Содержание
1 . Устная и письменная речь.
2. Стили речи.
3. Типы речи.
Устная и письменная речь
Содержание
Слайд 5 . «Для чего человеку нужна речь?»
Слайд 6 . «Устная речь».
Слайд 7 . «Характеристика устной речи».
Слайд 8 . «Голос . Особенности интонаций».
Слайд 9 .«Невербальные средства
общения».
Слайд 10 . «Пожалуйста ,потише…».Задание
классу.
Слайд 11 . «Как вести себя во время
разговора».
Слайд 12. «Письменная речь и её
разновидности».
Слайд 13. «Письменная речь».
Стили речи
Слайд 14. Выбор стиля речи.
Слайд 1 5 . «Стили речи».(Стихотворение ).
Слайд 1 6 . Стили речи (опорный конспект).
Слайд 1 7 . Разговорный стиль и его особенности.
Слайд 1 8 . Художественный стиль.
Слайд 20 . Художественный стиль и его особенности.
Слайд 2 1. Публицистический стиль.
Слайд 2 2 . Публицистический стиль . Сфера употребления, цель, жанры.
Слайд 2 3 . Особенности публицистического стиля.
Слайд 2 4 . Официально – деловой стиль.
Слайд 2 5 . Официально – деловой стиль и его особенности.
Слайд 2 6 . Схема научного стиля речи.
Слайд 2 7 . Стилистический эксперимент 1.
Слайд 2 8 . Стилистический эксперимент 2.
Типы речи
Слайд 28. Типы речи . Повествование, описание , рассуждение.
Слайд 29. Типы речи. Повествование.
Слайд 30. Повествование.
Слайд 31. Структура повествования.
Слайд 32. Описание и его структура.
Слайд 33. Объекты описания.
Слайд 34. Рассуждение и его структура.
Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.
Для чего нужна человеку речь ?
Общаться
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.
РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГ
ПОЛИЛОГ
МОНОЛОГ
УСТНАЯ РЕЧЬ
- 1 .Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.
- 2 .Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.
- 3. Говорящий видит реакцию собеседника
ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи
- 1.ТЕМП (скорость )
- 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)
- 3.ТЕМБР (окраска голоса)
- 4.ТОН
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно
ТЕМП
ГОЛОС
ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ
1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса :
- Алло .Слушаю вас.
- Павлик дома?
- Нет, он ещё не приходил из школы .
Возможны варианты : спокойный - резкий
сердитый - робкий
уверенный - испуганный .
Варианты силы голоса : громко , слишком громко , шёпотом, тихо …
Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное
Невербальные
средства
Жест
Мимика
Реакция собеседника
Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то
Пожалуйста , потише…
- В музее , кинотеатре и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
-Пожалуйста, потише!
-Пожалуйста, потише!
-Тсс! Тсс! Ччч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,
Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
1 . Говорите спокойно
2 . Не размахивайте руками.
3 . Следите за тем, какие слова вы подбираете.
4 . Умейте слушать другого.
5 . Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваша
речь не была монотонной .
6 . Не разговаривайте слишком долго.
7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
- 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.
- 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .
- 3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Выбор стиля речи
В официальной обстановке
Где говорим?
В неофициальной обстановке
Речевая
ситуация
С одним человеком
С кем ?
С большой аудиторией
С какой целью?
Общение
Сообщение
Воздействие
Стили речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль
Публицистический
Разговорный
Официально - деловой
Художественный
Научный
Стили речи (где? с кем? зачем?)
Книжные Разговорный
общение
( разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
Разговорный стиль
- Особенности разговорного стиля
Цель - общение
C фера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,
сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.
Стилевые черты
- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
- Мы не знаем , какие слова подберём.
- Мы должны видеть и слышать участника разговора.
Языковые средства : ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы .
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.
Языковые средства :
1.Эпитеты , сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
Художественный стиль речи
1 .Предназначен для создания художественных,
поэтических образов , эмоционально – эстетического
воздействия , и все языковые средства , включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам
данного стиля.
2.Основная функция – эстетическая .
3.К средствам
художественной выразительности
относятся РИТМ , РИФМА , ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ
.
4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе-
чий , диалектизмов ,профессионализмов.
5.Тип речи – рассуждение , рассуждение с элементами
описания, описание .
