Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Открытое внеклассное мероприятие:
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
Подготовила и провела:
Алтухова М. И.
Цели:
-под влиянием классических произведений, высказываний поэтов и писателей XIX и XX вв. о матери способствовать вызову и сохранению у обучающихся глубоко личностного восприятия, переживания прочитанного, услышанного;
-показать нравственный идеал человека через повествование о материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, долготерпении, вере в победу добра;
-пробудить интерес к лирическим произведениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, перед матерью.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, оценка, саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение информации, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, владение монологической речи.
Ведущий: Здравствуйте. Мы рады вас всех видеть сегодня. И встречаемся в преддверии одного из самых замечательных праздников. О каком празднике идет речь?
На фоне музыки «Аве Мария».
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном.
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери... (А. Шапхиев)
Ведущий. Всего из нескольких букв сложено удивительно легкое в произношении, нежное по звучанию, глубокое по смыслу слово, согревающее душу каждого из нас.
Что это за слово? Мать - это начало всех начал, символ сохранения жизни на Земле, продолжения человеческого рода, достойная преклонения, любви и уважения.
Ведущий. Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый...
Ведущий. Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же (почерневшей) темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать...»
Ведущий. Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, посылает слабеющей рукой пулю врагу «За Родину-мать!»
Ведущий. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Ведущий. Случайно ли, что ребенок, еще не умевший говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? Обратимся к этимологическому словарю русского языка. Как вы думаете, что мы там прочтем?
Ведущий. Прочтем, что слово «мама» образовано самими детьми еще на стадии лепета удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.
Ведущий. Мы не можем помнить, как это было. Как, топоча на слабых еще ножках, мы тянули к маме руки и впервые сложили это трудное слово, первое слово на земле: «Мама!» Счастливая и гордая, мать прижимала к груди сына или дочь, целовала, давая самые нежные, самые ласковые имена.
Ведущий. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни, Любовь к малышу своему для нее также естественна; как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое так и любовь матери согревает жизнь ребенка.
Ведущий. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку. В устном народном творчестве русского народа облик матери приобретает пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы обездоленных, оскорбленных, обиженных. Эти качества материнской души отражены и воспеты в русских народных сказках, былинах, пословицах.
Слайд-шоу
Ведущий. Мы обладаем нашей родной литературой, так много сказавшей миру о Матери. Никакая другая литература не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни общества и отдельной личности поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели - Некрасов, Толстой, Блок, Есенин.
Ведущий. Женские образы матерей и жен прошлого являли собой нравственную опору семьи. В XVIII веке, например, существовал настоящий культ «матушки», о ней говорят с нежностью, к ее советам и наставлениям относятся с глубоким вниманием.
Ведущий. А русские няньки Арины Родионовны? Не случайно у А. С. Пушкина столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт называет нежно и бережно - «мамушкой»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий. Михаил Юрьевич Лермонтов рано остался без матери. В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, - помнили, как возилась она с болезненным сыном. И любовь, и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена музыкальною душою. Посадив ребенка своего себе на колени, она играла на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу. Мать передала ему необычайную нервность свою.
Ведущий. Память о матери глубоко запала в чуткую душу мальчика, как сквозь сон, грезилась она ему, слышался милый голос ее. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее впечатление. Ее певала мне покойная мать» (М. Ю. Лермонтов).
Ведущий. Глубоко подавленная смертью дочери Елизавета Алексеевна Арсеньева перенесла на внука всю свою любовь и приязнь. Она видела в нем средоточие всего, что было отнято судьбой в лице ее мужа и потом дочери. Этот внук носил имя своего деда; умирающая дочь поручила ей беречь его детство. Кроме Миши у неё никого не осталось на свете. Елизавета Алексеевна старалась не расставаться с внуком; он спал в ее комнате, она наблюдала за каждым его шагом, страшилась малейшего нездоровья.
Ведущий. Бабушке Арсеньевой долго не решались сообщить о смерти внука. Узнав о том, она, несмотря на все предосторожности и приготовления, вынесла апоплексический удар, от которого медленно оправилась. Веки глаз ее, впрочем, уже не поднимались. От слез они закрылись. Все вещи, все сочинения внука, тетради, платья, игрушки - все, что старушка берегла, - все она раздала, не будучи в состоянии терпеть около себя что-либо, до чего касался поэт. Слишком велика была боль.
Ведущий.
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила...
И четыре черных года
Тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был
И преуспевал.
Только бог не оказал ей милость
И молитв ее не услыхал.
И она на бога возроптала.
Повелев убрать из комнат Спас,
А душа ее над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?»
