СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить историю римских завоеваний в восточной ча­сти Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.» или карта «Римская республика в III -1 вв. до н. э.».

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.

Просмотр содержимого документа
««Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.»»

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Цели: изучить историю римских завоеваний в восточной ча­сти Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.» или карта «Римская республика в III -1 вв. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.

КАРТОЧКА № 42

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».

Для этого вспомни:

  • Почему началась война между Римом и Карфагеном?

  • Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию? ^ Кто помог войскам Ганнибала?

  • Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал? Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?

Примерный ответ учащегося

Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Аль­пы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целе­устремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали Местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.

  1. Дифференцированная работа учащихся письменно на лис­точках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.

КАРТОЧКА 1

  • Многие годы прощЛи с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».Объясните смысл этой поговорки.


Примерный ответ учащегося

Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал рим­лян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка - напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.

КАРТОЧКА 2

Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выраже­ние «Ганнибалова клятва».

  • Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древноСТи его можно сравнить?

Примерный ответ учащегося

Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, Но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.

  1. Работа с классом. Решение задач.

- Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинст­венными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)

  • Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому - по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганни­бала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)

  • Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Се­верной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее - в степях южнее Атласских гор.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 42, отзыв на него од­ноклассников (план отзыва см. урок № 10).

  1. Переход к изучению новой темы

После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов - восточное побережье Средиземного моря.

  • Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?

  1. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

    1. Покорение Македонии, Сирии и Египта.

    2. Разрушение Коринфа и Карфагена.

    3. Итоги завоеваний.

На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать текст § 48 Вигасина или § 43 Михайловского, запол­нить таблицу в тетрадях.

Покоренные Римом государства

Результат

1.


2.


3.




2. Работа по карте (с. 221 Вигасина).

  • Каким знаком на карте обозначены направления завоеватель­ных походов римлян? (Красной стрелкой.)

  • Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в период республики? (Желтым цветом.)

  • Какие территории покорены Римом с середины III в. до н. э. по 31 г. н. э.? (Испания, Галлия, Греция, западная часть по­луострова Малая Азия, Карфаген, Кирена, о. Кипр, г. Тир.)

  • Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, завоеванные в период Римской империи.)

3. Рассказ учителя.

Итак, мы убедились в том, что территория Римской респуб­лики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завое­ваний?

  1. Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло про­должаться вечно.

  2. Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие - обеднели, так как добыча от ограбле­ния захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

  3. Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

  4. Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

  5. Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провин­ций. Римская армия не могла с ними справиться.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от име­ни римского патриция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разре­шено пользоваться).

    1. Закрепление изученного материала

  • Что такое триумф? (Право полководца-победителя торже­ственно въехать в Рим.)

  • Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)

  • Про наместников, которые управляли провинциями, рим­ляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завое­ванных странах? (Победители обогащались за счет покорен­ных народов.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 48 Вигасина или § 43 Михайлов­ского; придумать рассказ, используя иллюстрации на с. 224-225 Вигасина о том, как воевала римская армия; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 70 (с. 52).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!