СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как происходит усиление королевской власти. Собятия в 15 веке во Франции и Англии.

Просмотр содержимого документа
«УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ»

УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по дан­ному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают о крестьян­ских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают ис­торическую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал.

Метапредметные:

Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют инфор­мацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необхо­димую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структу­рируют знания, используя знаково-символические средства.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружаю­щих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Образовательные ресурсы


Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», подготовленная учителем. История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колес-ниченко. - Волгоград : Учитель, 2011.

Война Алой и Белой розы (иллюстративный материал) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://dick-k.narod.ru/Red


Оборудование


Интерактивная доска (жран), компьютер, мультимедийный проектор


Основное

содержание темы,

понятия и термины


Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Ген­риха VII


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и разви­вающие компонен­ты, зада­ния и уп­ражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организа­ции совзаимо-действия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля











предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия)



I. Орга­низаци­онный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готов­ность к уроку

Приветствуют учителя. Орга­низуют свое рабочее место

Фрон­тальная


Личностные: прояв­ляют положительное отношение к учеб­ной деятельности


II. Про­верка домаш­него за­дания

Устный опрос

- Назовите причины и повод Столетней войны.

- Каковы были преимущества и недостат­ки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны?

- Дайте характеристику основным этапам Столетней войны.

- Расскажите о жизни и подвиге Жанны д'Арк

Выполняют задания, приво­дят примеры

Индиви­дуальная

Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, ре­зультаты Столет­ней войны

Познавательные:

иллюстрируют ус­военные теоретиче­ские положения своими примерами и фактами

Устный опрос



Состав­ление таблицы

Организует заполнение таблицы «Кресть­янские восстания во Франции и Англии» (см. Приложение 1)

Заполняют таб­лицу вместе с учителем

Фрон­тальная

Знают о крестьян­ских восстаниях в Англии и Фран­ции

Познавательнее:

представляют ин­формацию в таб­личной форме, ана­лизируют и обоб­щают факты. Коммуникативные: строят понятные для партнера выска­зывания

Таблица

III. По-

станов-

ка учеб-

ных за-

дач

Беседа

- Как вы думаете, каковы были последствия Столетней войны во Франции и в Англии? Каково было положение королевской власти? Что необходимо было в этот момент стране? Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим перед уроком?

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная


Регулятивные: вы-

деляют и сохраняют

учебные задачи


IV. Изу-

чение

нового

мате-

риала

Беседа

Задает вопросы:

- Каковы были итоги Столетней войны?

(Столетняя война завершилась в 1453 г.

Англичане потеряли все свои владения

во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.)

- Франция одержала победу в этой изну-рительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (вы-деляет последствия войны вместе с уча-щимися):

- заброшены пахотные земли;

- опустошены города;

- уничтожены деревни;

- нарушены торговые связи.

К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461-1483 гг.) формируется тайный союз -Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл

Участвуют в диалоге, де-

лают записи

в тетрадях

Фронтальная

Выделяют последствия Столетней

войны

Познавательные: воспроизводят изу-

ченный материал

в сокращенном виде. Регулятивные: про­являют познаватель­ную инициативу в учебном сотруд­ничестве.

Коммуникативные: вступают в речевое общение

Устные ответы










Презентация

«Борьба

за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым»

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, делают

записи в тетрадях

Фронтальная

Определяют и объ-ясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому

Личностные: соотносят свои действия

и поступки окружающих с исторически возникшими

формами социального поведения

Записи в тетради











Работа

с исторической картой

«Завершение объединения Франции

к концу XV века» (с. 181)

Формулирует вопросы: - Покажите на карте владения короля Франции к XV в.

- Какие территории были присоединены

к Франции? (К Франции были присоедине-

ны Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.)

- Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым оста-

лось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось

Изучают карту, отвечают

на вопросы,

формулируют

вывод

Работа в парах

Читают историче скую карту с опо-

рой на легенду -

Познавательные: выделяют необходимую информацию

из иллюстративного

материала.

Коммуникативные:

договариваются и приходят к общему решению в ре-

зультате совместной деятельности

Работа с картой











Работа

с учебником (п. 2, с. 180)

Предлагает прочитать, что представляла

собой централизованная Франция, и отве-

тить на следующие вопросы:

- Что говорит о том, что объединение

страны происходило одновременно с уси-лением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)

- Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля.

Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти - власти короля

Разрабатывают алгоритм поис-

ковых дейст-

вий, самостоя-

тельно выпол-няют задания, дают аргумен-тированные ответы на вопросы

Индивиду-альная

Рассказывают об усилении коро-

левской власти

во Франции в конце XV в.

