СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Я и мир профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннаое мероприятие по профориентации  -  беседа "Я и мир профессий" было проведено с воспитанниками 9х, 10-х классов школы-интерната № 23 г.Белгорода для детей с нарушением слуха. Беседа проходила в форме устного журнала. В нашем журнале 6 страниц:

1. Основные термины мира профессий.

2. Как правильно выбрать профессию?

3.  Какие бывают профессии?

 4. Как овладеть профессией?

5. Где можно узнать, какие есть учебные заведения?

6 . Моя будущая профессия.

Для разминки использованы игры:  "Профессия-специальность", "Назови проессии", а так же шуточный тест "Человек из геометрических фигур".

Разработка -будет интересна педагогам, работающим с учащимися 8-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Я и мир профессий"»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»












Открытое занятие по виду деятельности беседа


Устный журнал «Я и мир профессий»

















Подготовила и провела

воспитатель 10 «А» класса

Полуэктова В.С.









































г.Белгород, 2019

Устный журнал «Я и мир профессий»

Цели: расширить представление воспитанников о мире профессий, о профессиональном самоопределении. Показать, какие факторы влияют на выбор профессии; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию. Развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания

Оборудование: компьютер, презентация, таблички для игры.

Словарь: Профессия Специальность Должность Квалификация

1. Орг. момент.

Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте всех.

- Как называется занятие, когда приходит много гостей?

- /У нас открытое занятие по виду деятельности – беседа/

2. Работа на слух. Определение темы занятия.

Воспитатель. Сейчас мы все вместе прочитаем фразы. (хором читаем фразы)

/Мне нужен помощник. Надо прикреплять слова на доске./

- Теперь я буду произносить фразы не по порядку, а вы должны её повторить, вспомнить и сказать: кто так говорит. Задание понятно? Слушайте:

  • «Кому добавки?» (повар).

  • «Какие у вас жалобы на здоровье?» (врач).

  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).

  • «Тема сегодняшнего урока» (учитель).

  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

Воспитатель Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека, чтобы узнать о чём, надо подобрать обобщающее слово для всех этих слов. (Профессия)

Так о чём же мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно. Тема нашего занятия«Я и мир профессий». Который пройдёт в форме устного журнала. Давайте познакомимся с названием страниц.

СТРАНИЦЫ УСТНОГО ЖУРНАЛА

1. Основные термины мира профессий.

2. Как правильно выбрать профессию?

3. Какие бывают профессии?

4. Как овладеть профессией?

5. Где можно узнать, какие есть учебные заведения?

6 . Моя будущая профессия.

Воспитатель. Кто может сказать, почему именно о профессиях мы будем говорить сегодня? Правильно, скоро наши десятиклассники получат свидетельство об окончании школы и наступит момент, когда необходимо будет определиться с будущей профессией.

Воспитатель. Итак открываем 1-ю страницу устного журнала, а называется она «Что такое профессия?»

Воспитатель. Кто из вас, ребята, может ответить на этот вопрос? (Выслушиваются ответы детей)

Вот какое толкование даёт Толковый словарь Ефремовой

Профессия — Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Пример: учитель, врач, слесарь, инженер…

  • требует специальной подготовки (обучения - приобретения соответствующих знаний и практических умений)

  • направлена на пользу общества

  • выполняется за определенное вознаграждение (зарплату).

Но иногда мы слышим такие термины: - “специальность”, “должность”, “квалификация”? Что же означают эти слова?


Специальность» – вид занятий в рамках одной профессии. В одной профессии можно выделить несколько специальностей. Профессия более широкое понятие, а специальность - более узкое. 

Профессия: учитель – специальность: учитель математики, музыки, химии.

Профессия: врач - специальность : окулист, терапевт, хирург.

Профессия: слесарь – специальность: автослесарь, слесарь-сантехник.

Профессия: инженер – специальность : инженер-конструктор, инженер-электронщик.

Должность” - это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Например: директор школы, начальник отдела, главный бухгалтер и т.д.

 “Квалификация”. Квалификация – это степень мастерства в конкретной специальности.

Например: учитель 1 категории, слесарь инструментальщик 2 разряда и т.д.

Воспитатель.

Многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

А сейчас игра «Профессия - Специальность». Все слова вы должны стрелочками распределить на профессии и специальности.

Профессия Специальность

врач

учитель химии

таксист

терапевт

художник

инженер-конструктор

учитель

повар

секретарь-референт

парикмахер

монтажник

летчик-испытатель

продавец

химик-теоретик

строитель

художник-оформитель

водитель

медсестра

каменщик

слесарь


Профессии

Специальности

врач

художник

учитель

повар

парикмахер

продавец

строитель

водитель

медсестра

слесарь

учитель химии

таксист

терапевт

инженер-конструктор

секретарь-референт

монтажник

летчик-испытатель

химик-теоретик

художник-оформитель

каменщик

Воспитатель.