Публицистический стиль
- Публицистика - особый тип литературных произведений , в ко-
- торых освещаются, разъясняются
- актуальные вопросы общественно-
- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стиль
- Сфера употребления – стиль радио , телевидения , газетных , журнальных статей .
- Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя .
- Жанры : информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья,
- рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон .
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
Особенности публицистического стиля речи
Чтобы воздействовать
на воображение и чув-
ства читателя , исполь-
зуются ЭПИТЕТЫ,
СРАВНЕНИЯ , МЕТА-
ФОРЫ , просторечные
слова, фразеологизмы
1.ЛОГИЧНОСТЬ.
2.ОБРАЗНОСТЬ.
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
4.ОЦЕНОЧНОСТЬ
5.ПРИЗЫВНОСТЬ
6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-
ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Важнейшее качество – ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:
Она рассчитана на широкую аудиторию и долж-
на быть понятна всем .
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Сфера употребления - используется в официальной обста-
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).
Цель сообщение информирование
Основные жанры законы приказы постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)
Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные
обороты речи
3.Точность,не допускающая иного
толкования
Официально – деловой стиль речи.
Сфера употребления правовые , служебные , производственные
отношения
Цель использования сообщение , информирование
Основные черты:
1.Точность не допускающая иного
толкования
2.Неличный характер
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе-
предписывающий характер
Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис осложнённые простые предложения
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.
Схема научного стиля речи
ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Стилевые черты : логичность изложения , отвлечённость и обобщённость ,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
Стилистический эксперимент
Задание
1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый
синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино-
нимом . Что получилось?
2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй
синоним ?
У ручья ( выросла , вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней ( сел , взгромоз-
дился ) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая ,
расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели , верещания ) звучали над ручьём ,
и тот ( вторил , поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс ,
уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
А.Смирнов .
Стилистический эксперимент
- Задание : 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:
- глазёнки , гляделки . С какой целью использовал их автор ?
- 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
- 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок?
Глаза
Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза :
- Что вы бегаете? Чего ищете ?
Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
- Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –
c ами знаете .
И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
- Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб.
Типы речи
Рассуждение
Повествование
Описание
Почему?
Нет рисунков,
фотографий.
наречия
Что произошло?
Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные
Несколько рисунков
(фотографий)
глаголы
Типы речи . Повествование.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его
временной последовательности.
Композиционные особенности:
1 . Произведения повествовательного типа могут
начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия
(т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло-
гической последовательности и в обратной , когда
мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом
дей c твии ) .
2 . Выразительная и изобразительная сила повество-
вания заключается в наглядном представлении дейст-вия .
3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим
последовательно сменяющие друг друга события ,по-
могают развёртыванию повествования.
ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ , сообщение о каком-то событии в его
временной последовательности
Главное порядок протекания действия и развитие сюжета
Выразительная изобразительная сила повествования заключается
прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей
и явлений во времени и пространстве.
Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време-
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога-
ют развёртыванию повествования ).
К тексту – повествованию можно поставить вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Повествование и его структура
КУЛЬМИНА
ЦИЯ
Развязка
вступление
Заключение
Завязка
Описание и его структура
Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель –
ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков .
Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Языковые особенности:
1 . Широкое использование
слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .
2 . Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор-ме настоящего времени.
3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .
Композиция описания:
1.Общее представление о предмете.
2.Отдельные признаки предмета.
(описание деталей, частей)
3.Авторская оценка, вывод ,заключение .
Объекты описания
в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Рассуждение и его структура
Рассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение
какой – либо мысли .
Рассуждение – очень важный тип речи : чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован-
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.
Композиция
1 . Тезис ( высказывается какая – то мысль )
2 . Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
а)…
б)…
в)…
Убедительные, сопровождаемые примерами
3 . Вывод ( заключение )
Рассуждение и его характерные особенности
а ) тезис был доказуемым и чётко сформулированным
б ) аргументы были убедительными, их должно быть
достаточно для доказательства вашего тезиса
в ) между тезисом и аргументами, а также отдельными
аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь
г ) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес –
спорное доказательство).
д ) для грамматической связи между аргументами , а
также между тезисом и аргументами использовались
вводные слова : во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом
Важно , чтобы
Жанровые формы рассуждения
Рецензия Доклад Полемический диалог
Статья
Письмо
1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка.
М.: Высшая школа, 1998.
2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник
лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.
3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В.
5-9класс. М.:Дрофа,2008г
4. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif
5. http://images.google.ru