Познавательные: устанавливают при-

чинно-следственные

связи, делают вы-

воды.

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Устные ответы


Рассказ

Учителя






Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии»

Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3)






Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существен­ных моментах {см: Приложение 4)

Слушают учителя, делают записи в тетрадях





Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная







Фронтальная

Рассказывают о последствиях объединения Франции




Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы

Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале




Познавательные:

структурируют знания, используя знаково- символические средства.

Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Записи в тетрадях






Конспект

V. Пер­вичное осмыс­ление и закре­пление знаний

Составление сравнительной таблицы




Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.)

В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5)


Заполняют таблицу

Фронтальная

Систематизируют исторический материал

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату

Таблица

VI. Ито­ги уро­ка. Реф­лексия

Обобщающая беседа

Закончите предложения:

• На уроке я работал...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок мне показался...

• За урок я...

• Мое настроение...

• Материал урока мне был...

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная


Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 21; записи в тетрадях.

• На основании сведений § 18-21 составить династические схемы «Французские короли XI-XV веков» и «Английские короли XI- XV веков» (с. 184)

Записывают

домашнее

задание

Индивиду-альная


















Ресурсный материал к уроку

Приложение КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Параметры сравнения

Франция (Жакерия)

Англия

Дата

Май 1358 года

Май 1381 года

Причины возникновения


• Рост налогов в связи с войной.

• Грабежи деревень войсками обеих сторон.

• Массовое личное закрепощение крестьян.

• Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны

• Введение новых налогов (поголовный налог).

• Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным.

• Введение денежного оброка взамен барщины и натурально оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян.

• Чума, голод


Лидер

Крестьянин Гильом Каль

Сельский ремесленник Уот Тайлер

Участники восстания

Крестьяне

Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки

Причины поражения

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Отсутствие поддержки со стороны горожан.

• Отсутствие единого плана восстания

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Незнание военного дела.

• Помощь богатых горожан королю

Последствия восстания

1. Появление у феодалов страха перед крестьянам'*-

2. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодаль­ной зависимости.

3. Начало процесса падения барщинной системы

1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодаль­ной зависимости (крестьяне получили возможность выку­питься на волю).

2. Введена четко фиксированная плата для лично свобод­ных крестьян за пользование наделами.

3. Смягчение законов против бедноты.

4. Отмена барщины
















КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

Приложение 5

Параметры сравнения

Франция (XI-XVbb.)

Англия (XI-XVbb.)

1

2

3

Предпосылки для объединения страны

- Рост городов;

- развитие товарно-денежных отношений;

- обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти;

- поддержка королевской власти горожанами, мелкими фео­далами и рыцарями;

- создание органа сословного представительства - Генераль­ных Штатов

- Нормандское завоевание;

- рост городов;

- развитие товарно-денежных отношений;

- обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти;

- поддержка королевской власти горожанами, мелкими феода­лами и рыцарями;

- создание органа сословного представительства - парламента

Кто был заинтересо­ван в усилении коро­левской власти?

• горожане

• лично свободные крестьяне

• мелкие феодалы

• рыцари

• церковь

• рыцари

• горожане

• свободные крестьяне

• мелкие и средние феодалы



Действия правите-

Людовик VI: расширение королевского домена.

Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда»


лей, направленные

Людовик VII: увеличение территории королевского домена.

(перепись земель и населения).


на централизацию

Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель

Генрих II Плантагенет:


власти

на севере страны.

- судебная реформа;



Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части сре-

- военная реформа;



диземноморских территорий.

- усиление власти шерифов.



Людовик IX:

Генрих III:



— введение единой денежной единицы для всей страны;

- 1265 г. -создание парламента;



- усиление полномочий королевского суда;

- образование централизованного государства - сословной



- ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»);

монархии;



- издание законов, действовавших на территории всей страны.

- не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы - в результате



Филипп IV Красивый:

почти полное уничтожение высшей аристократии.



- присоединение к королевскому домену Наварры и Шам-

Генрих VII:



пани;

- борьба с непокорными феодалами;



- Авиньонское пленение пап;

- запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов;



- 1302 г. - создание Генеральных Штатов;

- увеличение налогообложения со всех слоев населения;



- образование централизованного государства - сословной

монархии.