Открываем 2-ю страницу устного журнала, которая называется «Как правильно выбрать профессию?»

В мире есть вещей, которые мы не можем выбирать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу является выбор профессии.

Так как же выбрать, ту единственную, которая будет только твоя?

Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо”.

Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности и цели.

Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни.

Работа должна приносить удовольствие, иначе придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать, когда же наступит пятница.

Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности, темперамент, особенности характера.

Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми.

Фактор “надо” - это профессии, которые пользуются спросом на рынке труда.

В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  1. интересна и привлекательна для вас

  2. соответствует вашим возможностям

  3. пользуется спросом на рынке труда

Воспитатель. Предлагаю посмотреть фильм «Професии будущего»

Воспитатель.

Итак 3-я страница журнала «Какие бывают профессии».


Сейчас в мире насчитывается более 70 000 профессий. Все профессии, которые существуют, можно разделить на группы по определенным признакам или классифицировать. Существует несколько классификаций. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации является классификация профессий профессора Е. А. Климова. В её основе разделение профессий по предмету труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. По предмету труда выделяют пять типов профессий:

«Человек - техника»;

«Человек - природа»;

«Человек - человек»;

«Человек – знаковая система»;

«Человек – художественный образ».

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

Это самый многочисленный тип профессий.

Включает в себя профессии, связанные с созданием, обслуживанием и ремонтом техники, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств

Предмет труда - техника

Общие требования к работникам: точность, физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; аккуратность. Высокие требования к зрению, слуху, вниманию, памяти.

Примеры профессий: водитель, токарь, каменщик, инженер, слесарь, радиотехник, швея, бурильщик, электрик, механик, технолог швейного и кондитерского производства, машинист бульдозера, штукатур-маляр, монтажник, сварщик, плотник, технолог, машинист.

Тип профессии – «ЧЕЛОВЕК– ПРИРОДА»
К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Предмет труда - природа

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность.

Примеры профессий: эколог, зоотехник, агроном, садовник, ветеринар, геолог, озеленитель, фермер, животновод, биолог, почвовед , зоотехник, цветовод, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии – «ЧЕЛОВЕК– ПРИРОДА»
К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных

Предметы труда –природа

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям;

физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность

Примеры профессий: эколог, зоотехник, агроном, садовник, ветеринар, геолог, озеленитель, фермер, животновод, биолог, почвовед , зоотехник, цветовод, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод, кинолог.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

Профессиональная деятельность, связанная с общением и с людьми. Предмет труда люди.

Общие требования к работникам: высокие моральные качества, доброжелательность, вежливость, сдержанность, воспитанность, выдержка

Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод, адвокат, психолог, преподаватель, администратор, социальный работник, рекламный агент, консультант

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК—ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» Это профессии, связанные с переработкой информации.

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты

Общие требования к работникам: сосредоточенность, усидчивость, дисциплинированность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое, внимание.

Примеры профессий: экономист, кассир, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, бухгалтер, программист, переводчик, диспетчер, бухгалтер, архитектор, архивариус, банковский служащий

ЧЕЛОВЕК– ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Профессии этого типа призваны преобразовывать окружающий мир, вносить в него красоту и гармонию.

Предмет труда - художественный образ

Общие требования к работникам: образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, эстетические чувства, гармония с окружающим миром

Примеры профессий: парикмахер, гравёр, журналист, скульптор, резчик по камню, фотограф, актер, художник, музыкант, актер, визажист, писатель, композитор, хореограф, дизайнер, модельер.

Воспитатель.

Профессии какого типа подходят каждому из вас вы узнали во время экскурсии в «Белгородский центр занятости». Назовите ваш тип профессий.

Воспитатель. А сейчас пришло время отдохнуть. Я приглашаю 5 человек для игры «Назови профессии» : Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, какие бывают профессии. Я буду называть букву, а ваша задача назвать как можно больше профессий. (Дети становятся в ряд и по очереди называют профессии на определённую букву, одновременно делая шаг вперёд.)

Возможные примеры:

П: парикмахер, пасечник, пастух, повар, программист, певец, переводчик ,пианист, писатель, преподаватель, пожарник, полицейский, портной, почтальон, поэт, продавец, прокурор, пчеловод, проводник

А: авиатор, автослесарь, агроном, адвокат, актёр. аниматор, артист, автоэлектрик, агент, архитектор, астроном, акробат, артиллерист, археолог, акушер, альпинист, аналитик, аппаратчик, атлет, аудитор., астролог, астронавт.

