СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Утверждение права "делать чудеса своими руками" А.С.Грин "Алые паруса", урок в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утверждение права "делать чудеса своими руками" А.С.Грин "Алые паруса", урок в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Утверждение права "делать чудеса своими руками" А.С.Грин "Алые паруса", урок в 6 классе»


  1. МБОУ «ГИМНАЗИЯ №17»

  2. План-конспект

  3. открытого урока по литературе в 6 классе

  4. Тема урока:

  5. «Утверждение права делать чудеса своими руками

  6. по повести А.Грина «Алые паруса»»

Подготовил учитель русского языка и литературы

Шейдаева Фатима Алведдиновна



Махачкала, 2022 год

Тема урока: «А.С. Грин «Алые паруса». Утверждение права «делать чудеса своими руками».

Цель урока:

  1. Показать А.Грина, как писателя-романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам делать чудеса своими руками.

  2. Подвести к пониманию основную мысль романа-феерии и внутреннего мира героев.

  3. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по творческому освоению текста художественного произведения и использованию полученных знаний в практической деятельности по приобретению жизненного опыта.

  4. Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремлённости, любви к ближнему, веру в добро, любовь и мечту. Формирование навыков устной и письменной речи.

Планируемые результаты:


предметные: выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.

метапредметные: уметь выбирать смысловые единицы текста. Выделять и формулировать познавательную цель. Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике; организовывать свое рабочее место. Оценивать достигнутый результат; проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование: презентация к уроку, портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Иллюстрации к произведению «Алые паруса» С. Бродского и других художников, иллюстрации учащихся. Песня В. Лансберга «Алые паруса», распечатки заданий для работы в парах.


Эпиграф:

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина.

Я раскрываю его на любой странице,

Так весной протирают окна в доме.

Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.

Д.Гранин.




Ход урока.

Слайд 1

I. Оргмомент (создание эмоционального настроя к уроку, подготовка к работе). Вступительное слово учителя на фоне музыки «Шум моря…».

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, с могучей любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о Добре...

Виссарион Саянов.

Имя его - Александр Грин: Александр Степанович Гриневский. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом человеке и его феерии "Алые паруса". Попробуем затронуть вопросы, связанных с формированием личности человека. Ответим на вопрос: "Нужно ли делать чудеса своими руками". И кто, как не Грин, поможет нам в этом.

II Объявление темы урока.

Слайд 2.

- Тема нашего завершающего урока по произведению А. Грина «Алые паруса» сформулирована так: «А.С.Грин «Алые паруса». Утверждение права «делать чудеса своими руками»». (Музыкальное сопровождение выключается)

Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке с таким названием?

Совместное целеполагание.

Объявляются цели и задачи урока, поставленные учителем.

Слайд 3

Работа над темой урока

  1. Анализ эпиграфов к уроку. (Включается музыкальная заставка; на фоне тихо звучащей музыки обсуждаются эпиграфы к уроку)

Слайд 4

Александр Степанович создал свою необычную страну Гринландию. Давайте вспомним о ней на этом уроке. Там, в городах и посёлках с удивительными названиями Лисс, Зурбаган живут романтики, путешественники, сильные и мужественные люди, постоянно борющиеся с окружающей серостью, косностью, пошлостью. Моря в этой стране бороздят бриги, бригантины, фрегаты с белыми и алыми парусами.

Слайд 5

1.Вы уже знаете, что свою повесть «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Давайте ещё раз вспомним, что такое феерия. Словарная работа. Слово «феерия» в словаре Ожегова имеет два значения: 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. 2) Волшебное сказочное зрелище.

Жанру и сюжету данного произведения соответствует второе значение слова.

Вопрос:

- Как вы думаете, в каком значении использовал это понятие Грин?

(и в прямом, и в переносном: для Грина в слове «феерия» таился особый смысл: предвкушение чуда, полёт мечты, непременное счастье, которое обязательно придёт к тем, кто его достоин).

  1. Просмотр видеосюжета – отрывок из кинофильма «Алые паруса» (встреча Ассоль и Грея)

Задача: сопоставить ранее прочитанный материал с экранизацией; настроиться на дальнейшую работу - творческий анализ текста с элементами театрализации.

Слайд 6

Театрализация (развитие творческих способностей, формирование навыка художественного пересказа текста, подведение к пониманию того, что счастья нужно быть достойным, что мужество нужно проявлять не только в исключительных ситуациях, но и в повседневной жизни)

Выходят два ученика, представляющие Ассоль и Грея.

Грей:

- Милая Ассоль, я немного знаю о тебе, но очень хочу, чтобы ты сама мне рассказала, как ты жила. Как ты смогла сохранить в своём сердце способность мечтать и верить в мечту?

