СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Увеличительные приборы». Лабораторная работа № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Увеличительные приборы». Лабораторная работа № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа»

Поурочный план по биологии в 5 классе.

Дата____________

Тема урока: «Увеличительные приборы». Лабораторная работа № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа.»

Цель урока: сформировать у учащихся знания об увеличительных приборах, познакомить с устройством микроскопа, правила работы с ним

Тип урока: Комбинированный Материалы и оборудование: ручная лупа , микроскоп

Задачи:

1) познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, назначением его частей, определением увеличения микроскопа;

2) научить учащихся работать со световым микроскопом, соблюдая правила работы с ним;

3) начать формировать понятие о клетке и клеточном строении организмов.

Планируемые результаты:

  • Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы исследовательской деятельности; заложить основы знаний о правилах работы с оптическими приборами с целью здоровьесбережения, гигиенические навыки работы с микроскопом.

  • Метапредметные: овладение составляющими элементами методов исследований: наблюдения, проведения эксперимента, оформления результатов, нахождения информации в тексте учебника.

  • Предметные: изучить устройство светового микроскопа; знать назначение частей микроскопа; научиться работать с ним; ознакомиться с историей создания светового микроскопа и открытием клеточного строения организмов; убедиться в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Основные понятия, изучаемые на уроке: микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметный столик, зажимы, зеркало, винты, клетка.


Ход урока

I. Организационный момент 

1.Вступительное слово учителя.

Прежде чем определиться с темой урока, послушаем сообщение, которое нам подготовил учащийся вашего класса. Оно называется « Волшебные стёкла ». А вы пока внимательно слушаете его, подумайте, что это за «волшебные стёкла»?

2. Формулировка темы.

Ну как догадались что это за «волшебные стёкла» такие? Правильно.

Итак, тема нашего урока « Увеличительные приборы ».

А эпиграфом к нашему уроку пусть станут слова И. Г. Песталоцци «. . . Мало пользы человек извлекает из пустых слов, если к этим пустым учебным словам не присоединяются всякий раз практические навыки. . .».

Имя рассказал нам, что Роберт Гук назвал ячейки, которые увидел в микроскоп клетками. И на этом уроке нам предстоит в этом убедиться. Если мы будем хорошо работать, то увидим клетки своими глазами, а так же приобретем навыки работы с увеличительными приборами.

3. Постановка целей.

Что же нам для этого нужно сделать? На уроках ОБЖ мы говорили о приборах, которыми пользуемся в быту, обсуждали подробно, как ими пользоваться.

Но микроскоп тоже сложный прибор. Значит он тоже требует и бережного отношения, и еще нужно. . .

 Совместно с ребятами формулируем цели урока: - ИЗУЧИТЬ строение микроскопа; - ПОЗНАКОМИТЬСЯ с правилами работы с ним;

А затем. .на следующем уроке - РАССМОТРЕТЬ клетки под микроскопом И убедиться, что Гук прав. Чтобы это сделать, мы вместе выполним лабораторную работу


II. Актуализация знаний 

Узнайте, по описанию, о какой среде идет речь? 

1. Нет света Мало или нет кислорода Много питательных веществ Температура постоянная; Отсутствует зрение Дыхание без участия кислорода Иногда отсутствуют органы для переваривания пищи Имеются присоски и крючки для прикрепления ОРГАНИЗМЕННАЯ

2. Мало кислорода, больше углекислого газа Воды то много, то мало Температура относительно ровная Свет не проникает; Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием Конечности лопатообразные с когтями ПОЧВЕННАЯ

3. Достаточно влаги Слабые колебания температур Кислорода часто не хватает Мало света; Плавники, ласты Обтекаемая форма тела Перепонки между пальцами Водоотталкивающие покровы ВОДНАЯ

4. Много света Достаточно кислорода Часто не хватает влаги Значительные изменения температур; Осенний листопад Отлёт перелётных птиц в тёплые края смена шерсти у зверей на более густую и тёплую НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ

5. Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием ПОЧВЕННАЯ ВЗАИМОПРОВЕРКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 


III. Создание проблемной ситуации

Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 « -» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звёзды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин.

Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?

Правильно. Познакомиться с увеличительным прибором, его устройством, а далее и правилами работы.


IV. Изучение новой темы 

Жизнь на нашей планете очень разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются… Чтобы узнать, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа живых существ. Для этого используют увеличительные приборы. Сегодня об одном из таких приборов – микроскопе и пойдёт речь . Может кто-то из вас знает, что оно значит? Слово «микроскоп» - это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооружённым глазом. Кто же изобрёл микроскоп?

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Посмотрите на рисунок 8 на стр. 22 в учебнике. Лупы бывают ручные и штативные.

Главная часть лупы – выпуклое с двух сторон стекло, вставленное в оправу.

Ручная лупа увеличивает от двух до десяти раз, а штативная – в 10- 25 раз.
Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.

«микроскоп». Какое значение, по - вашему, имело изобретение микроскопа?

Но как мы уже сказали, чтобы с ним работать, нужно изучить его устройство и правила работы с ним.

Изучение микроскопа  (На микроскопе показываю и называю основные части).

В верхней части микроскопа есть зрительная трубка, или тубус - трубка.

В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стекол.

На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.

Тубус прикреплен к штативу.

На нём есть винты, с помощью которых опускают или поднимают предметный столик.

В центре предметного столика имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала. Внизу находится подставка.

На предметном столике есть два зажима, с помощью которых закрепляют предметное стекло или микропрепарат на нём.

 Проверим, что получилось.  С устройством микроскопа познакомились.


V. Первичное закрепление

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Задание 1: на доске написаны слова. Вам нужно выбрать те из них, которые обозначают части микроскопа. лупа, 2) окуляр, 3) оправа, 4) объектив, 5) предметный столик, 6) винт, 7) колба, 8)стеклянная трубка, 9) штатив, 10) зеркало.

Задание 2: давайте отгадаем загадки по теме нашего урока.

1.Что простым не видно глазом, в микроскопе видно сразу. Клетку не одну, бывает, пару

Глаз приближая к … (окуляру).

2.Лучик света направляет, Препарат им освещает… (зеркало).

3.Держат на столике препарат Двое крепеньких ребят… (зажимы).

4.Они в движение приводят, Столик или тубус водят… (винты).

5.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив Соединяет это вместе всё…(штатив).

Хорошо ребята. Вы молодцы. Ответили на все вопросы.


VI. Домашнее задание

 § 6 читать, выучить строение светового микроскопа, приготовить сообщение на тему: «Я увидел под микроскопом ……?»


VII. Рефлексия

Шкала по 5 бальной, все, ли, понятно, было на уроке?

Чему вы научились на этом уроке?

Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя – Стекляшкина?

Вы сегодня хорошо поработали, а вот оценки за урок вы получите после проверки ваших работ в тетрадях. Поэтому не забудьте, уходя сдать тетради с работой.

На мой взгляд, мы с вами хорошо поработали. И с поставленными задачами справились.  Делаем итоговый вывод: действительно с помощью увеличительных приборов можно убедиться, что почти все живые организмы состоят из клеток!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!