Людовик XI:

- создание новой аристократии из своих сторонников



- создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов;

- введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска;

- управление страной с помощью аппарата чиновников, со­стоящих на службе у короля



Значение и послед-

- Создание единого централизованного государства во главе

- Создание единого централизованного государства во главе


ствия объединения

с королем;

с королем;


страны

- создание единого налогообложения и законодательства;

- создание единого налогообложения и законодательства;



- покровительство короля росту городов, расширению тор-

- покровительство короля росту городов, расширению торговли;



говли;

- развитие культуры



- развитие культуры; складывание единого французского языка




























У рок 21. РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуостро­ве; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают истори­ческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют ис­торическую информацию.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для само­стоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и цен­ностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности

Образовательные ресурсы

Презентация «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/222623/

Historic.Ru: Всемирная история. Раннефеодальные государства в Испании (VI-XI вв.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://historic.ru/books/item/ro0/s00/z0000032/st012.shtml

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове»

Основное содержа­ние темы, понятия и термины

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Реконкиста, кортесы, аутодафе

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и разви­вающие компонен­ты, зада­ния и уп­ражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организа­ции совзаимо-действия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

I. Орга-низаци-

онный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готов­ность к уроку

Приветствуют учителя. Орга-

низуют свое рабочее место

Фрон­тальная


Личностные: прояв­ляют положительное

отношение к учеб­ной деятельности


II. Акту­ализация знаний

Беседа по прой­денному мате­риалу

- Какие цели были у Людовика XI и Кар­ла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

- Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.

- Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

- Перечислите признаки централизован­ного государства

Отвечают на вопросы, проводят оцен­ку историче­ских событий

Фрон­тальная

Знают историче­ские факты, про­водят оценку исторических событий

Познавательные:

осознанно и произ­вольно строят рече­вые высказывания

Ответы на во­просы

III. По­становка учебных задач

Беседа

- На предыдущих уроках мы с вами изу­чили, каким образом шел процесс цен­трализации в Англии и Франции, Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом произошло образование централизован­ных государств на Пиренейском полуост­рове.

Предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют учебные за­дачи

Фрон­тальная


Регулятивные: вы­деляют и сохраняют учебные задачи


IV. Открытие нового знания

Беседа, рассказ учителя

- Вспомните, когда и каким образом Ис­пания оказалась под властью арабов?

(В VIII веке арабы захватили Испанию.)

- Если быть точными, то арабы не встре­тили фактически никакого сопротивления и завоевали эту территорию всего за два года. Они не тронули имущества, обыча­ев и законов местного населения, устано­вив лишь ежегодную дань (которая пока­залась жителям столь незначительной, что все согласились ее выплачивать без милейшего сопротивлении). страну христианам удалось лишь через восемьсот лет.

- Мусульманские правители Испании вскоре отделились от Арабского халифата.

Как называлось это государство? (В середине VIII в. арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).)

- Кого называли эмирами? (Эмир -мусульманский правитель, осуществлявший государственную и духовную власть.) Рассказ учителя (см. Приложение 1)

Участвуют в диалоге, фор­мулируют от­веты на во­просы, слуша­ют учителя

Фрон­тальная

Знают о событиях, происходивших в Испании в VIII-X вв. Раскрывают определение поня­тия эмир

Регулятивные:

учитывают ориен­тиры, выделенные учителем в новом учебном материале; осуществляют по­шаговый контроль деятельности. Коммуникативные: строят монологиче­ские высказыва-ния с полнотой и точностью.

Личностные: понимают важность

уважения традиций и ценностей разных народов

Устные ответы


Презен-

тация

«Рекон-

киста и образо-вание центра-лизованных го-сударств на Пиренейском полуострове»

Комментирует информацию презентации,

останавливаясь на наиболее существен-

ных моментах (см. Приложение 2)

Слушают учителя, делают

записи в тетра-

дях

Фронтальная

Указывают хронологические рамки

Реконкисты

Познавательные: строят речевые высказывания в письменной форме, структурируют учебный материал.

Коммуникативные:

задают уточняющие вопросы по ходу презентации

Конспект


Работа

с исторической

картой «Рекон-киста на Пиренейском полуострове» (с. 186)

Формулирует задание и вопросы:

- Найдите на карте королевства, упоми-

наемые в ходе презентации. (Учащиеся

должны показать границы Кастилии, Арагона, Наварры, Португалии и Гранадского эмирата.)

- Какие государства остались на полуострове к концу XV века? (К концу XV века на полуострове осталось лишь два христианских государства — Испания и Португалия.)

Изучают карту,

формулируют

ответы

Работа в парах

Читают историче-

скую карту с опорой на легенду

Познавательные:

проводят поиск необходимой информации. Коммуникативные:

определяют способы взаимодействия при работе с партнером

Работа

с картой,

устные

ответы


Работа с учебником (п. 4-5, с. 189-190)

Предлагает познакомиться с материалом учебника и после этого ответить на следующий вопрос:

- Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны? (Изгнание мавров и евреев негативно сказалось на экономике государства, так как в их лице Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников.)



Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопрос

Индивиду-альная

Могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции. Раскрывают смысл понятия аутодафе

Познавательные:

разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Коммуникативные: формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу

Аргументированный ответ

V. Пер­вичное осмыс­ление и закре­пление знаний

Устная виктори­на «Кто? Что?»

Предлагает в качестве закрепления изу­ченного материала сыграть в игру «Кто? Что?», ответив на следующие вопросы:

- Кто на Пиренейском полуострове с X века стал носить титул халифа?, (Правитель Андалусии.)

- Благодаря кому в Испании стали возде­лывать

Формулируют ответы

Фрон­тальная

Систематизируют историческую информацию

Регулятивные: про­гнозируют резуль­тат своих действий на уроке, уровень усвоения знаний.


Ответы на во­просы викто­рины





рис, финиковую пальму и сахар­ный тростник? (Благодаря арабам.)

- Кто в ходе Реконкисты отвоевывал тер­риторию Пиренейского полуострова

у мусульман? (Христиане.)

- Что образовалось в ходе Реконкисты? (Королевства Кастилия, Арагон, Наварра.)

- Какое государство выделилось из королевства Кастилия?

- Какое государство образовалось

в 1479 году? (Королевство Испания.)

- Кто нанес мусульманам сокрушительное поражение и завоевал Гранадский эмират? (Войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.)

- Кто был изгнан из испанского королевства? (Евреи.)

Учитель отмечает самых внимательных учеников




Коммуникативные: строят монологиче­ские высказывания, учитывают разные мнения, координи­руют в сотрудниче­стве разные позиции.

Личностные: вы­ражают положитель­ное отношение к процессу познания, следуют н поведении моральным нормам и этическим требованиям


VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

- Ответьте на вопросы:

• Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

• Что нового вы сегодня узнали?

• Что запомнилось больше всего?

• Довольны ли вы своей работой?


Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние

Фронтальная


Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения


Оценива-ние работы учащихся на уроке


Домаш­нее за­дание

Учебник, § 22; записи в тетрадях. • Сообщение на тему «Влияние мусуль­манской культуры и образа жизни на на­роды Пиренейского полуострова». Ис­пользовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы (с. 191)

Конкретизи­руют домаш­нее задание, записывают его












Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

С X века правители Испании (Андалусии) стали носить титул халифа. В этот период Андалусия переживала свой расцвет и была передовым госу­дарством в экономическом и культурном отношении.

Арабы привнесли в завоеванные государства, в том числе в Испанию, многие новшества. К примеру, в сельском хозяйстве стали активно использо­ваться новые культуры, такие как рис, гранатовое дерево, сахарный тростник и финиковая пальма. Улучшилась техника виноградарства, появилось шел­ководство, овцеводство, активно использовалось орошение. В этот период в Испании улучшилась техника обработки металлов, ткацкий промысел, быстрыми темпами развивалось горное дело.

В Испании в этот период наблюдался значительный рост городов, что положительно сказывалось на ее экономическом и культурном развитии. К примеру, в столице халифата - Кордове - насчитывалось около полумиллиона жителей (для средневекового города это очень большая цифра). Страна

представляла собой удивительное смешение разных народов и культур. Здесь уживались испано-римское население, вестготы, арабы, берберы и евреи. Каждый из этих народов внес в развитие страны свой вклад, который наиболее ярко проявился в искусстве Испании того времени.

Приложение 2 РЕКОНКИСТА

Реконкиста - это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV века.

Истоки Реконкисты находились в Астурии, Галисии и Басконии. В ходе борьбы были образованы новые государства: королевство Кастилия (позд­нее из неё выделится королевство Португалия), Арагон, Наварра. Усиление Реконкисты и междоусобных войн в среде арабов и берберов привело в конечном итоге к тому, что Кордовский халифат в 1030 г. распадается на множество мелких и независимых друг от друга государств. Этим не преминули воспользоваться христианские правители: в XI веке был занят город Толедо (он стал столицей Кастильского королевства), Сарагоса во­шла в состав Арагона, а Лиссабон отошел к Португалии, став ее столицей.

В 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в Испанское королевство благодаря брачному союзу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Наварра была поделена между Францией и Арагоном. Последние остатки мавританского владычества - Гранадский эмират - пал в 1492 г. после десяти­летнего вооруженного противостояния.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!