- молодцы. Победил …….

- приглашаю ещё 5 человек, условия те же.

Б: библиотекарь, банкир, бухгалтер, бетонщик, балерина, бармен, биолог, боксер, ботаник, бортинженер, брокер, боцман, бульдозерист, бариста, биохимик, бизнесмен,

В:   верстальщик, ветеринар, визажист, винодел, водитель. водолаз, военнослужащий, военный, воздухоплаватель, воспитатель, врач, вышивальщица

Ф: футболист, фармацевт, фасадчик. фасовщик, фельдшер, фигурист, физик, фитотерапевт, фокусник, фотограф, фризеровщик, филолог, формовщик, фотомодель

Д: дальнобойщик, доктор, домработница, дворник, дизайнер, дипломат, дефектолог, диктор, , дирижёр, диспетчер, доярка, дистрибьютор, дрессировщик, диджей, диетолог, дилер.

Пришло время открыть 4-ю страницу журнала «КАК ОВЛАДЕТЬ ПРОФЕССИЕЙ».

В соответствии с Законом об образовании Российской Федерации, образование подразделяется:

  • на общее образование,

  • на профессиональное образование,

  • на дополнительное образование,

  • на профессиональное обучение,

обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

1. Общее образование:

    • дошкольное образование;

    • начальное общее образование;

    • основное общее образование;

    • среднее (полное) общее образование;

2. Профессиональное образование:

  • среднее профессиональное образование(техникумы, колледжи);

  • высшее образование — бакалавриат(4 года обучения); 

  • высшее специалитет и магистратура (от 4 лет и выше);

  • высшее образование — магистратура;

  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, доктарантура);

3. Дополнительное образование детей и взрослых (различные школы искусств, спортшколы, секции, кружки, курсы и пр.);

4. Профессиональное обучение ( учебные центры, школы бизнеса и пр.). (повышение квалификации, обучение для работы с конкретным оборудованием, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии без изменения уровня образования, переподготовка.

Профессиональное образование бывает средним и высшим.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее .

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования . Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

  • Среднее профессиональное образование позволяет стать квалифицированным специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах и колледжах.

  • Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

Профессиональное образование делится на:

  • среднее (например, техникумы, колледжи);

  • высшее бакалавриат (4 года обучения);

  • высшее специалитет и магистратура (от 4 лет и выше);

  • подготовка кадров высшей квалификации (например, аспирантура, доктарантура).

СТРАНИЦА 5.

ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, КАКИЕ ЕСТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

Существует довольно много источников информации об учебных заведениях.

  • 1. Справочники для поступающих дают полную и точную информацию об учебных заведениях. Выходят ежегодно, но только в крупных городах.

  • 2. Компьютерные программы, интернет.

  • 4. Рекламные объявления в газетах, журналах, буклетах.

  • 5. Центры занятости населения предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.

В современном мире очень много информации о профессиях. Я советую вам чаще заглядывать на специальные сайты, где можно получить грамотную консультацию по выбору профессии.

СТРАНИЦА 6

МОЯ БУДУЩАЯ ПРФЕССИЯ

- Ребята! Вы все написали сочинения о том, кем хотите стать. Я буду читать строки из сочинения, а хозяин этих строк должны ответить на вопрос ПОЧЕМУ?

1) Я хочу стать программистом.

2) Я хочу стать профессиональным фотографом.

3) Работа в полиции – моё призвание.

4) Меня заинтересовала профессия токарь.

5) Мне нравится профессия врача.

6) Моя будущая профессия - техник по компьютерным системам.

7) Я хочу стать художником.

8) Меня привлекает профессия кинооператор.

9) Мне нравится профессия автомеханик.

10) Кем я хочу стать? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос.

11) Мой выбор пал на профессию режиссёр видеомонтажа.

- А теперь забавный тест для ребят и гостей.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности, поможет вам в выборе жизненного пути.

Британский писатель Томас Карлейль сказал: « Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».

Ребята, продолжите высказывание : «Счастлив тот человек, который …» (каждый даёт свой вариант ответа)

Да. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.

Любую работу делайте с душой! Становитесь профессионалами своего дела.

И кем бы ни стали вы –

Поварами или портнихами,

Животноводами, трактористами,

Есть одно пожелание важное:

Чтобы были вы

Хорошими гражданами.

Гражданин великой своей Родины

Должен быть добрым и благородным,

Умным, честным, великодушным,

Работящим, законопослушным.

Любить свою семью, своих близких,

Не допускать даже помыслов низких.

А если сказать проще!

Будьте, ребята, людьми хорошими!

Спасибо вам, ребята, за работу на занятии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!