратики — жилище

Линии - покой, воду.

Марья: Здесь игрушки - свистульки, уточки, барашки, всадники на конях, всадники на поросятах. Важные барыни, няньки, кормилицы, лихие гусары, водоноски, хозяюшки. Всего - и не перечесть. А вы знаете, почему именно эти темы выбирали? Всё это было близко человеку, это его окружало.

Конь - главный помощник крестьянина, слуга солнца.

Птица - символ счастья.

Иван:

Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя внутри? Верь, не верь, же, мой хороший, И внутри-то ничего, Кроме двух сухих горошин, И дыханья твоего.

(Исполняется танец «Маленькие чертята». После танца, появляются на сцене скоморохи и начинают свистеть в игрушки - свистульки, разгоняют «чертят»).

(Марья выходит на сцену и показывает детям филимоновские игрушки)

Марья: А вот здесь стоят игрушки тоже сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а - оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и не смогут ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым.

Иван: А давайте мы с вами тоже покажем, как мы умеем свистеть!

(Проводится игра «Весёлый пересвист»)(Нужно просвистеть, но не просто, а мелодию песни (любой) и просвистеть надо в свистульку).

Марья: Молодцы ребята! Вы очень хорошо умеете свистеть.


Иван: На нашем празднике есть много игрушек, и я предлагаю вам отгадать про них загадки:

Вот игра теперь для вас - Стихи-загадки прочту сейчас. Я начну, вы продолжайте - Хором дружно отвечайте.

Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он весёлая игрушка, А зовут его.. .(Петрушка)

Вот упрямый человек! Не заставишь лечь вовек! Уложили. Глянь-ка! Встал уж.. (Ванька-встанька)

Он и стройный, и красивый, У него есть хвост, и грива. Но скакать не может.. .Жалко! Лишь качает ...(конь-качалка).

Бочку за бочкой Тянут из мешочка Интересно всё же, кто Победит сейчас в .. .(лото).

Красные щёчки, Пёстрые платочки, Хлопают в ладошки Весёлые ...(матрёшки)

На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пёстрой юбке танцовщица, Музыкальная ...(юла)

Марья: А знаете ли вы ребята, какие - ни будь русские пословицы?

Дети: Да!

Иван: Сейчас мы с Марьюшкой и проверим!

(Проводится конкурс «Восстанови пословицу»)

  1. Не спеши языком -

  2. Сам пропадай -

  3. С кем поведёшься -

  4. Труд человека кормит -

  5. Глаза страшатся -

  6. Ученье - свет -

  7. По одежке встречают -

  8. Грамоте учиться -

      9. Семь раз отмерь -

    1. Любишь кататься -

    2. Скучен день до вечера - приз

Марья: Молодцы, ребята! Вы не плохо знаете пословицы!

Иван: А проговорить скороговорку сможете?


(Проводится конкурс «Быстро проговори скороговорку»)

а)Мамаша - Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

б)Осип осип, Архип охрип.

в)Шли сорок мышей несли сорок грошей. Две мышки поплоше несли по два гроша.

Марья: Ну что ж, ребята, загадки вы отгадали, пословицы и скороговорки проговорили.

Иван: А сейчас я расскажу вам ещё одну историю.

Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева "Ауку" - спеленатого младенца. Ребятишки поиграли с "Аукой" и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он "Ауку" и думает: покажу купцам, которые торгуют фигурками. Повез её. Купцу понравилось. Он купил куклу и заказал ещё несколько штук. Так появились в крестьянском быту деревянные игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы. Иногда, игрушки делали "с движением": плясуны, пильщики, кузнецы и др.(показать игрушки)


Иван: Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике. Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков. Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные. Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки- шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя: то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны с юмором.


Марья: И сейчас я предлагаю вам представить, как будто вы в кузнице.

(Под музыку русской народной песни «Во кузнице» дети показывают движения соответствующие содержанию песни).

Марья: У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно - разного рода куклы. Кукла оберегала, "хранила" ребенка, дом, род. Это куклы "берегини", "пеленашки", "лихоманки", "обереги" (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками - быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.


Иван: Велика Россия наша,

И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах - На весь мир молва идет.

(Выходят дети наряженные в костюмы и исполняют частушки).

Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься, И в Париже и в Нью-Йорке, Наш Полкан красуется.

Я куплю себе свистульку, Буду трели выводить Мастеров из славной "Дымки" Никогда нам не забыть.

В Твери делают игрушки, Сколько радости для глаз, Подрастают мастерицы, Может быть и среди нас.

Любовались гости чудом Громко восхищалися - Хлудневскою красотой Сражены осталися.

Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет. В красоте, в таланте русском. Весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка, Ты подруга подпевай Мастеров Руси великой, Во весь голос прославляй.


Иван: А мальчики любят играть с мячом. Знаете ли вы, из чего делались мячи в давние времена? Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатается, его бросали в кипяток и оставляли на полчаса. Потом вынимали, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый! Делали для ребятишек мячи из лыка. Резали ремешки из коры липы и плели. Внутри их делали пустыми или набивали песком. Эти мячи были тяжелыми и не могли отскакивать от земли. Были мячи из кожи. Набивали их шерстью или конским волосом.

(Проводится игра с мячом «Знаю я игрушки»),

(Дети выходят на сцену, и передавая мяч друг другу называют игрушки, о которых они уже сегодня узнали)

Марья: Ребята, как вы думаете, игрушки, о которых мы сейчас говорили, для ребят какого возраста предназначались? А совсем маленьким детям игрушки нужны? Конечно, и малышам нужно играть. Делались игрушки - погремушки так: дедушка из бересты плел кубик, клал в него сухой горох или камушки. Иногда такую погремушку закрепляли на палочку. В ручку ребенку вложат, он и гремит, побрякивает, радуется (показывают погремушки).


Иван: А давайте мы с вами ещё поиграем в одну игру. Это старинная русская игра называется «Сиди, сиди, Яша»

(Дети становятся в круг, в центре сидит водящий "Яша " с завязанными глазами.

Движутся в ритме хоровода и поют:

Сиди, сиди, Яша Ты забава, нагиа. Погрызи орешки, Для своей потешки.

Руки на темь положи, И скорее нам скажи: Раз, два, три,

(водящий кричит) замри! Дети разбегаются, а водящий их ищет., первый, кого он находит, будет новым водящим " Яшей и игра продолжается заново).

(На сцене появляются ведущие)

Иван: Какие вы все молодцы ребята. Вы так здорово играли!


Марья: Нам очень понравилось играть с вами.


Ведущий 1: Ребята вот и подходит к концу наше путишествие по русскому селенью. Вы много узнали нового и интересного о старинных обычаях, традициях и игрушках.


Ведущий 2: Мы вместе с нашими героями Иваном да Марьей!не не прощаемся с вами, а говорим им до новых встречь!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!