Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ
При организации обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях необходимо учитывать мотивы учебной деятельности обучающихся. Как известно, передача знаний от преподавателя к обучающимся не может быть эффективной без деятельности самого обучающегося. В настоящее время является общепринятым тот факт, что мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира обучающегося, который определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, c. 18].
Преподаватель может повлиять на мотивацию лишь опосредованно, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе. Преподаватель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации.
Существует много различных мнений по определению видов мотивов, которые формируются у обучаемых при изучении английского языка. Так, например, В. Д. Шадриков в работах, посвященных психологии образования считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)» [3, c.44]. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка» [1, c.82].
Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Выделяют социальные мотивы, составляющие внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация (связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, близкими людьми, с представлениями об учении как о пути своего назначения в жизни) и узколичная (определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, пути к личному благополучию). Также на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета «иностранный язык».
С целью экспериментального исследования структуры мотивации суворовцев 9-ых классов нами было проведено анкетирование обучающихся. Анкета включала вопрос: «Ваш интерес к изучению английского языка...» и возможные варианты ответов: а) повысился; б) остался на прежнем уровне; в) понизился; г) пропал. Далее, в зависимости от ответа на первый вопрос, суворовцы объясняли возможную причину изменения интереса предложенными вариантами: (не) нравится личность преподавателя; хорошее (или недостаточно хорошее) качество учебных пособий; (не) вижу перед собой определенную перспективу, связанную с английским языком; наличие (отсутствие) положительной эмоциональной атмосферы на занятиях; считаю, что именно обучение в КСВУ может гарантировать высокий уровень знания языка (считаю, что вполне хорошо владею языком); (не) устраивает уровень преподавания в КСВУ.
В экспериментальной группе из 40 суворовцев на первый вопрос об изменении интереса к изучению английского языка 24 человека (60%) ответили, что интерес повысился или стабилизировался. Ответы суворовцев разделились: 76 % суворовцев ответили, что им нравится личность преподавателя; 35% учащихся видят перед собой определенную перспективу; наличие положительной атмосферы на занятиях отметили 80%; Казанское СВУ рассматривают как гарантию высокого уровня знаний 62% суворовцев; уровень преподавания в училище устраивает 81% обучающихся и спокойно применяют свои знания на практике 54% суворовцев.
Из нашего исследования и работ исследователей данной проблемы видно, что именно внутренняя мотивация как мотивация более высокого уровня обуславливает активизацию обучения. Можно сделать вывод о том, что к 9-му классу обучения суворовцев внутренняя мотивация является важнейшим побудителем овладения английским языком.
Группа обучающихся, отметивших падение интереса к изучению иностранного языка, составила 6 человек, т.е. 15%. Обучающиеся объяснили свои ответы следующим образом: 3 суворовцев (50%) не удовлетворяют учебные пособия, в то время как остальные не могут свободно применять полученные знания на практике. Ответы суворовцев в этой группе позволяют прийти к выводу о том, что неудовлетворенность качественной стороной учебной деятельности (что рассматривается как внутренний мотив) порождает неудовлетворенность результатами деятельности, снижает продуктивность.
Необходимо отметить, что формирование мотивации это не перекладывание преподавателем на голову обучающихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей обучения. Формирование мотивов — это, прежде всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Задачей преподавателя является создание условий, обеспечивающих поддержание интереса к предмету.
Несмотря на широкий круг исследований, не всем источникам повышения мотивации уделяется достаточно внимания. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает, на наш взгляд, значительными мотивирующими возможностями.
Аутентичность учебных материалов является самой признанной характеристикой современного обучения иностранным языкам. Их жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить суворовцев с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.
В рамках обсуждения вопросов о повышении мотивации к изучению иностранного языка следует говорить о применении информационных технологий в обучении, где все большее внимание уделяется использованию Интернета. При этом Интернет рассматривается и как уникальный поставщик информации, и как коммуникативная среда.
Преимущества использования Интернета при подготовке к занятиям очевидны для любого преподавателя, имеющего доступ к «глобальной сети». Интернет - незаменимый источник для актуализации материалов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, позволяющий значительно экономить время и средства при разработке учебных материалов по таким аспектам, как, например, «коммуникация», «страноведение» и др.
В настоящее время в педагогической практике широко используется проектная деятельность учащихся. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимися работу.
С целью создания на занятии благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой обучающиеся могли бы принимать активное участие в дискуссии, показывали бы сформированность умения вести диалог, с готовностью и желанием излагали собственную позицию и не боялись ошибиться, необходимо развивать рефлексивную позицию суворовца.
Все перечисленное, несомненно, способствует повышению мотивации к изучению
- Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка. Социологические исследования, № 2, Февраль 2009, C. 122–127.
- Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. — 2005.
