СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешная адаптация лиц с ОВЗ и инвалидностью в современном обществе через повышение качества образования, развитие личности и трудовую занятость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальность системной работы по реализации адаптированных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (особенно лиц с умственной отсталостью), обеспечивающих коррекцию, социализацию и социальную адаптацию, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, внедрению современных образовательных технологий, в том числе адаптивных, а образовательный процесс. Представлен практический опыт мотивации к трудовой деятельности, самореализации личности и проверки степени готовности к профессиональной деятельности через занятия учебной практики и участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. Даны методические рекомендации по организации учебной практики профессии ОК 19601 «Швея»,

 

Просмотр содержимого документа
«Успешная адаптация лиц с ОВЗ и инвалидностью в современном обществе через повышение качества образования, развитие личности и трудовую занятость.»

Практические аспекты успешной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью

по профессии ОК 19601 «Швея» через повышение качества образования, развитие личности и трудовую занятость

в ОГБПОУ « Кожевниковский техникум агробизнеса»



Успешная адаптация лиц с ОВЗ и инвалидностью в современном обществе

через повышение качества образования, развитие личности и трудовую занятость.





Залог успеха социокультурной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью к полноценной жизни в современном обществе – профессиональное обучение, трудовая занятость и тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.


Камерова Татьяна Ивановна

Мастер производственного обучения

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

« Кожевниковский техникум агробизнеса»

Томская область









Аннотация: В статье рассматривается актуальность системной работы по реализации адаптированных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (особенно лиц с умственной отсталостью), обеспечивающих коррекцию, социализацию и социальную адаптацию, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, внедрению современных образовательных технологий, в том числе адаптивных, а образовательный процесс. Представлен практический опыт мотивации к трудовой деятельности, самореализации личности и проверки степени готовности к профессиональной деятельности через занятия учебной практики и участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. Даны методические рекомендации по организации учебной практики профессии ОК 19601 «Швея»


Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, социальная адаптация, профессиональное образование, профессиональный конкурс, чемпионат «Abilimpiks», трудоустройство.


Введение. Л.С. Выготский отмечал: «что всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота, паралич или умственная отсталость – вызывает как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье приобретает особую социальную позицию, и его отношения с окружающим миром протекают по-иному, чем у нормальных детей руслу».

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Процесс их адаптации к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста, вида патологии, особенностей социального положения.

Основой социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью является профессиональное образование и трудоустройство. Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации один из важнейших институтов, которой является система профессионального образования. Для решения задачи профессионального образования необходима разработка и реализация адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки для этой группы лиц. Так же для развития профессионального мастерства, мотивации к трудовой деятельности, самореализации личности и проверки степени готовности к профессиональной деятельности необходимо их участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В условиях рыночной экономики получение профессионального образования и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, особенно лиц с умственной отсталостью, отодвигает значительную часть нашего общества, состоящую из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, в разряд безработных, не умеющих организовывать свою самозанятость.

В процессе социализации, основными проблемами подростков с ограниченными возможностями здоровья являются: их обособленность, которая вызвана отсутствием планомерной работы, направленной на развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности; наибольшие проблемы при осознании себя как самодостаточной личности, способной к изменениям; несформированность ценностно-целевых компонентов личности, отсутствие развитие временной перспективы.

Специфика социальной адаптации этой категории обучающихся связанна с наличием у них особого состояния - социальной недостаточности. Невозможность овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, и комплексом социальных ролей, норм, правил поведения, соответствующих возрасту подростка и социальным традициям общества, – все эти обстоятельства порождают состояние социальной недостаточности, которое является одной из ведущих причин социальных затруднений.

Следовательно, для формирования независимой, решительной, жизнестойкой к невзгодам личности, активно взаимодействующей с людьми независимо от возраста, пола, социального статуса и состояния здоровья, в техникуме проводится целенаправленная деятельность педагогов, совместно с психологами, родителями, сверстниками, при активном участии и положительном настрое самого обучающегося с ограниченными возможностями.

Основная часть.

Инклюзивное образование позволяет находить новые инновационные подходы к обучению и адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении подростков по принципу их возможностей и способностей, поддерживает обучающихся с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами нашего общества. Необходима системная работа по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, обеспечивающих коррекцию, социализацию и социальную адаптацию, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, внедрению современных образовательных технологий, в том числе адаптивных, а образовательный процесс, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.

В ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» с 1999 года ведётся подготовка по профессии ОК 19601 «Швея» обучающихся из числа выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

С учетом последних требований в подходе к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в техникуме в 2017 году разработана и реализуется адаптированная образовательная программа профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учётом психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и социальной адаптации. В рамках программы «Доступная среда» проводится работа по созданию условий, обеспечивающих их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

Адаптированная программа профессионального обучения профессии ОК 19601 «Швея» представляет собой комплекс нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся, со сроком обучения 1 год 10 месяцев при очной форме обучения. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень дисциплин общеобразовательной подготовки, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, учебной и производственной практик; последовательность изучения данных дисциплин; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации.

В адаптированной программе профессионального обучения предусмотрены учебная и производственная практики. Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на отработку профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным разрядам, заявленным в адаптированной программе. При реализации программы в каждом конкретном случае требует от педагога проявления профессионального мастерства при применении современных образовательных педагогических технологий развивающего и деятельностного обучения, разноуровневого обучения, здоровьесбережения. Умения применять ИКТ технологии и методы игрового и имитационного моделирования производственных проблем и ситуаций для формирования профессиональных умений и навыков и успешной трудовой и социальной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ. Необходимо проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс образования, используя современные педагогические технологии.

Организация учебной практики в ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» создаёт все условия для подготовки квалифицированных рабочих. Оснащённость мастерской современным оборудованием позволяет организовывать учебную практику на основе производительного труда, приближенного к условиям реального производства.

Поступающие в техникум обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, как правило, приходят с низким уровнем знаний, неадекватной самооценкой, не способны самостоятельно развивать и реализовывать имеющиеся способности, активность в позиционном плане. Поэтому особую значимость приобретают: индивидуальный подход к каждому обучающему, учёт и максимальное использование особенностей личности, его общего развития, выявление психофизического потенциала, его задатков и способностей, создание условий для его профессионального роста и совершенствования практических навыков, а так же коррекция недостатков личности и поведения, и их устранение.

Учитывая сложную структуру нарушений здоровья, индивидуальные особенности и возможности обучающихся, педагогу необходимо проводить планомерную системную работу по формированию знаний и практических умений на уроках учебной и производственной практик. Вносить необходимые изменения в программы, способы подачи информации, что способствует более успешному освоению программ учебной практики и учебных дисциплин профессионального цикла. В процессе обучения использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, неоднократно повторять инструкции по их выполнению. Необходимо проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс образования и создавать непрерывную образовательную среду, которая стимулирует обучающихся к развитию и раскрытию интеллектуального потенциала.

На занятиях учебной практики нужно создавать условия для реализации творческих возможностей обучающихся и повышения мотивации. Например, привлекать их к подготовке уроков учебной практики, когда обучающиеся сами могут выбирать ткани, выкраивать по лекалам детали узлов.

Так же для повышения мотивации, необходимо проводить демонстрацию и анализ работ, выполненных по текущей теме обучающимися другой группы. Обучающиеся, как правило, бурно обсуждают, находят практически все дефекты, даже совсем малозначимые. После проведенного анализа стоит предложить им самостоятельно выполнить работы с учетом всех замечаний. Данный прием помогает вызывать у обучающихся профессиональное соперничество, интерес, желание быть лучшими. По результатам выполнения учебно-производственных работ, необходимо проводить анализ, оценивание и рефлексию.

Для категории обучающихся с задержкой психического развития система оценивания должна быть чёткой, доступной, а самое главное объективной. В конце занятия необходимо отметить достижения каждого обучающегося, позволить поверить в свои возможности и создать ситуацию успеха.

Обучающихся лиц о ОВЗ и инвалидностью для успешной адаптации и социализации в обществе, необходимо привлекать к занятиям дополнительного образования, к участию в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях техникума, в кружках технического творчества, выставках. Развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ способствует совместная творческая и образовательная деятельность педагога и обучающихся, что позволяет совершенствовать профессиональные умения и навыки. На таких занятиях обучающиеся активно занимаются вышивкой «крестиком» и бисером, изготовлением мягкой игрушки, а также подготовкой экспонатов на различные выставки. В планомерном воспитательном процессе необходимо развивать у обучающихся такие общечеловеческие ценности как: толерантность, милосердие, социальную активность, чувство собственного достоинства. Создавать ситуации, требующие от них самостоятельного осознанного выбора вида деятельности, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих проявления коммуникативных навыков.

