СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ

При организации обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях необходимо учитывать мотивы учебной деятельности обучающихся. Как известно, пере­дача знаний от преподавателя к обучающимся не может быть эффективной без деятельности самого обучающегося. В настоящее время является общепринятым тот факт, что мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладе­ния иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира обу­чающегося, который определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все труд­ности вызова мотивации со стороны. По словам И. А. Зимней,  «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, c. 18].

 Преподаватель может повлиять на мотивацию лишь опос­редованно, создавая предпосылки и формируя основа­ния, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересован­ность в работе. Преподаватель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации.

 Существует много различных мнений по определению видов мотивов, которые формируются у обучаемых при изучении английского языка. Так, например, В. Д. Шадриков в работах, посвященных психологии образования считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)» [3, c.44]. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка» [1, c.82].

Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регу­ляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы чело­века. Выделяют социальные мотивы, составляющие внешнюю мотива­цию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация (связана с достаточно остро переживаемым чув­ством гражданского долга перед страной, близкими людьми, с представ­лениями об учении как о пути своего назначения в жизни) и узколичная (определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, пути к личному благополучию). Также на мотиваци­онно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворе­ния потребностей, специфических для предмета «иностранный язык».

С целью экспериментального исследования структуры мотивации суворовцев 9-ых классов нами было проведено анке­тирование обучающихся. Анкета включала вопрос: «Ваш интерес к изуче­нию английского языка...» и возможные варианты ответов: а) повысил­ся; б) остался на прежнем уровне; в) понизился; г) пропал. Далее, в за­висимости от ответа на первый вопрос, суворовцы объясняли возможную причину изменения интереса предложенными вариантами: (не) нравит­ся личность преподавателя; хорошее (или недостаточно хорошее) каче­ство учебных пособий; (не) вижу перед собой определенную перспекти­ву, связанную с английским языком; наличие (отсутствие) положитель­ной эмоциональной атмосферы на занятиях; считаю, что именно обуче­ние в КСВУ может гарантировать высокий уровень знания языка (считаю, что вполне хорошо владею языком); (не) устраивает уровень преподава­ния в КСВУ.

В экспериментальной группе из 40 суворовцев  на первый вопрос об изменении интереса к изучению английского языка 24 человека (60%) ответили, что инте­рес повысился или стабилизировался. Ответы суворовцев разделились: 76 % суворовцев ответили, что им нравится лич­ность преподавателя; 35% учащихся видят перед собой определенную перспективу; наличие положительной атмосферы на занятиях отметили 80%; Казанское СВУ рассматривают как гарантию высокого уровня зна­ний 62% суворовцев; уровень преподавания в училище устраивает 81% обучающихся и спокойно применяют свои знания на практике 54% суворовцев.

Из нашего исследования и работ исследователей данной проблемы видно, что именно внутренняя мотивация как мотивация более высоко­го уровня обуславливает активизацию обучения. Можно сделать вывод о том, что к 9-му классу обучения суворовцев внутренняя мотивация является важнейшим побу­дителем овладения английским языком.

Группа обучающихся, отметивших падение интереса к изучению иностранного языка, составила 6 человек, т.е. 15%. Обучающиеся объяснили свои ответы следующим образом: 3 суворовцев (50%) не удовлетворяют учебные пособия, в то время как остальные не могут свободно применять полученные знания на практике. Ответы суворовцев в этой группе позволяют прийти к выводу о том, что неудовлетворенность качественной стороной учеб­ной деятельности (что рассматривается как внутренний мотив) порож­дает неудовлетворенность результатами деятельности, снижает продук­тивность.

Необходимо отметить, что формирование мотивации это не пере­кладывание преподавателем на голову обучающихся уже готовых, извне за­даваемых мотивов и целей обучения. Формирование мотивов — это, преж­де всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Задачей преподавателя является создание условий, обеспечивающих поддержание интереса к предмету.

Несмотря на широкий круг исследований, не всем источникам по­вышения мотивации уделяется достаточно внимания. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает, на наш взгляд, значи­тельными мотивирующими возможностями.

Аутентичность учебных материалов является самой признанной характеристикой современного обучения иностранным язы­кам. Их жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить суворовцев с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.

В рамках обсуждения вопросов о повышении мотивации к изуче­нию иностранного языка следует говорить о применении информацион­ных технологий в обучении, где все большее внимание уделяется ис­пользованию Интернета. При этом Интернет рассматривается и как уникальный поставщик информации, и как коммуникативная среда.

Преимущества использования Интернета при подготовке к заняти­ям очевидны для любого преподавателя, имеющего доступ к «глобаль­ной сети». Интернет - незаменимый источник для актуализации матери­алов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, по­зволяющий значительно экономить время и средства при разработке учебных материалов по таким аспектам, как, например, «коммуникация», «страноведение» и др.

В настоящее время в педагогической практике широко используется проектная деятельность учащихся. Проектная методика характеризует­ся высокой коммуникативностью, предполагает самостоятельно плани­руемую и реализуемую обучающимися работу.

С целью создания на занятии благоприятной эмоциональной атмос­феры, в которой обучающиеся могли бы принимать активное участие в дис­куссии, показывали бы сформированность умения вести диалог, с готов­ностью и желанием излагали собственную позицию и не боялись оши­биться, необходимо развивать рефлексивную позицию суворовца.

Все перечисленное, несомненно, способствует повышению мотива­ции к изучению

 

  1. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка. Социологические исследования, № 2, Февраль 2009, C. 122–127.
  2. Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. — 2005.

3 . Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.