Слайд 7

Примерный рассказ Ассоль (творческий пересказ текста от лица литературного героя): «Судьба не была ко мне справедлива с самого начала. Свою мать я не помню, она умерла, когда мне полгода было. Я чувствовала, что во мне всегда жили две Ассоль: одна была дочь матроса... другая - живое стихотворение». Капернцы почему-то нас с отцом не любили, меня не принимали в детские игры, прогоняли, обижали. Но я не привыкла жаловаться. Зато у меня были мои детские мечты! Когда, забравшись на колени к отцу, уютно устроившись в кольце его тёплых, сильных рук, я слушала удивительные рассказы о морских путешествиях, приключениях, я представляла неведомые страны, сильных и мужественных моряков, людей, знающих радость жизни, справедливых и добрых... Я мечтала о счастье, а оно как будто сидело во мне «пушистым котёнком». А ещё у меня были деревья в лесу, я знаю каждый их мшистый ствол, я разговариваю с ними на рассвете, и они отвечают мне шумом своих вершин. А ещё у меня есть море - необъятная синяя даль, за горизонтом которой таится чудо, и оно обязательно придёт ко мне, потому что однажды Эглъ, собиратель песен и легенд, предсказал, что я...»)

Когда рассказ доходит до встречи с Эглем, появляется ученик, представляющий Эгля (творческий пересказ отрывка текста от лица литературного героя).

Слайд 8

Примерный пересказ отрывка текста учеником, представляющим Эгля:



«Я хорошо помню ту встречу на берегу ручья. «Мне, собственно, не надо было спрашивать твоё имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или испанского языка как «к солнцу». И я сразу понял, что было так пристально отмечено моим впечатлением - «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».

Слайд 9

Исполняется песня «Предсказание Эгля».

Грей:

- Я хочу спросить жителей Каперны, почему они так плохо относились к Ассоль и её отцу?

Выходят ученики, готовившие материал о жителях Каперны.

Слайд 10

Примерный ответ группы (говорят по очереди):

« - Да, мы не любили Ассоль и её отца, Лонгрена, потому что они не такие, как все мы.

- Лонгрен утопил Меннерса.

- Почему он молча наблюдал, как лодку трактирщика уносят волны?

- Почему он стоял как судья? Кто дал ему право судить?

- Чем он лучше нас?

- Подумаешь, Меннерс был косвенно виноват в смерти его жены, но ведь Лонгрен никому об этом не говорил. Почему?

- Зашёл бы в трактир, посидел с рыбаками по-свойски, излил бы своё горе. Так нет же, он гордый.

- Да, собственно, из-за чего так убиваться: умерла жена - так другие женщины в Каперне есть, женился бы да и жил. А он какую-то любовь выдумал.

- Разве нам до любви? Мы работаем, как воюем, у нас и мужчины, и женщины крепкие, сбитые, с «масляной кожей толстых икр и могучих рук». - Нам не до любви, нам некогда мечтать о красных парусах, нам не до песен и сказок. Песня, конечно, дело неплохое, но в ней должен содержаться практический смысл - «о хитрых мужиках и солдатах», с «восхвалением жульничества».

- А Лонгрен с дочкой поставили себя выше нас всех, вот мы им и не простили. Нигде «чужаков» не любят».)

Эгль:

- Где же вам, людям с очерствевшими душами, людям, не умеющим радоваться и любить, понять тонкую, романтичную натуру!

Ассоль, уже потому, что ты сохранила живую душу, не опошлилась среди этих грубых, жалких людишек, осталась верной мечте, за то, что мужественно выносила испытания и не затаила зло на весь мир, ты достойна счастья!

Ассоль:

- Я так рада, что наконец меня кто-то понимает, воспринимает серьёзно... Я с удовольствием приму эту великую честь - быть счастливой. А теперь, Грей, расскажи мне о себе. Я ведь совсем ничего о тебе не знаю.

Грей рассказывает о себе.



