СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УУД на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД  на уроках ИЗО

Просмотр содержимого документа
«УУД на уроках ИЗО»









Задачи на применение УУД


Они могут строиться, как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).


Название предмета

Формируемые УУД

Предметные действия

Предметы обязательной части учебного плана

Изобразительное

искусство

Личностные, познавательные, регулятивные действия.

Познавательные действия: замещение и моделирование в продуктивной деятельности обучающихся явлений и объектов природного и социокультурного мира

Регулятивные действия: целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умению контро­лировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Личностные действия: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения обучающихся.

Создание продукта изобразительной деятельности.

Различение по материалу, технике исполнения художественных произведений.

Выявление в произведениях искусства связи конструктивных, изобразительных элементов.

Передача композиции, ритма, колорита, изображение элементов и предметов.








Формирование системы универсальных учебных действий

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Универсальные учебные действия представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.


УУД

Формы и способы развития УУД

Диагностический инструментарий сформированности УУД


5 класс:

  1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

  2. уважение к своему народу, развитие толерантности;

  3. освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

  4. оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

  5. выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»

  • Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И.Рейнвальд

  • Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»

  • Пословицы (методика С.М.Петровой)

  • Методика «Психологическая культура личности» (Т.А.Огнева, О.И.Мотков)

  • Анкета «Ценности образования»

  • в образовательном процессе»

  • Опросник профильно-ориентационной компетенции (ОПОК) С.Л.Братченко

  • Определение направленности личности (ориентационная анкета)

  • Карта самодиагностики степени готовности к выбору профиля обучения

  • Модифицированный вариант «Самоактуализационного теста»


6 класс:

  1. создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;

  2. формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;

  3. уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  4. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  5. участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).


7 класс:

  1. знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;

  2. уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  3. уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  4. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.


8 класс:

  1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

  3. сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;

  4. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  5. участие в общественной жизни на уровне школы и социума;


9 класс:

  1. знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  2. сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями;

  3. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;

  4. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  5. готовность к выбору профильного образования;

  6. умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.















Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность


5 класс:

  1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

  2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

  3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.


  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)

  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)


6 класс:

  1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

  2. умение планировать пути достижения намеченных целей;

  3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

  4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;

  5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.


7 класс:

  1. формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  2. формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент)

  3. адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.


8 класс:

  1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;

  2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

  3. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.


9 класс:

  1. умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;

  2. самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;

  3. формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

  4. принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.




УУД

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

5 класс:

  1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

  2. ориентироваться в учебных источниках;

  3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

  4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

  5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

  6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

  7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы или ситуации, учебные задачи);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование

- дискуссии, беседы, опыты, наблюдения, практические работы;

- сочинения на заданную тему, редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты

  • Срезовые контрольные работы

  • Специальные срезовые тесты

  • Педагогическое наблюдение

  • Контроль выполнения домашних заданий

6 класс:

  1. выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  3. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  5. определение основной и второстепенной информации;

  6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

  7. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

7 класс:

  1. свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  2. понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;

  3. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

  4. составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  5. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  6. умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.





8 класс:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;

  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;

  6. работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

9 класс:

  1. умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  2. умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств;

  3. выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;

  4. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  5. овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
















Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

5 класс:

  1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;

  6. предвидеть последствия коллективных решений.

- групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

- психологические практикумы, тренинги, ролевые игры.

Методика «Кто прав?»

(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992]) Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) Наблюдение за взаимодействием со сверстниками или педагогами и анализ его результата.

..Тест коммуникативных умений Л.Михельсона

  • Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

6 класс:

  1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;

  2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

  3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;

  4. планировать общие способы работы группы;

  5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

7 класс:

  1. умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

  2. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  3. готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  4. использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

8 класс:

  1. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

  2. умение аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;

  3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  5. адекватное межличностное восприятие партнера.

9 класс:

  1. разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его;

  2. управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать;

  3. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;

  4. переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий;

  5. стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии;

  6. речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий.
























В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:

Составляющие УУД

Типовые задачи

Задачи, формирующие личностные универсальные учебные действия

  • Личностное самоопределение

  • развитие Я-концепции

  • смыслообразование

  • мотивация

  • нравственно-этическое оценивание


участие в проектах

творческие задания

самооценка события, происшествия

самоанализ

ролевые игры в рамках тренинга

дневники достижений

подведение итогов урока

выразительное чтение

мысленное воспроизведение и анализ картины, ситуации, книги, фильма

зрительное, моторное, вербальное восприятие живописи, музыки, литературы

Задачи, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • учет позиции партнера

  • разрешение конфликтов

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • передача информации и отображение предметного содержания

составление задания партнеру

отзыв на работу товарища

парная работа по выполнению заданий, поиску информации и т.д.

