СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляетсяя этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА



Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
  Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.   Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
   А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник,  побудитель чувств специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
   Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей.

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  При этом нами используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Это и

Ø рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,

Ø демонстрация иллюстраций и картин,

Ø показ способов действий,

Ø коллективное чтение,

Ø заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок,

Ø игры-драматизации, игры-инсценировки,

Ø дидактические и  настольно-печатные игры,

Ø упражнения в проговаривании, звукоподражание,

 имитация действий.

При этом большую роль мы уделяем выразительности  своей речи,  так как  интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
   Знакомство с народным творчеством для малышей  мы начинаем с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.

С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь нам приходят потешки.  Утром, во время приема, встречаем детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух,  и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаем ее движения чтением потешки.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова.  Мы  ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учились двигаться,  говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились к нашему маленькому «театру». И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты.
По синю, морю корабль бежит,
Серый волк на носу сидит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит
- Как бы зайку украсть,
- Как бы веревку сорвать.
С помощью  потешки мы учим малышей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес»

Приятно было  наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Мы также заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым,  заботу, нежность, веру в благополучное будущее

  Потешки мы используем во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) Правильно подобранная  потешка,  помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, .вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными глаза,

Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества, который мы используем  в своей работе - это загадки.
  Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Загадки мы  используем  на любом занятии, а также на прогулках , например,  зачем мы сегодня будем наблюдать:
«Белая простыня
Всю землю обошла»      (Облако)
И зелен, и густ-
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и  рыдать.  (Лук)

Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории,  придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере    развивают считалки.
Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Требования считалки разнообразны и редко повторяются,  например: в считалке
 «На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой»
Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:
Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница
С кем хочешь,
С тем поделился.
Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!
    Большое внимание мы уделяем  русской народной сказке, которая  помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. 

С помощью сказок мы формируем  у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми  («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).

   Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы, мы привлекаем внимание наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», Коршуны и цыплята», «Жмурки». «Золотые ворота», «Просо», «Заинька»,  «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.























ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.



ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Т ри года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.







РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Радость встречи с книгой

В зрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.



Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите,

о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

























ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ПОСЛУШАНИЯ И ОТВЕСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ



Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношения к миру, окружающим людям.

В этике существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Это самый распространенный вид сказок. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу и кричит во всё горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза – дереза»). Волк ловит рыбу – опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу? Ребёнок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.

Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут - потянут, а вытянуть не могут. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь, когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.

«Курочка – ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несёт в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. И всё это – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно, оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

Сказки о животных помогут педагогу показать:

  • Как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

  • Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

  • Что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

В особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Например, говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась – братца унесли гуси – лебеди («Гуси – лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из копытца и стал козлёнком («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зёрнышко»).

В о всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине. Старец помогает, предупреждает о подстерегающих опасностях. Он не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

 Курочка ряба              - Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

Колобок                       - Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.

Репка                            - Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.

Теремок                       - Сделай худо, не жди добра.

Волк и козлята           - Страшись волка в овечьей шкуре.

Гуси – лебеди              - Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Снегурушка и лиса    - Собака лисе не друг.

Кот, петух и лиса        - Перья павлиньи, а мозги куриные.

Маша и медведь         - Не сиди на печи, не жди калачи.

Заюшкина избушка    - Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы.

Бычок – смоляной     -Чужого не надо, а своего не отдадим.

бочок

Зимовье зверей         - Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Жихарка                       -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль          - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

У страха глаза            -За глупой головой и ногам плохо.

велики

По щучьему велению    -Доброе дело сто раз возвернётся. Всяк в деле познаётся.

Заяц – хваста                    - Знай больше, а говори меньше.

Лисичка-сестричка        - На всякого хитреца довольно простоты; Битый не    битоговезёт.

Сестрица Алёнушка        - Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.

и братец Иванушка    

Снегурочка                      - Кому солнце матушка, кому - злая мачеха.

Морозко                            - По труду и награда.                      

Царевна-лягушка            - Любовь и верность сильнее смерти.

Пузырь, соломинка        - Друзья познаются в беде.

и лапоть                   

Уважаемые мамы и папы!

