Они могут строиться, как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).
Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Универсальные учебные действия представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.
Составляющие УУД | Типовые задачи |
Задачи, формирующие личностные универсальные учебные действия | Личностное самоопределение развитие Я-концепции смыслообразование мотивация нравственно-этическое оценивание | участие в проектах |
творческие задания |
самооценка события, происшествия |
самоанализ |
ролевые игры в рамках тренинга |
дневники достижений |
подведение итогов урока |
выразительное чтение |
мысленное воспроизведение и анализ картины, ситуации, книги, фильма |
зрительное, моторное, вербальное восприятие живописи, музыки, литературы |
Задачи, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия | планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учет позиции партнера разрешение конфликтов управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | составление задания партнеру |
отзыв на работу товарища |
парная работа по выполнению заданий, поиску информации и т.д. |
групповая работа по созданию проекта, составлению кроссворда и т.д. |
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) |
диспуты, дискуссии |
задания на развитие диалогической речи (обсуждение, расспрос, убеждение, приглашение и т.д.) |
задания на развитие монологической речи (составление рассказа, описание, объяснение и т.д.) |
ролевые игры в рамках тренинга |
групповые игры |
тренинги коммуникативных навыков |
Задачи, формирующие познавательные универсальные учебные действия | самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность | задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач |
задания на нахождение отличий, сравнение, поиск лишнего, упорядочивание, цепочки, оценивание и т.д. |
задания на поиск информации из разных источников |
задачи и проекты на проведение эмпирического исследования |
задачи и проекты на проведение теоретического исследования |
задачи на смысловое чтение |
составление схем-опор |
работа с планом, тезисами, конспектами |
составление и расшифровка схем, диаграмм, таблиц |
работа со словарями и справочниками |
Задачи, формирующие регулятивные универсальные учебные действия | планирование рефлексия ориентировка в ситуации прогнозирование целеполагание оценивание принятие решения самоконтроль коррекция | маршрутные листы |
парная и коллективная деятельность |
задания,нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата |
задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки) |
задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата |
задания, содержащие элементы проектной и исследовательской деятельности |
самоконтроль и самооценка |
взаимоконтроль и взаимооценка |
дифференцированные задания |
выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию |
тренинговые и проверочные задания |
подготовка мероприятия (праздника, концерта и т.д.), включающая в себя планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы |
подготовка материалов для школьного сайта, школьной газеты, выставки |
ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями |
ведение протоколов выполнения учебного задания |
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.
Перечень которых может быть расширен и дополнен в соответствии с конкретными задачами.
Метапредметные результаты | Основные критерии оценивания |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Целеполагание | - принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи; - переопределение практической задачи в теоретическую; - самостоятельная постановка новых учебных целей и задач; - умение устанавливать целевые приоритеты. |
Прогнозирование | Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса |
Планирование и организация действий | - умение планировать пути достижения целей; - умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - умение при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - умение осуществлять учебную и познавательную деятельность как «поленезависимую», устойчивую в отношении помех; - умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - владение основами саморегуляции эмоциональных состояний; - умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Контроль | - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; - владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей |
Оценка | - умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновать правильность или ошибочность результата и способа действия; - умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; - умение адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Общеучебные исследовательско-проектные действия | - владение основами реализации учебной проектно-исследовательской деятельности; - умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя и самостоятельно; - умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - умение структурировать и хранить информацию; - умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - умение выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - умение организовывать исследование с целью проверки гипотез. |
Логические действия | - умение давать определение понятиям; - умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; - умение осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия; - умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; - умение делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Знаково-символические действия | - умение создавать и применять знаково-символические средства для решения задач; - умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
Понимание текста | - умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - владение основами рефлексивного чтения; - сочинение оригинального текста. |
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
Взаимодействие с партнером | - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - умение управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать. |
Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация | - умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение планировать общую цель и пути ее достижения; - умение договариваться и вырабатывать общую позицию в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; - умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата. |
Планирующая и регулирующая функция речи | - умение отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; - умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владение устной и письменной речью, умение строить монологическое контекстное высказывании; - умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - владение основами коммуникативной рефлексии. |