СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Корсаково - моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал в виде классного часа "Корсаково - моя малая родина" в начальной школе. Цель мероприятия : познакомить детей с историей возникновения села, способствовать воспитанию любви к малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Корсаково - моя малая родина"»

МАОУ «Корсаковская СОШ» Кабанского района Республики Бурятия

Учебно-методическая разработка

Устный журнал в начальной школе

«Корсаково - моя малая родина»

Цели:

  1. Организовать знакомство с историей возникновения села Корсаково

  2. Формировать умение высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам.

  3. Способствовать развитию устной речи учащихся и творческого потенциала.

  4. Способствовать воспитанию любви к малой родине.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация; карта Бурятии, символика республики.

План мероприятия:

  1. Семья

  2. Моё село

  3. Мой район

  4. Моя республика

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

-Дорогие ребята! Сегодня мы проводим классный час в форме устного журнала. А назовём мы его «Моя малая родина». (Слайд )

  • Ход классного часа

- Родина начинается с семьи. И первую страницу нашего журнала мы посвятим семье.

-В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ -родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.


  • Учащиеся первого класса приготовили рассказы о своей семье (слайд с фотографиями)

  • На слайде пословицы и поговорки о семье.

- Мир семьи – это…родной дом, уют, тепло, взаимопонимание, любовь, уважение, праздники, традиции.


  1. Переходим к следующей странице нашего устного журнала «Моё село» (слайд)

-Как называется наше село?

-А кто знает откуда пришло такое название?

- Послушайте историю возникновения села Корсаково. В 1850 году на территории Кударинской Степной Думы было 29 улусов и одно село Дума. В «трудах православной миссии» сказано, что в 1868 году начато на левом берегу реки Харауз новоселение, которое предложено назвать «Корсаковским» в честь покровителя миссии генерал-губернатора Михаила Семёновича Корсакова. Он проездом на Восток побывал в наших краях. На востоке есть одноимённый город Корсаков, наверное назван в честь этого же генерал-губернатора.

До 1955 года люди жили по улусам. В том же году произошло объединение всех улусов в одно большое село Корсаково. Сейчас на территории села проживают буряты десяти родов.


  1. -- Сейчас я буду перечислять рода, а вы, ребята из этих родов вставайте. Род Хайтал, Сэгээнэт, Хэнгэлдэр, Яртха, Абзай, Балтай, Хамнай, Дархат, Шоно, Баахай Абзай.

И у каждого рода есть своя легенда происхождения рода. Сейчас легенды о своём роде расскажут Алёша Пешняев и Баир Гинеев. (рассказы учеников о своём роде)

- У каждого из нас есть своя родословная, и мы обязаны знать свои корни. Послушайте стихотворение о родословной, которое прочитает Чингис Дарханов.

- В старину когда-то так бывало у бурят:

Если вдруг о предках они заговорят,

До двадцатого колена на пальцах сочтут,

Всех дедов, прапрадедов учтут!

Начинают старики по порядку, не спеша.

Для почину подзывают любого малыша.

-А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,

Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?

Хоть смущён тот, но крепко в памяти жива,

Как таблица умножения, как дважды два,

Вся родословная за сотни лет,

Как учил его отец, как отца учил дед…


  1. А теперь Миша и Настя познакомят нас со своей родословной. (слайды)


  1. – Следующая страница «Знаменитые люди нашего села».

Из нашего села вышло в люди очень много известных и уважаемых людей. Есть среди них два министра, генералы, врачи, строители, учителя и многие другие. О старейшине рода Абазай, ветеране войны и труда Никитине А.А. приготовила рассказ Марина О. (слайды с фотографиями)


  1. - Страница «Бурятский национальный танец Ёхор»

-С давних пор, из поколения в поколение, наши дедушки и бабушки передают нам свои песни, игры, танцы. Дети приготовили ёхор кударинских бурят.( танец «Ёхор»)


  1. Следующая страница нашего журнала «Мой район» (слйад)

-- Наш район один из самых больших районов в республике. В районе проживают представители многих национальностей.