Покупая и читая книжки нашему малышу, мы часто ориентируемся на то, чтобы всесторонне развивать и обучать его. А обычные старые сказки, кажутся нам вчерашним днем. Однако сказка, несущая в себе тысячелетний опыт человечества, во все времена оказывает влияние на развитие маленького человека: учит его решать свои проблемы. Различать добро и зло, преодолевать препятствия, упорно двигаться к своей цели, быть оптимистом. Все это вместе составляет психическое здоровье, обеспечивающее жизненный успех. Мы хотим познакомить Вас с основами сказкотерапии, ведь именно родители, сталкиваясь с проблемами своего ребенка, помогают ему найти правильное решение или выход из трудной ситуации.

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА



В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Мы люди действия. Наша главная жизненная идея — вернуть сказку в нашу жизнь. Мы перефразировали старый слоган. Не сказку сделать былью, а быль сделать сказкой. Пускай не во всем и не на каждый час (чтобы не впасть в ненужную эйфорию, но сделать жизнь простого человека доступной для сказки. Чтобы при желании каждый мог хотя бы на минуту, в свободное время, в эту сказку погрузиться — один, с детьми, с семьей, с соседями, с коллегами по работе. Ведь, если подойти к этому вопросу прагматично, что такое сказка? Выдумка? Нет (мало ли бывает выдумок далеко не сказочного содержания). Фантазия? Тоже не совсем верно: фантазия слишком оторвана от реальности. Слово «сказка» говорит само за себя — сказывать, рассказывать. Не просто говорить, сообщать, рассуждать и тому подобное, а именно сказывать. Сказка — это, прежде всего настроение, настрой — на добрые чувства, на романтику человеческих отношений, на некую маленькую тайну, от которой тебя отделяет, может быть, всего несколько волшебных слов. Почему люди тысячелетиями верили в волшебство? Потому что хотели в это верить? Может быть и так. Но почему они хотели верить в волшебство? Потому что это было интересно? Тоже верно. А почему это было интересно? Да потому что волшебство всегда приводило к добру! Даже если говорили про злое волшебство, в финале всегда светило добро. Ведь сказки, прежде всего придумывали для детей. Не выдумывали, а именно придумывали. Чтобы обязательно с хорошим, добрым, радостным концом. И тем самым сказочники, нередко сами не подозревая об этом, творили маленькое доброе волшебство в реальности! Они вызывали в слушателях — больших и маленьких — добрые, волнующие чувства, иногда слезы радости, часто веселый смех. Входившая в души людей вместе со сказкой волшебная романтика на самом деле улучшала жизнь, а порой и изменяла к ней отношение. Кстати, о волшебстве. Интерес к нему сегодня у детей особенно велик. Они снова начали читать, оторвавшись от компьютерных игр, далеко не безвредных для их психики. Тем самым она сотворила волшебство в реальности. Хотя написала о нереальном, даже не сказочном волшебстве. Испытав светлые чувства, в том числе