3 . Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
Просмотр содержимого документа
«Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ»
Условия повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ
При организации обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях необходимо учитывать мотивы учебной деятельности обучающихся. Как известно, передача знаний от преподавателя к обучающимся не может быть эффективной без деятельности самого обучающегося. В настоящее время является общепринятым тот факт, что мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира обучающегося, который определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2, c. 18].
Преподаватель может повлиять на мотивацию лишь опосредованно, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучающихся возникает личная заинтересованность в работе. Преподаватель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации.
Существует много различных мнений по определению видов мотивов, которые формируются у обучаемых при изучении английского языка. Так, например, В. Д. Шадриков в работах, посвященных психологии образования считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)» [3, c.44]. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка» [1, c.82].
Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека. Выделяют социальные мотивы, составляющие внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация (связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, близкими людьми, с представлениями об учении как о пути своего назначения в жизни) и узколичная (определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, пути к личному благополучию). Также на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета «иностранный язык».
С целью экспериментального исследования структуры мотивации суворовцев 9-ых классов нами было проведено анкетирование обучающихся. Анкета включала вопрос: «Ваш интерес к изучению английского языка...» и возможные варианты ответов: а) повысился; б) остался на прежнем уровне; в) понизился; г) пропал. Далее, в зависимости от ответа на первый вопрос, суворовцы объясняли возможную причину изменения интереса предложенными вариантами: (не) нравится личность преподавателя; хорошее (или недостаточно хорошее) качество учебных пособий; (не) вижу перед собой определенную перспективу, связанную с английским языком; наличие (отсутствие) положительной эмоциональной атмосферы на занятиях; считаю, что именно обучение в КСВУ может гарантировать высокий уровень знания языка (считаю, что вполне хорошо владею языком); (не) устраивает уровень преподавания в КСВУ.
В экспериментальной группе из 40 суворовцев на первый вопрос об изменении интереса к изучению английского языка 24 человека (60%) ответили, что интерес повысился или стабилизировался. Ответы суворовцев разделились: 76 % суворовцев ответили, что им нравится личность преподавателя; 35% учащихся видят перед собой определенную перспективу; наличие положительной атмосферы на занятиях отметили 80%; Казанское СВУ рассматривают как гарантию высокого уровня знаний 62% суворовцев; уровень преподавания в училище устраивает 81% обучающихся и спокойно применяют свои знания на практике 54% суворовцев.
Из нашего исследования и работ исследователей данной проблемы видно, что именно внутренняя мотивация как мотивация более высокого уровня обуславливает активизацию обучения. Можно сделать вывод о том, что к 9-му классу обучения суворовцев внутренняя мотивация является важнейшим побудителем овладения английским языком.
Группа обучающихся, отметивших падение интереса к изучению иностранного языка, составила 6 человек, т.е. 15%. Обучающиеся объяснили свои ответы следующим образом: 3 суворовцев (50%) не удовлетворяют учебные пособия, в то время как остальные не могут свободно применять полученные знания на практике. Ответы суворовцев в этой группе позволяют прийти к выводу о том, что неудовлетворенность качественной стороной учебной деятельности (что рассматривается как внутренний мотив) порождает неудовлетворенность результатами деятельности, снижает продуктивность.
Необходимо отметить, что формирование мотивации это не перекладывание преподавателем на голову обучающихся уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей обучения. Формирование мотивов — это, прежде всего, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Задачей преподавателя является создание условий, обеспечивающих поддержание интереса к предмету.
Несмотря на широкий круг исследований, не всем источникам повышения мотивации уделяется достаточно внимания. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает, на наш взгляд, значительными мотивирующими возможностями.
Аутентичность учебных материалов является самой признанной характеристикой современного обучения иностранным языкам. Их жанрово-композиционное разнообразие позволяет познакомить суворовцев с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.
В рамках обсуждения вопросов о повышении мотивации к изучению иностранного языка следует говорить о применении информационных технологий в обучении, где все большее внимание уделяется использованию Интернета. При этом Интернет рассматривается и как уникальный поставщик информации, и как коммуникативная среда.
Преимущества использования Интернета при подготовке к занятиям очевидны для любого преподавателя, имеющего доступ к «глобальной сети». Интернет - незаменимый источник для актуализации материалов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, позволяющий значительно экономить время и средства при разработке учебных материалов по таким аспектам, как, например, «коммуникация», «страноведение» и др.
В настоящее время в педагогической практике широко используется проектная деятельность учащихся. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает самостоятельно планируемую и реализуемую обучающимися работу.
С целью создания на занятии благоприятной эмоциональной атмосферы, в которой обучающиеся могли бы принимать активное участие в дискуссии, показывали бы сформированность умения вести диалог, с готовностью и желанием излагали собственную позицию и не боялись ошибиться, необходимо развивать рефлексивную позицию суворовца.
Все перечисленное, несомненно, способствует повышению мотивации к изучению
Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка. Социологические исследования, № 2, Февраль 2009, C. 122–127.
Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. — 2005.
3 . Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.