групповая работа по созданию проекта, составлению кроссворда и т.д.

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)

диспуты, дискуссии

задания на развитие диалогической речи (обсуждение, расспрос, убеждение, приглашение и т.д.)

задания на развитие монологической речи (составление рассказа, описание, объяснение и т.д.)

ролевые игры в рамках тренинга

групповые игры

тренинги коммуникативных навыков

Задачи, формирующие познавательные универсальные учебные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

  • информационный поиск;

  • знаково-символические действия;

  • структурирование знаний;

  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

  • смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

  • рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач

задания на нахождение отличий, сравнение, поиск лишнего, упорядочивание, цепочки, оценивание и т.д.

задания на поиск информации из разных источников

задачи и проекты на проведение эмпирического исследования

задачи и проекты на проведение теоретического исследования

задачи на смысловое чтение

составление схем-опор

работа с планом, тезисами, конспектами

составление и расшифровка схем, диаграмм, таблиц

работа со словарями и справочниками

Задачи, формирующие регулятивные универсальные учебные действия


  • планирование

  • рефлексия

  • ориентировка в ситуации

  • прогнозирование

  • целеполагание

  • оценивание

  • принятие решения

  • самоконтроль

  • коррекция


маршрутные листы

парная и коллективная деятельность

задания,нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата

задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки)

задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата

задания, содержащие элементы проектной и исследовательской деятельности

самоконтроль и самооценка

взаимоконтроль и взаимооценка

дифференцированные задания

выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию

тренинговые и проверочные задания

подготовка мероприятия (праздника, концерта и т.д.), включающая в себя планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы

подготовка материалов для школьного сайта, школьной газеты, выставки

ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями

ведение протоколов выполнения учебного задания

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий по этапам


Блок личностных универсальных учебных действий

Аспект

1 этап основной школы (5 класс)

2 этап основной школы (6-7 класс)

3 этап основной школы (8-9 класс)

Необходимое условие

смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения

- осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?)

- доведение работы до конца,

-стремление к за- вершённости учебных действий

-преодоление препятствий при их возникновении;

- концентрация и сосредоточение на работе

- специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности

развитие Я- концепции, самооценки;

- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, од- ноклассник, друг, гражданин)

- усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру;

чувство адекватности и стабильности владения личностью, собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;

- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития;

- осознание своей принадлежности к социальной группе и соответственно принятие значимых для референтной группы ценностей, норм и ценностей

- развитие критичного мышления;

- создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников.

развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно- этических отношений.

- личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных но мах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)

- оценка значимости для себя моральной дискуссии, оценка эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения;

- оценка и степень принятия ответственности за результаты;

- анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно;

- оценка изменений собственных установок и позиции

- наличие открытых содержательных дискуссий, направленных на моральную проблематику;

- создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения;

- участие всех учащихся в создании правил, обязательных для всех;

- развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней


Блок регулятивных универсальных учебных действий


Аспект

1 этап основной школы (5 класс)

2 этап основной школы (6-7 класс)

3 этап основной школы (8-9 класс)

Необходимое условие

целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе

- самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность

- составление жизненных планов включающих последовательность этапных целей и задач их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей

- содержательные аспекты целей и жизненных планов;

- личные планы и перспективы дополняются социальными планами.

задания общее планирование времени, составление хронокарт, планирование на ближайшую перспективу, на планирование учебной работы.

регуляция учебной деятельности;

- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала

- формирование личностных качеств: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды

- реализация потенциала субъекта через целеполагания и проектирования траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

- ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации (подготовка, адаптивна готовность, ориентированная на определенные условия работы, усилия и уровень достижения); операциональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт саморегуляции);

опыт сотрудничества в совместном решении задач (А. К. Осницкий)

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

-представление человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности

- способность к планированию, контролю и коррекции предметной (учебной) деятельности и собственной познавательной деятельности

- высокая степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия

Построение внутреннего плана действий как представление о целей способах и средствах деятельности (Т.Д. Пускаева)

самоконтроль и самооценивание

- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу

- оценивание продукта своей деятельности по заданным критериям, заданным способом

- оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

- умение предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

использование приемов совместноразделенной деятельности и взаимного контроля: заполнение рефлексивных листов, карт, анкет, уметь соотносить цель и полученный результат







Блок познавательных универсальных учебных действий


Аспект

1 этап основной школы (5 класс)

2 этап основной школы (6-7 класс)

3 этап основной школы (8-9 класс)

Необходимое условие

общеучебные действия

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаковосимволические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

-включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность

универсальные логические

действия

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий

-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

-включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность


действия постановки и решения проблем

- объяснение с какой позиции учащийся приступает к разрешению проблемы;

-описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия

- определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;

- определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;

-выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;

- сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;

- оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом;

- указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.

