СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уважаемые люди" воспитательное мероприятие

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

  • Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, взаимопонимания и терпимости в отношении пожилых людей.

Просмотр содержимого документа
«"Уважаемые люди" воспитательное мероприятие»

Беседа по социально – нравственному воспитанию

на тему «Отношение к пожилым людям».



Содержание: Расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях людей - пожилой человек.

Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное

Форма организации деятельности: беседа

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Цель:

  • Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, взаимопонимания и терпимости в отношении пожилых людей.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек».

  • Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

  • Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Развивающие:

  • Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения.

  • Развивать мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

  • Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность. 

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них.

  • Прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек. 

Предварительная работа

  • Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки». Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», беседы о необходимости помощи пожилым людям, просмотр мультфильма «Последний лепесток».

  • Беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.


Ход занятия.

  1. Вводная беседа. 

Воспитатель. У каждого времени свои радости, свои краски. Зима - радует нас белым пушистым снегом и бодрящим морозцем. Весна — первой зеленью, свежестью. Лето изобилием красок, цветов. Осень - своей щедростью, богатым урожаем.

Меняет цвет природа,

Меняется погода,

И солнцу золотому

Идут дожди вослед,

А за теплом — ненастье.

За горем будет счастье,

И молодость на старость

Меняет человек.

Вот так, наверное, и в жизни человека. Юность всегда полна надежд и любви. Зрелые годы - пора расцвета творческих сил, пора свершений, забот о детях и внуках.
- Ребята, вот так с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?

- Да.

- Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.

- Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему занятия.

- Как вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ?

В словаре С.И.Ожегова читаем «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-то».

- Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час? Речь на сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. Тема нашего классного часа «Отношение к пожилым людям».  

  1. Основная часть. Работа по теме занятия.

Воспитатель.  Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость?    Посмотрим в словарь С.И..Ожегова « Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма». Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б  нас! (Л. Татьяничева)

Воспитатель.  Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье? 

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Вопросы по тексту.

- Как обидели деда в семье?

- Как относились муж и жена к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Как ответил на жестокость родителей сын?

- Почему заплакали отец с матерью?

- Муж и жена исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

- Как надо относиться к старым и слабым?

- В чём особенно нуждаются пожилые люди?

-Какие вы молодцы! Бабушкам и дедушкам нужно:

  • Уступать место в троллейбусе, покупать лекарства

  • Помогать донести сумку.

  • Открывать дверь.

  • Пропускать вперёд.

  • Помогать перейти дорогу.

-А нужно ли быть снисходительными к пожилым людям? Что означает снисходительность?

Уступить, не заметить, не спорить, не обижаться.

-В каких случаях важно быть снисходительным, т.е. уступать?

Забывчивость старших, рассеянность, рассказы об одном и том же, навязчивая заботливость…

-Как вы сумеете её проявить? Приведите примеры из вашей жизни.

- Как надо поступить?

- К сожалению, ребята, в жизни бывает часто наоборот.

Именно старшие нам уступают и многое прощают.

-А умеем ли мы понимать и быть благодарными за эту любовь старших?

  1. Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.

Давайте подумаем над этим, прочитав ситуацию и обсудив её.

Ситуация 1. «Секретная проверка»

Бабушка мыла пол, Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть.

- Во-первых, сказала бабушка, ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

- Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп.

- Иди ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

- Где у нас черный хлеб?

- Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

- Сметаны!- сказала внучка.

Бабушка падала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.

- Полвторого…

- Ой, мне уже пора. Мы будим по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

- И к тебе придут?

- Может быть. Ну, я побежала…

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!

Вопросы.

- Кто и как проявляет снисходительность, т.е. уступает бабушка или внучка?

- Чего девочка не сделала и что должна была сделать с самого начала прихода девочка домой?

- Какие этические нормы поведения нарушила девочка?

- Какое отрицательное качество проявилось у девочки? (эгоизм, бессердечие.)

Вывод.

-Какими должны быть внуки, чтобы дедушки и бабушки, пожилые люди уважали вас, чтобы были счастливы?

(добрыми, сердечными, внимательными, отзывчивыми…)

Ситуация 2. «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказ­ки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придёт к ней в гости».

Вопросы по тексту.

- Правильно ли поступила девочка? Почему?

- Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

- Можно ли было поступить по-другому?

- Как бы вы поступили на месте девочки?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

•   старого, уставшего дедушку;

•   грустную бабушку;

•   улыбающуюся бабушку.

Ситуация 3. С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей, и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи.

«Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавлива­ется, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики начали подра­жать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

- Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Воспитатель расширяет представления детей об отношении к пожилым людям.

Вывод.

  • Нельзя смеяться над старыми людьми.

  • К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

  • Старые люди прожили много-много лет и трудились для лю­дей.

Ситуация 4. У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать её потише, так как ему плохо. Саша ответил:

-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой.

Вопросы.

- Что бы вы сказали о таком мальчике?

- Как бы поступили вы?

Ситуация 5. Бабушка лежала на диване. Вдруг у неё поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:

- Возьми сама, я смотрю мультфильм.

Вопросы.

- Что бы вы сказали о Кате?

- Как бы вы поступили?

Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.
Цель. Смена статического положения детей, формирование правильной осанки. Учить соотносить действие со словом.

«Моя семья».
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять -
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

Ситуация 6. Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает!

Вопросы.

- Что бы вы сказали о таком мальчике?

- Как бы поступили вы?

  1. Заключение.

Воспитатель. Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении.

Никогда не забывайте своих бабушек и дедушек, помогайте им во всем и поддерживайте их, говоря добрые и ласковые слова.

Ребята, помните, что рядом с вами ваши близкие и родные. И от вас очень много зависит: будет ли бабушка огорчаться из-за ваших капризов или порадуется вместе с вами вашим победам. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко, не спешите скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Они ведь так редко отдыхают. Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Игра «Волшебная конфета».

Цель. Развивать чувство эмпатии. Воспитывать чувство благодарности. Способствовать развитию связной речи детей.
- У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.
- Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
- Пусть они избавятся от болезней;
- Пусть никогда не умирают;
-Пусть у всех будет дом;
-Пусть все хорошо живут;
-Пусть у всех будет обед;
-И др.

О бабушках и дедушках можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените их, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности.

-А теперь, ребята, давайте сделаем для наших бабушек и дедушек в подарок волшебный Цветик-семицветик, который поможет им быть здоровыми и весёлыми.

Пальчиковая гимнастика.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Ребята, но перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - я!
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся моя семья.

- Сейчас берём кисточки, краски и рисуем наш цветик. Ребята, каждый лепесток должен быть разного цвета. Какими цветами будет рисовать?

- Красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, розовый.

Дети рисуют.

- Вот какие красивые цветы получились.

  1. Рефлексия:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Мы говорили о помощи пожилым людям.

- Да, ребята любите, уважайте своих бабушек и дедушек и подарите им наши Цветики-семицветики.

-Что нового, интересного узнали?

- Где нам это пригодится?

- Ребята, сумеете ли вы после нашего занятия подумать над своими ошибками, заметить то, что не замечали раньше?

  1. Подведение итога урока

Воспитатель. Мы должны бережно и с благодарностью относиться к поколению дедушек и бабушек, нужно быть чуткими, тактичными, внимательными, сердечными.

Я очень надеюсь и верю, что  наше занятие помогло вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждёт каждого из нас. Быстро идёт время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими.  Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

В заключение нашего занятия я хочу вам пожелать, что бы вы всегда помнили о своих родных и близких, помогали им, а так же доброжелательно относились к незнакомым людям. Всем спасибо за работу! До следующей встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!