-Назовите сёла нашего района.

- как называется районный центр?

- Кто глава района?

- Жемчужина нашего района – это …(озеро Байкал) (слайд)

Стихотворение о Байкале читает Таня Т.


  1. И последняя страница нашего журнала «Моя республика»

- Назовите нашу республику.

- Главу республики

-Столицу республики

- Районы республики, если знаете.

Стихи о Бурятии читает Люба Т.


-А теперь вместе споём Гимн нашей республики. (поют)

- На этом наш устный журнал подошёл к концу. Спасибо всем за участие!




--

1 страница – «Лексическая»

Беседа:

- Что такое родина?

- Как называют человека, который любит свою Родину?

Словарная работа (Слайды )

Родина – 1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого- чего-нибудь.

Отечество (высок.) – Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к нему.

П. своего завода.

(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.)

2 страница – «Музыкальная»

С чего начинается Родина?

(Ответы учащихся)

Прослушаем песню в исполнении Марка Бернеса.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре, (Слайды )

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзы, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина?

3 страница - «Литературная»

«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?» (В. М. Песков) (Слайд )

Ответы учащихся

А) Чтение стихотворения З. Александровой «Родина» (Слайды )

З. Александрова

РОДИНА

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Б) (Слайд ) Учитель:

Любовь к родине «начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей

стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». (Д. С. Лихачёв)

Согласны ли вы с мнением академика?

Поделитесь своими мыслями на эту тему.

В) Велика Россия, необъятна. Нам дорог в ней каждый уголок. Есть в нашей огромной стране особая земля – земля, где мы родились.

Сураж… Наша малая родина, наша любимая колыбель!

Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Туймановой «Навсегда с тобой!» (Слайды )

Проехав Россию от края до края,

Нигде ты не встретишь такого, как наш,

Добрый и славный, простой и весёлый,

Наш самый любимый город Сураж.

Мне дорого всё в нём: сады, переулки,

Костёр над рекою, фабричный гудок,

«Аллея героев», ели у сквера,

Тенистого парка «живой уголок».

Пусть время листает историй страницы

И Ипуть несёт тихо воды свои,

Приятно мне видеть друзей своих лица,

Горжусь я по праву твоими людьми.

Проходят года – ты становишься краше,

Стоишь величаво над Ипуть-рекой.

Ты так же прекрасен как Родина наша,

Мой милый Сураж – навсегда я с тобой!

4 страница – «Историческая» (Слайд )

Город Сураж – один из районных центров легендарной Брянщины. История Суража уходит в седую древность, в те далёкие времена, когда в непроходимых лесных дебрях по берегам Ипути волею судеб возникали славянские поселения мужественных русичей. Именно тогда на высоком прибрежном холме и на крутом берегу красавицы Ипути образовалось поселение, впоследствии получившее название деревня Суражичи. Её название произошло от славянского слова «суражая», что значит – красивая, пригожая.

Есть и другая версия возникновения названия. Возможна связь слова с русским диалектным «сурожка» или «сурошка», что означает – сырая, низменная, лесистая местность.

В 1781 году деревня Суражичи была преобразована в город Сураж-на-Ипути. Именно поэтому долгое время считалось, что город Сураж основан в том же году. Однако справедливость восторжествовала. Краеведам удалось доказать, что наш город старше на 163 года! Настоящая дата основания Суража (1618 год) теперь красуется на стеле при въезде в город со стороны Унечи.

С 1797 года в названии города убрали указание на месторасположение (на Ипути), осталось просто – Сураж.

5 страница – «Культуроведческая» (Слайды )

Назовите достопримечательности нашего города.

(Часовня-усыпальница, Суражский Свято-Благовещенский храм, Аллея Героев, Братская могила советских воинов)

Сообщения учащихся о достопримечательностях города:

  1. Часовня-усыпальница – удивительное прозведение архитектуры начала XX века, была построена помещиком Исаевым (по другим источникам – Искрицким) для своей безвременно ушедшей в мир иной жены. В один из самых голодных в России годов – 1921-й – с купола усыпальницы был низвергнут позолоченный крест, чуть позже вынесены и похоронены на старом кладбище останки самой помещицы. В начале пятидесятых годов здесь смонтировали электроподстанцию. Только в 2004 году начались работы по восстановлению усыпальницы. Сегодня часовня – это своеобразная визитная карточка нашего провинциального городка.