- определение мотивов своих действий

- обоснование желаемой ситуации; анализ реальной ситуации и указание на противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

- указание некоторых вероятных причин существования проблемы;

- постановка задач адекватных цели;

- самостоятельное планирование характеристик продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;

-выбор технологии деятельности (способа решения задачи);

- планирование ресурсов; - самостоятельное планирование и осуществление текущего контроля своей деятельности;

Оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям;

- указание на причины успехов и неудач в деятельности, предложение путей преодоления/ избегания неудач; анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений

-определение формулировки проблемы; проведение анализа проблемы (указание на причины и вероятные последствия её существования);

- указание на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; постановка цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;

-применение известной или описанной в инструкции технологии с учётом изменений параметров объекта (комбинирование нескольких алгоритмов последовательно или параллельно);

- проведение анализа альтернативных ресурсов, обоснование их эффективности;

-внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля;

-предложение способа убедиться в достижении поставленной цели и определение показателей достижения цели;

-приведение аргументов для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности

-включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность











Блок коммуникативных универсальных учебных действий


Аспект

1 этап основной школы (5 класс)

2 этап основной школы (6-7 класс)

3 этап основной школы (8-9 класс)

Необходимое условие


межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и вздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативныхых задач, воздействие, аргументация и пр.)

-учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение

-способность к согласованным действиям с учетом позиции другого,

-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительное владение нормами и техникой общения

-умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения

- систематическое использование таких

формы работы как: дискуссия, проектная форма деятельности


кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты);

- осуществление действий обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как учителем, так и сверстниками: умение планировать согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли.

-уметь договариваться

- самостоятельное исследование заданной процедуре группового обсуждения;

- выполнение действий в соответствии с заданием для групповой работы;

-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или аргументируя свое отношение к идеям других членов группы

- умение самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение, фиксация решения в конце работы;

- распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения групповой работы; постановка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями других членов группы, развитие и уточнение идей друг друга

- организация работы в группе, совместной деятельности школьников на уроке


формирование личностной и познавательной рефлексии

-умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

указание на сильные и слабые стороны своей деятельности; определение мотивов своих действий

-указание причин успехов и неудач в деятельности; называние трудностей, с которыми столкнулся при решении задач и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности;

-анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений

Систематическое проведение анализа учебной и внеучебной деятельности, рефлексия



Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

Перечень которых может быть расширен и дополнен в соответствии с конкретными задачами.

Метапредметные результаты

Основные критерии оценивания

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Целеполагание

- принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи;

- переопределение практической задачи в теоретическую;

- самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;

- умение устанавливать целевые приоритеты.

Прогнозирование

Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Планирование и организация действий

- умение планировать пути достижения целей;

- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- умение при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- умение осуществлять учебную и познавательную деятельность как «поленезависимую», устойчивую в отношении помех;

- умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- владение основами саморегуляции эмоциональных состояний;

- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Контроль

- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей

Оценка

- умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновать правильность или ошибочность результата и способа действия;

- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- умение адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Общеучебные исследовательско-проектные действия

- владение основами реализации учебной проектно-исследовательской деятельности;

- умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя и самостоятельно;

- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- умение структурировать и хранить информацию;

- умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- умение выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- умение организовывать исследование с целью проверки гипотез.

Логические действия

- умение давать определение понятиям;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

- умение осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;

- умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- умение делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Знаково-символические действия

- умение создавать и применять знаково-символические средства для решения задач;

- умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Понимание текста

- умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- владение основами рефлексивного чтения;

- сочинение оригинального текста.








КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Взаимодействие с партнером

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- умение управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение планировать общую цель и пути ее достижения;

- умение договариваться и вырабатывать общую позицию в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.

Планирующая и регулирующая функция речи

- умение отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

- умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывании;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- владение основами коммуникативной рефлексии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!