и уважение к себе, малыш сможет и в реальной жизни поступать так же, как и его любимый герой. Волшебства, в котором зла побольше, чем в реальной жизни. И, в котором добро стремится к победе. Надо чтобы добро побеждало. Но не грубой силой, не силой, пусть и магической, но приводящей в движение законы разрушения. Надо чтобы добро побеждало силой добра, радости, любви, дружбы, растворяющими в себе любое зло — и грубое, и тихое. Добро для детей должно быть добрым. Творя доброе волшебство, великие маги Вселенной были более рациональны. Но мы не маги. И маги — не мы. Мы люди, которые живем по другим законам. Можем ли мы без магов творить волшебство? Если подумать, то, конечно же, да. Да! Каждый человека — и ребенок, и взрослый — способен творить маленькое волшебство. И часто мы делаем это, не задумываясь о волшебном предназначении наших поступков. А ведь смысл волшебства в том, чтобы удивить — всколыхнуть, вызвать интерес. У доброго волшебства интерес один — радость тех, ради кого волшебство твориться. Научитесь ежедневно вызвать радость у своих детей — и вы станете для них настоящим добрым волшебником. Научите детей вызывать радость у сверстников тех, кто младше и тех кто старше — и вы сделаете их маленькими добрыми волшебниками. Волшебниками реальными, не выдуманными. Волшебниками полезными, способными жить, постоянно улучшая саму суть смысла жизни. Замечено, что любители сказок — люди, как правило, добрые, отзывчивые, интересные в общении. Замечено также, что любителей сказок много среди классных специалистов — в любой отрасли. А взрослые, не утратившие к периоду зрелости интерес к сказкам, гораздо быстрее находят общий язык с детьми и способны влиять на них благотворно. Это ли не волшебство, пусть и не сверхъестественное! Сегодня наступил период, когда суетливой и технически несовершенной цивилизации очень не хватает частого и маленького, доброго волшебства. Нельзя детей воспитывать без сказки. Это противоестественно. Ибо без сказки, то есть без настроения, без настроя — на романтику, на любовь и дружбу, на постоянный взаимодополняющий контакт — не будет воспитания. А будет сплошное разочарование во всем. Но как! Как, спросите вы, устроить детям сказку, да еще каждодневную? Ведь их еще надо учить — математике, информатике, иностранному, русскому, истории, биологии и многому-многому по чрезвычайно перегруженной программе. А очень просто! Надо перестать играть в обучение детей, а начать их по-настоящему учить — в первую очередь учить добру, отзывчивости, умению помочь и самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Надо перестать делать вид, что мы их воспитываем, но они не хотят воспитываться, а заняться настоящим воспитанием, то есть терпеливой передачей им жизненно важных навыков, знаний, традиций, привычек. Надо перестать играть в зарабатывание прибыли, а начать наконец-то создавать условия для нормальной жизни цивилизованных людей, твердо знающих, что делать, если вдруг станет по-настоящему трудно. Одними из главных персонажей сказки являются волшебники! Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых психологов и педагогов. Однако уже в 30-е гг. ХХ в отечественный психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого. Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания. Принято появление зачатков воображения относить к концу раннего возраста, т. к. именно в этот период ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Вначале этот процесс дети совершают в игре, ибо «сама детская фантазия необходимо порождается игрой, возникая именно на этом пути проникновения ребёнка в реальность». Благоприятный фактор развития воображения как на даном, так и на последующих этапах развития – развитая речь. Она позволяет ребёнку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в оперировании игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний. Воображение состоит в мысленном отходе за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, оживляет полученный ранее опыт и имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Если мышление отражает в основном объективную реальность, то воображение отражает субъективный мир человека, его видение этой реальности. Действие воображения актуализируется в тех моментах, когда для осуществления мыслительных операций не хватает информации, оно позволяет как бы «перескочить» этапы мыслительных действий, априори представить промежуточные и конечные результаты деятельности.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Ч ем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании, поэтому сказку нельзя накопить в дензнаках! Сказку нельзя накопить и в технике! Сказку можно только устроить в душах своих и детских! Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Человечество вполне справлялось с проблемой выживания и без техники, и без дензнаков. Но человечество не сможет остаться человечеством без сказки. Сказка — это настроение. Сказка — это отношение. Если мы сегодня относимся к детям формально, с легкостью потакая их капризам, потому что для многих из нас это прибыльно, то завтра подросшие дети к нам, постаревшим, отнесутся с еще большей формальностью. И это станет — тенденцией, неуклонной и ничего хорошего не сулящей. Отвернемся от сказки, сделаем ее простым развлечение для души на не развитый вкус — отвернемся от своего будущего. Не хочется? Тогда изменимся сами и жизнь нашу изменим! Станем немного волшебниками — вернем в нашу жизнь красивую сказку!











КАК ВЫБРАТЬ ПОЛЕЗНУЮ СКАЗКУ ДЛЯ МАЛЫША

« Сказка – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.


Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками. Прибаутки по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Как по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастет, подрастет,

Вдоль по улице лебедушкой пойдет,

Наберет воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны… Эти признаки помогут нам и в сборниках сказок найти сюжеты. Адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам как «Репка», «Теремок» и другие.

Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для  лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами и могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам – разумеется, за исключением размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!