Слайд 11

Примерный рассказ Грея: «Я родился и вырос в замке, где всё было величественно снаружи и мрачно изнутри. Родители мечтали, что я продолжу «линию фамильного начертания», но я родился капитаном, хотел стать им и стал им. А ещё обо мне говорили, что я «родился с живой душой». И это правда. Яне мог смотреть на дорогую картину, изображавшую распятого Христа, поэтому однажды взял и замазал краской кровь и гвозди на его руках. Зато другая картина, висевшая в библиотеке, глубоко потрясла меня, раз и навсегда определив моё предназначение - стать моряком. Я тоже, как и ты, Ассоль, жил в своём особом мире, сотканном из мечтаний, приключений. Обследовав замок, я побывал на кухне и понял, что чужую боль можно понять только тогда, когда сам испытаешь подобное, что настоящие друзья должны всегда приходить на выручку. А ещё я понял, что всего нужно добиваться самому и самому воплощать в жизнь мечту. Это я понял, ещё когда сказал Польдишоку, что «рай» - в моей ладошке, в моей власти: я сам могу решить, когда этот рай наступит и в чём он будет заключаться. Я понял это и когда юнгой постигал основы морского дела под презрительно- насмешливым взглядом старого морского волка - капитана Гопа, дразнившего меня «Розой-Мимозой». И когда на берегу я увидел тебя спящей, когда твои «ресницы спали на твоей щеке» и «трава поблизости …казалось, задремала в силу сочувствия», я понял, что обязательно должен исполнить твою заветную мечту, Ассоль. Потому я с таким тщанием выбирал алый шёлк для парусов, чтобы в этом цвете сияла чистая мечта, радость жизни, торжество истины».

Слайд 12

Я сказал Пантену: «…благодаря мечте я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками… Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии».

Эгль:

- Достоин счастья человек, который рождён с живой душой, способной откликаться на чужую боль и радость, который всю жизнь шёл к своей мечте, не отступил перед испытаниями, а главное, знает, что «чудеса нужно делать своими руками». Ты, Артур Грей, достоин счастья!

Физкульминутка

  1. Представление проектов

(опережающие групповые задания; группы представляют творческий продукт коллективной исследовательской деятельности)

Слайд 13

Все встали, на минуту закрыли глаза и представили, что вот на горизонте показался чудесный корабль с вашими парусами… Какого цвета эти паруса? Смело входите в воду (делаются движения ногами, как будто человек идёт по воде), смотрите на паруса своей мечты и … плывите навстречу (делаются плавательные движения)! А теперь сядем на свои места и представим счастливую минуту встречи со своей мечтой (ученики закрывают глаза и сидят несколько секунд).

Учитель:

- В начале урока мы определили, что повесть «Алые паруса» - это «живое стихотворение», феерия. Теперь пришло время посетить творческую лабораторию писателя, увидеть внутреннюю форму текста, чтобы понять, как художественные средства помогают решить главную задачу: заставить поверить в чудеса, возможные в обычной серости повседневности, в то, что о счастье всегда нужно мечтать, что его можно «делать своими руками» и что его нужно быть достойным.

Примерный ответ:

« Разгадать «тайное соседство слов» можно только при неторопливом, осмысленном прочтении. Грин мастерски использует синонимию в «Алых парусах». Интересно то, как синонимы превращаются в антонимы. Золотое кольцо величиной в солнце противопоставляется пожелтевшей скатерти и рыжими глазами Хина. Алый для Ассоль, Лонгрена и Грея цвет становится красным для капернцев. Точно также эпитеты становятся олицетворениями, «вдыхающими жизнь» в любые предметы: липкая паутина, мшистые стволы, отдыхающее сознание, горящая рука, тишина покинутости, надменно застенчивая текучесть речи, странная летящая душа, звонкая душа Грея, струящаяся голубизна камней. Метафоры и олицетворения появляются на страницах произведения как сопровождение Ассоль и Грея: ресницы спали на её щеке, даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия, счастье сидело в ней пушистым котёнком, земной шар дышал бесчисленностью крошечных ртов, остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струёй дыма, звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом. Не менее удивительны и неожиданны сравнения: каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки; глаза серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь; чистый, как алая утренняя струя, свет; в его глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь; тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода; он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения; его речь стала краткой и точной, как удар чайки в струю трепетным серебром рыб и т.д.

Учитель:

- Так в чём же секрет гриновской прозы?

( Секрет совершенства гриновской прозы - в поэтичности языка, в том, что каждое его слово - синтез сложной работы ума и сердца писателя. Умелое и порой неожиданное сочетание слов оживляет прозаический текст и делает его настоящим лирическим произведением.)

Слайд 14

- Кому из героев достались самые поэтичные описания? Как подаются пейзажи? ( В первую очередь, Ассоль и всё, что с ней связано, за исключением капернцев, описано с особой поэтичностью:и её внешность, и речь, и природа, которая её окружает. Это же можно сказать и о Грее. Интересно, что поэтичные описания природы появляются только тогда, когда речь идёт именно об этих героях.)