  2. Начало 30-х годов ознаменовалось варварским уничтожением православных храмов. Свято-Благовещенская церковь была разрушена до основания. На месте могил похороненных возле храма была вырыта канава. Из разрытой, обложенной кирпичом могилы выбросили крупные кости и череп. Долго лежали неприбранными останки, которые, по утверждению очевидцев, принадлежали бывшему настоятелю храма иерею отцу Андрею, похороненному у восточной стены храма.

Только осенью 1988 года образован новый приход храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Первое богослужение в доме, переоборудованном под храм, совершил отец Андрей Жамойтин 27 сентября 1989 года. В 1991 году настоятелем храма был назначен священник Владимир Фараон. Молодой священник стал во главе малой группы верующих суражан, поставивших цель возвести храм. 9 июля 1991 года был завезён первый кирпич для строительства храма по улице Октябрьской, 5. К 7 мая 2004 года строительство храма было завершено, и он был освящён епископом Брянским и Севским Феофилактом.

  1. Тысячи суражан, воевавших на полях Великой Отечественной войны, внесли свой вклад в Великую Победу над фашистской Германией, а десяти уроженцам нашего района была присвоена самая высокая награда страны – звание Героя Советского Союза. В честь них была открыта Аллея Героев, названы улицы, созданы школьные музеи.

Суражане - Герои:

- Болмат Василий Семёнович;

- Лагутенко Иван Никитович;

- Медведев Сергей Иванович;

- Михальков Михаил Архипович;

- Кучерявый Виктор Дмитриевич;

- Кубышко Георгий Иванович;

- Старченко Артёмий Иванович;

- Степченко Яков Павлович;

- Хомяков Максим Игнатьевич;

- Ступаков Михаил Иванович.

4. Братская могила советских воинов

В конце XIX века на месте мемориала стояло здание министерского училища. В XX веке здесь расположилось гражданское кладбище.

В северо-восточной части кладбища похоронены 74 воина 114, 413 и 1146-го стрелковых полков 3-й армии Брянского фронта, погибших 25 сентября 1943 года при освобождении города Суража. Из них 22 бойца были перенесены сюда в 1975 году из могилы на улице Ленина.

В 1957 году установлена железобетонная скульптура воина высотой 3,5 метра. В 1985 году к постаменту пристроена кирпичная стена, облицованная мрамором. На неё перенесена доска с именами воинов. На стене выбита надпись: «Вечная слава павшим в боях за Родину». Перед памятником на выложенной мрамором площадке два противотанковых ежа и Вечный огонь. Благодарные суражане приходят сюда почтить память тех, кто погиб, защищая город, во имя счастливого будущего.

  1. Итоги:

- Как вы относитесь к своей малой родине?

- Когда вы испытываете особую гордость за свой город, свою страну?

- Что надо делать, чтобы наш край, наша страна становились лучше?

- Прослушивание песни о Сураже (Слайды )

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Что вам особенно понравилось?

V. Заключительное слово учителя (Слайд )

Подытоживая сказанное, вспомним слова К. Ушинского: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Литература

  1. И. П. Товпеко. Сказание о людях земли Суражской. – Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2013.

  2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

  3. Материалы Суражской городской детской библиотеки.

  4. Материалы МБУК «Районный культурно-досуговый библиотечный центр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Поэтическая лаборатория "Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться... (Изображение малой Родины в лирике местных поэтов)"

Поэтическая лаборатория «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…( Изображение родины в лирике местных поэтов)" предполагает работу над основными понятиями раздела «Лирические произведения, и...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Устный краеведческий журнал Моя малая Родина

Устный краеведческий журнал  знакомит обучающихся с историей Курского края, с его достопримечательностями, знаеменитыми курянами и историей города Курчатова....


  • Мне нравится 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!