Во гробу свинцовом, во тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским побелевшим селам
Он катился черною слезой.
И откуда ей достало силы -
Выйти за порог его встречать...
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать...»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился.
Напоследок бабку пожалел.
А. Дементьев
Ведущий. Мать Федора Михайловича Достоевского, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Она мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна, много читала, любила поэзию, хорошо играла на гитаре и пела. К матери своей Федор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения. «Когда вспоминаю о Вас, любезная маменька, то на меня нападает такая грусть, что я никак не могу ее прогнать, если б Вы знали, как мне хочется Вас увидеть, я не могу дождаться сей радостной минуты» (Ф. М. Достоевский).
Ведущий. Вспомним «Тараса Бульбу» Николая Васильевича Гоголя и трогательный, печальный образ жены Тараса, матери его взрослых сыновей, о том, как она провожала их на кровавую сечь.
сывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала" их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она взрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет нас?» — говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо...
...Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась •над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!..
...Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».
Ведущий. Светлым лучом в детской жизни Некрасова была мама - образованная, культурная, чуткая женщина. Может быть, ни один поэт не посвятил столько проникновенных строк своей матери, как Некрасов.
Ведущий. Во всем противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им все время. Часто она читала детям сказки, рассказывала о великих писателях - Данте, Шекспире, знакомила их с бессмертными образами мировой литературы. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Когда в барской столовой раздавались пьяные голоса хозяина и гостей, Елена Андреевна уводила детей в дальние комнаты. Многие часы проводили они вместе. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой.
Ведущий. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи грешневские крестьяне, и она, как могла, помогала им. По свидетельству одного из старожилов Грешпева, однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за ее заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать ее страдания. Николай, несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил ее водой.
Ведущий. Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование взглядов Некрасова, на его духовное и нравственное развитие.
Ведущий.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других,
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания.
С погибающим сыном твоим?..
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю.
Мою горькую песню спою.
О прости! То не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь...
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная -
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! Я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Н. А. Некрасов. Рыцарь на час
Ведущий. Этому «существу, столь любившему его», поэт остается верен всю жизнь. Огромный поэтический мир Некрасова вбирает в себя множество тем и проблем, но все его творчество как бы сцементировано идеей материнства. Мать - ведущий, главный, центральный положительный герой поэзии Некрасова.
Ведущий. Материнский инстинкт столь силен, что женщины почти всегда «знают» о грозящей детям опасности. Прозорливость материнского сердца давно вошла в легенды, а случаи удивительных предвидений и предчувствий и по сей день остаются загадкой для ученых.
Ведущий. Известно, например, каким глубоким взаимопониманием и любовью были отмечены отношения Александра Блока с его матерью. Люди же, близко знавшие семью поэта, поражались способности матери и сына на расстоянии чувствовать тревогу и волнение друг друга. Один из современников вспоминает, как однажды в апреле 1921 года, дожидаясь Александра Александровича у него дома, он беседовал с его матерью. Ведущий. Внезапно голос Александры Андреевны начал падать, она стала безучастной к разговору и вдруг, обратившись лицом к двери, воскликнула: «Сашенька, что случилось с тобой?» А через несколько минут входная дверь резко хлопнула, раскрылась дверь в комнату, и вошел Александр Александрович, бледный и взволнованный.
Как выяснилось, он был очень расстроен тяжелыми впечатлениями дня. Его смятение передалось матери. «Детство мое прошло в семье матери... Здесь именно любили и понимали слово» (А. А. Блок).
Ведущий. «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой», - предупреждал великий педагог В. А. Сухомлинский. Действительно, чуткость к матери непременно - и благотворно! - скажется на общем мировосприятии.
Ведущий. Сама идея материнства, если осмыслить ее широко, как идею жизнетворчества и защиты жизни, способна дать благородное направление нашим мыслям и делам, сформировать самые существенные черты духовного облика.
Ведущий. Может быть, наиболее наглядным примером здесь будет Сергей Есенин. В представлении читателей, мать - чуть ли не самое значительное лицо в его поэтическом мире.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь...
Ведущий. Слушая горячую исповедь поэта, мы понимаем, что именно мать и заслуживает предельно искреннего душевного излияния, что она, как никто другой, побуждает человека к исповеди и очищению от всякой скверны.
Ведущий. Трепетно, священно для поэта чувство любви к матери. Он запечатлел ее в задушевных, сердечных строках.
Звучит романс на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери».
Ведущий. Другой русский поэт Николай Рубцов рано остался сиротой. В 1942 году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать - Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей....
Ведущий. Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни. «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним всячески, как только умел».