Слайд 15

Примерный ответ: «Большую роль в произведении играет цветовая символика. Всего в тексте использовано 18 различных цветов и оттенков; наиболее часто упоминаются алый и белый цвет. Но присутствуют и синий, и чёрный, и розовый, и зелёный и др. Разворачивая перед читателями гамму цветов, автор ищет внутреннюю сущность предмета или явления. Существует определённая символика цвета. Алый цвет – сочный, цвет энергии и цвет мечты. Белый цвет – символизирующий чистоту, невинность, свежесть и ясность. Синий цвет означает мудрость, верность, бесстрастность и спокойствие. Черный цвет — цвет тьмы, мрака, траура. Но в нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания через которые проходят главные герои.
Зеленый — цвет здоровья и духовной напряженности, выражается в волевой деятельности, упорстве и силе ума. То есть, цвет стремления и развития.
Золотой - цвет науки, наблюдений и анализа, символизирует богатство, юность, мечты, фантазии, радость. Каждому герою соответствует своя цветовая гамма, причём она меняется от главы к главе. Так, например, Ассоль сопровождает белый, розовый, зелёный и алый цвет; Артура Грея – синий, золотой, алый. Обратим внимание на изображение Каперны. Оно складывается из отдельных цветовых пятен, характеризующих разные предметы: над красным стеклом окон чёрная крыша трактира; пожелтевшая в суете людской скатерть, рыжие глаза Хина, сына Меннерса.

Каким описал Эгль корабль для Ассоль, вместе с которым "в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго" ("расцветёт" — тоже цветовой глагол)? Сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля розовой глубокой долине. Уедешь навсегда в блистательную страну.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розово-белой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью: "Специальный красный корабль..." В чём разница? Что олицетворяет алый цвет парусов в книге? Синонимия этого прилагательного очень богата: "Грэй побывал в трёх лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок", "но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана". Наконец, один цвет привлёк его внимание.

Слайд 16

«Этот алый — полный благородного веселья и царственности, гордый цвет; в нём не было ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет — цвет исполнения мечты, в нём не может быть сомнения». Если мечта исполняется, то алый приобретает ещё одно значение. Зачитаем в главе «Алый секрет» (гл. 7) описание корабля (во время чтения звучит музыка Э. Грига): "...лёгкие алые формы, полные роз. .. всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости». Грей осветил алым цветом радости не только жизнь Ассоль, но и изменил палитру своей жизни. Читаем описание дома Грея: «Лучшие сорта тюльпанов - серебристо-голубых, фиолетовых и чёрных с розовой тенью»; за дверью библиотеки пыльный свет, тёмные ряды книжных шкапов, « в отражениях шкапных стёкол виднелись другие шкапы, покрытые бесцветно блестящими пятнами».

Учитель:

- Какого же цвета мир? Почему для одних он яркий, а для других одноцветный?


Слайд 17

(Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветёт ли для него мир праздничными красками.)

- Как с помощью цвета проявляется авторская позиция в произведении? (Всё, что связано с Ассоль, Греем, окрашено яркими, светлыми красками. Это показывает, что симпатии автора на их стороне.)

Просмотр фрагмента из фильма. Встреча Грея и Ассоль.

Предназначение человека в том, чтобы «Делать чудеса своими рукаи» и дарить их людям.

Вопрос всем: что же в романе является чудом? «Чудо здесь это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово».

V. Подведение итогов урока.

- Узнали ли мы гриновскую «тайну соседства слов»? В чём она заключается?

- Как определить авторскую позицию в этом произведении?

Слайд 18

Симпатии автора на стороне героев, которые поднялись над обыденностью, не растеряли жара своей души, верят в чудеса и знают, что «чудеса надо делать своими руками».



VI. Рефлексия

В чем смысл названия романа?

Символом чего являются алые паруса?

Слайд 19

(звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса»)

У вас на столах лежат кусочки парусов сейчас каждый из вас на обратной стороне напишет своё самое заветное желание. Эти паруса мы прикрепим к нашему кораблю. Верьте в чудеса и они обязательно исполнятся. (Дети прикрепляют паруса к яхте нарисованной на плакате, звучит музыка).

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я узнал(а)…»

«Сегодня я научился(ась)…»

«Интереснее всего было…»

«Меня удивило…»

«Жизненным уроком для меня стало …»

Зачитываются записанные предложения

Выставление отметок

VII. Домашнее задание

Слайд 20

«В чем сила этой книги?» «Из этой книги я узнал(а) одну истину»

Творческая работа «Чудо, которое мне по плечу сделать своими руками»



VIII. Завершение урока

Слайд 21

Начинался урок со слов Д.Гранина о Грине, его словами хотелось бы и закончить: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости… он поэтичен, он мужествен…»

Слайд 22









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!