Просмотр содержимого документа
«Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ»

Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ

При организации обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях необходимо учитывать мотивы учебной деятельности обучающихся. Как известно, пере­дача знаний от преподавателя к обучающимся не может быть эффективной без деятельности самого обучающегося. В настоящее время является общепринятым тот факт, что мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладе­ния иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира обу­чающегося, который определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все труд­ности вызова мотивации со стороны. По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, c. 18].

Преподаватель может повлиять на мотивацию лишь опос­редованно, создавая предпосылки и формируя основа­ния, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересован­ность в работе. Преподаватель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации.

Существует много различных мнений по определению видов мотивов, которые формируются у обучаемых при изучении английского языка. Так, например, В. Д. Шадриков в работах, посвященных психологии образования считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)» [3, c.44]. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка» [1, c.82].

Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регу­ляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы чело­века. Выделяют социальные мотивы, составляющие внешнюю мотива­цию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация (связана с достаточно остро переживаемым чув­ством гражданского долга перед страной, близкими людьми, с представ­лениями об учении как о пути своего назначения в жизни) и узколичная (определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, пути к личному благополучию). Также на мотиваци­онно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворе­ния потребностей, специфических для предмета «иностранный язык».

С целью экспериментального исследования структуры мотивации суворовцев 9-ых классов нами было проведено анке­тирование обучающихся. Анкета включала вопрос: «Ваш интерес к изуче­нию английского языка...» и возможные варианты ответов: а) повысил­ся; б) остался на прежнем уровне; в) понизился; г) пропал. Далее, в за­висимости от ответа на первый вопрос, суворовцы объясняли возможную причину изменения интереса предложенными вариантами: (не) нравит­ся личность преподавателя; хорошее (или недостаточно хорошее) каче­ство учебных пособий; (не) вижу перед собой определенную перспекти­ву, связанную с английским языком; наличие (отсутствие) положитель­ной эмоциональной атмосферы на занятиях; считаю, что именно обуче­ние в КСВУ может гарантировать высокий уровень знания языка (считаю, что вполне хорошо владею языком); (не) устраивает уровень преподава­ния в КСВУ.

В экспериментальной группе из 40 суворовцев на первый вопрос об изменении интереса к изучению английского языка 24 человека (60%) ответили, что инте­рес повысился или стабилизировался. Ответы суворовцев разделились: 76 % суворовцев ответили, что им нравится лич­ность преподавателя; 35% учащихся видят перед собой определенную перспективу; наличие положительной атмосферы на занятиях отметили 80%; Казанское СВУ рассматривают как гарантию высокого уровня зна­ний 62% суворовцев; уровень преподавания в училище устраивает 81% обучающихся и спокойно применяют свои знания на практике 54% суворовцев.

Из нашего исследования и работ исследователей данной проблемы видно, что именно внутренняя мотивация как мотивация более высоко­го уровня обуславливает активизацию обучения. Можно сделать вывод о том, что к 9-му классу обучения суворовцев внутренняя мотивация является важнейшим побу­дителем овладения английским языком.

Группа обучающихся, отметивших падение интереса к изучению иностранного языка, составила 6 человек, т.е. 15%. Обучающиеся объяснили свои ответы следующим образом: 3 суворовцев (50%) не удовлетворяют учебные пособия, в то время как остальные не могут свободно применять полученные знания на практике. Ответы суворовцев в этой группе позволяют прийти к выводу о том, что неудовлетворенность качественной стороной учеб­ной деятельности (что рассматривается как внутренний мотив) порож­дает неудовлетворенность результатами деятельности, снижает продук­тивность.

Необходимо отметить, что формирование мотивации это не пере­кладывание преподавателем на голову обучающихся уже готовых, извне за­даваемых мотивов и целей обучения. Формирование мотивов — это, преж­де всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Задачей преподавателя является создание условий, обеспечивающих поддержание интереса к предмету.

Несмотря на широкий круг исследований, не всем источникам по­вышения мотивации уделяется достаточно внимания. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает, на наш взгляд, значи­тельными мотивирующими возможностями.

Аутентичность учебных материалов является самой признанной характеристикой современного обучения иностранным язы­кам. Их жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить суворовцев с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.

В рамках обсуждения вопросов о повышении мотивации к изуче­нию иностранного языка следует говорить о применении информацион­ных технологий в обучении, где все большее внимание уделяется ис­пользованию Интернета. При этом Интернет рассматривается и как уникальный поставщик информации, и как коммуникативная среда.

Преимущества использования Интернета при подготовке к заняти­ям очевидны для любого преподавателя, имеющего доступ к «глобаль­ной сети». Интернет - незаменимый источник для актуализации матери­алов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, по­зволяющий значительно экономить время и средства при разработке учебных материалов по таким аспектам, как, например, «коммуникация», «страноведение» и др.

В настоящее время в педагогической практике широко используется проектная деятельность учащихся. Проектная методика характеризует­ся высокой коммуникативностью, предполагает самостоятельно плани­руемую и реализуемую обучающимися работу.

С целью создания на занятии благоприятной эмоциональной атмос­феры, в которой обучающиеся могли бы принимать активное участие в дис­куссии, показывали бы сформированность умения вести диалог, с готов­ностью и желанием излагали собственную позицию и не боялись оши­биться, необходимо развивать рефлексивную позицию суворовца.

Все перечисленное, несомненно, способствует повышению мотива­ции к изучению


  1. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка. Социологические исследования, № 2, Февраль 2009, C. 122–127.

  2. Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. — 2005.

3 . Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!