Ведущий. Интересно, что история с аленьким цветком воплотилась у поэта в прекрасное стихотворение.
...Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог...
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Ведущий.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены.
Мне жаль не самого героя...
Ведущий.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Ведущий.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Ведущий.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Н. А. Некрасов
Ведущий. Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко к вашему времени. И опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют, грохочут снаряды, слышатся крики и стоны, переворачивает душу детский плач... И над этим растерзанным миром - в молчаливой скорби стоит Мать... И снова и снова вспоминаются матери, не побоявшиеся отдать на алтарь Отечества самое дорогое, что у них есть - своих детей.
Видеоклип «Баллада о матери»
Ведущий.
Я гляжу на тебя, моя мама,
С фотокарточки в нашем дому,
Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимая к лицу своему.
Я не плачу в такие минуты
-Быть серьезным фотограф просил,
Но порой у меня почему-то
Не хватает для этого сил...
У кого их, родимая, хватит,
Если сорок непрожитых лет
Мы с тобою одни в этой хате,
Где ни внуков, ни правнуков
Мама, мама, не мы в том виною,
Не бывает за теми вины,
Кто уходит сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.
Слышно мне, как теплы твои руки,
И слова у меня горячи:
Вся страна - твои дети и внуки,
Потому что я жизнь им вручил.
Пусть они не увидят ни грамма
Из того, что я видел в бою...
Пусть они берегут тебя, мама,
Как берег я Отчизну мою.
Вас от бед заслоняя стеною,
Пусть стоят они, правдой сильны,
И умеют сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны...
Евгений Нефедов
Ведущий.
Вот опять ты мне вспомнилась, мама,
И глаза твои, полные слез,
И знакомая с детства панама
На венке поредевших волос.
Оттеняет терпенье и ласку,
Потемневшая в битвах Москвы,
Материнского воинства каска -
Украшенье седой головы.
Все стволы, что по русским стреляли,
Все осколки чужих батарей,
Неизменно в тебя попадали,
Застревали в одежде твоей.
Ты заштопала их, моя мама,
Но они все равно мне видны,
Эти грубые длинные шрамы -
Беспощадные метки войны...
Дай же, милая, я поцелую,
От волненья дыша горячо,
Эту бедную прядку седую
И задетое пулей плечо.
В дни, когда из окошек вагонных
Мы глотали движения дым
И считали свои перегоны
По дорогам к окопам своим,
Как скульптуры из ветра и стали,
На откосах железных путей
Днем и ночью бессменно стояли
Батальоны седых матерей.
Я не знаю, отличья какие,
Не умею я вас разделять:
Ты одна у меня, как Россия,
Милосердная русская мать.
Это слово протяжно и кратко
Произносят на весях родных
И младенцы в некрепких кроватках,
И солдаты в могилах своих.
Больше нет и не надо разлуки,
И держу я в ладони своей
Эти милые трудные руки,
Словно руки России моей.
Ярослав Смеляков
Ведущий. (отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»). «...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как и стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, и уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки…
Ведущий. Когда придет время размышлять что такое любовь, любим ли мы, любят ли нас, что в любви истинно, что благородно, что низко — вспомним Некрасова. Для всех родов и видов любви правдой, примером, мерилом окажется то, что он увидел в любви материнской. Самозабвение, то есть способность забыть себя ради любимого человека, и будет первым и истинным признаком любви.
Ведущий. Быть сыном или дочерью - это тоже высокое предназначение. Желание не к месту «проявить характер» подчас оборачивается непростительной жестокостью к окружающим и даже к самым близким...
Ведущий. А скрывать, таить в себе то хорошее, что есть в сердце от самого близкого человека? Надо учиться извлекать из своей души сокровища нежности и доброты и щедро дарить их людям! Особенно матерям, дорогим нашим мамам. Прежде всего им!
Звучит песня «Мама»
Ведущий. «Берегите матерей!» - провозгласил когда-то поэт Расул Гамзатов. Можно еще добавить: берегите матерей так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И все же... Благодарное стремление оградить ее от бед, дарить ей покой и радость ни на миг не должно покидать нас. При жизни их должны мы сказать матерям все доброе, что можно сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать!..
Ведущий. «Вся гордость мира, - сказал про мать Горький, - без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без матери нет ни поэта, ни героя!»
Не случайно эти слова о матери звучат как гимн самой жизни. Многие писатели и поэты были нашими собеседниками и сказали слово о матери. Думается, что под влиянием произведений о матери ваше «обращение» с людьми и миром всегда будет отмечено печатью высокой духовности и благородства.
Ведущий.
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «Мать готова отдать
Свою ласку, нежность и душу».
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки.
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет нестрого,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.