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Цель проведения таких конкурсов – развитие профессионального мастерства и поддержка трудоустройства обучающихся лиц с инвалидностью и обучающихся лиц с ОВЗ. Участие обучающихся способствует формированию опыта их творческой деятельности, их мотивации к трудовой деятельности, создает оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышению уровня профессионального мастерства. Сегодня, одним из наиболее значимых, является конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Abilimpiks». Систематизированный подход к организации учебной практики и успешному освоению профессиональных компетенций позволяет обучающимся участвовать в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях. Участие обучающихся способствует формированию опыта их творческой деятельности, их мотивации к трудовой деятельности, создает оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышению уровня профессионального мастерства. С 2017 года обучающиеся ежегодно принимают участие в Региональном этапе Национального чемпионата «Abilimpiks». В 2018 году Анучина Алла заняла 2 место, а Тимофеева Анфиса получила сертификат участника и была четвёртой по результатам оценивания. В 2019 году Анучина Алла заняла 3 место.

В адаптированной программе учебной практики, по изучению темы «Машинные работы» предусмотрен внутригрупповой конкурс профессионального мастерства, с учетом рекомендаций по проведению чемпионата «Abilimpiks». Целью конкурса является определение соответствия качества профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью с заявленными требованиями адаптированной программы на данном этапе обучения.

Проведение конкурса профессионального мастерства направленно на решение следующих задач: определить уровень освоенных профессиональных компетенций данного раздела учебной практики; способствовать пониманию обучающимися сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса; способствовать формированию работы в команде.

Текущий контроль необходим для оценки и сравнения достигнутого уровня освоения профессиональных компетенций с запланированным уровнем усвоения на данном этапе обучения. По его результатам оценивается степень освоения обучающимися программы учебной практики и полученных профессиональных навыков.

Важным результатом работы по адаптации лиц с ОВЗ, считаю появившуюся потребность у своих воспитанников в продолжение обучения по другим ступеням образования. Поступив в Кожевниковский техникум агробизнеса с низкой мотивацией и самооценкой, обучающиеся с ОВЗ, через освоение адаптированной образовательной программы по профессии «Швея», адаптируются к процессу обучения и самообразования. Так, к примеру, четыре выпускницы 2019 года, продолжили обучение в техникуме по освоению программы профессионального образования с получением общего среднего образования.

Заключение. Практическая значимость статьи заключается в том, что на личном опыте работы с лицами с ОВЗ и инва­лидностью, описана системная работа по реализации адаптированных образовательных программ, обеспечивающих коррекцию, социализацию и социальную адаптацию, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, внедрению современных образовательных технологий, применимая для различных образователь­ных организаций.

Представлен практический опыт мотивации к трудовой деятельности, самореализации личности и проверки степени готовности к профессиональной деятельности через занятия учебной практики и участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

Следует отметить, что большинство выпускников лиц с ОВЗ техникума достаточно хорошо подготовлены к жизни в обществе: они обустраивают свой быт, продолжают обучение по освоению программы профессионального образования с получением среднего образования, являются законопослушными гражданами своей страны, но проблема трудоустройства остается самой главной в их социализации. И каким бы хорошим не было качество образования выпускников, это только начальная ступень успешной адаптации их в современном обществе. Более важная следующая ступень - это их трудоустройство.

Техникум проводит мониторинг трудоустройства выпускников с ОВЗ и их дальнейшей профессиональной карьеры. На основании мониторинга можно сделать вывод о том, что основными причинами успешной социализации и профессионализации студентов с ограниченными возможностями здоровья являются: наличие качественного профессионального образования, успешная интеграция в профессиональную среду, заинтересованность в постоянном рабочем месте, успешная профессиональная и социальная адаптация.

Но, несмотря на активное проведение государственной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов (особенно лиц с умственной отсталостью), доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой. Поэтому успешная адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ инвалидностью через освоение профессии лишь тогда может считаться завершенным, если каждому подростку с ОВЗ будет гарантировано право на трудовую занятость. Залогом успеха социальной адаптации является также их принятие и тесное взаимоотношение со здоровыми людьми. Поэтому существуют перспективы дальнейшего исследования проблемы социокультурной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью к полноценной жизни в современном обществе.

Список литературы:

1.Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 №06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн)

2. Письмо Минобрнауки России от18.03.2014 №06-281 «О направлении Требований» (вместе с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн)

3. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «Письмо от 16 апреля 2015г. №01-50-174/07-1968 «О приеме лиц с ограниченными возможностями здоровья»

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

6. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р

7. Бгажнокова, И.М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с на­рушением интеллекта / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. -2007.-№3.-С. 3-13.

8. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможно­стями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2003. ~№ 1. - С. 21-30.

9. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15-21.

10. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. – 80-95 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!