СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ущмаран вухсар. Головоломки народа ханты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ущмаран вухсар. Головоломки народа ханты

Просмотр содержимого документа
«Ущмаран вухсар. Головоломки народа ханты»










Ущмаран вухсар. Головоломки народа ханты









Работу выполнил

ученик 2-л класса МБОУ НШ № 30

Томилов Дмитрий

Научный руководитель

учитель музыки МБОУ НШ № 30

Ярошинская Ирина Игоревна






Сургут – 2022 г


Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..

3

  1. Народ ханты, его культура и традиции………………………………….

5

  1. Головоломки народа ханты……………………………………………

8

Вывод ……………………………………………………………………..

12

Заключение ………………………………………………………………….

13

Список литературы………………………………………………………….

14
























ВВЕДЕНИЕ

Всех людей мы называем - ханты.

Ханты - русский, ненец и узбек,

Потому что это слово - ханты –

В переводе значит человек.

В.С. Волдин

В начале декабря Ханты-Мансийский автономный округ-Югра празднует свой день рождения. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проходила декада краеведения, во время которой мы узнали много интересного о родном крае и обычаях коренных народов округа. Народ ханты бережно сохраняют свои вековые традиции, передает их от поколения к поколению [3].

Мы с научным руководителем побывали в деревне Русскинская Сургутского района, посетили Музей природы и человека имени А.П. Ядрошникова. Там экскурсовод рассказал нам о быте и традициях народа ханты, показал головоломки и научил их разгадывать. Раньше я никогда таких головоломок не видел, и они мне очень понравились. К сожалению, в музее представлены только две головоломки – палочка стоимостью пяти лошадей и ущмаран вухсар (хитрая лисичка).

Игра – это не только развлечение, это способ чему-то научиться. У каждой народной игры есть своя цель, которая помогает ребенку узнать что-то, что пригодится ему во взрослой жизни. Через игру дети приобщаются к традициям своего народа, узнают обычаи и обряды, проникаются национальным духом, учатся важным жизненным навыкам. Игры нам очень понравились своей самобытностью, и мы постарались как можно больше узнать о них, так как в настоящее время народная игра практически исчезла из нашего детства, мы не знаем названий многих игр и правил, по которым в них надо играть.

В книгах и энциклопедиях представлена общая информация об игрушках, но подробного описания головоломок я не нашел.

Объект – культурные традиции народа ханты.

Предмет – головоломки народа ханты.

Гипотеза: головоломка – это не просто игрушка, народ ханты вкладывает в нее особый смысл, подготавливая ребенка ко взрослой жизни.

Цель – изучение головоломок как элемента культуры и быта народа ханты.

Задачи:

  1. Изучить литературу о культуре и быте народа ханты;

  2. Посетить музеи Сургута и Сургутского района и познакомиться с головоломками;

  3. Узнать, какой смысл ханты вкладывали в головоломки.

Практическая значимость – полученными в ходе исследования данными я могу поделиться с одноклассниками на классном часе: показать фотографии из музеев, головоломки, научить решать эти задачи.

















  1. Народ ханты, его культура и традиции


Информацию о хантах мы нашли в школьной библиотеке. Библиотекарь предложила мне несколько книг для детей о нашем крае и его людях. Из книг я узнал много нового о коренном народе моей малой родины.

Ханты – малочисленный народ северных регионов. Сейчас их всего около 30 тысяч человек. Большая часть хантов живет в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округе. Некоторые ханты продолжают жить в родовых угодьях и берегут свои традиции.

Чтобы прокормиться и выжить, хантам надо много трудиться. Мужчины занимаются охотой на лесного зверя. На реке Обь ханты добывают рыбу. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солят, сушат, вялят. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Олени кормят и согревают семью. Их шкуры используют в постройке чумов и для шитья зимней одежды и обуви. Ханты питаются в основном мясом, иногда даже в сыром виде. Летом ханты собирают грибы и ягоды.

Ханты почитают и любят родную землю, берегут природу, никогда не охотятся на молодых зверей, а в рыболовные ловушки попадается только очень большая рыба, мелкая из нее уплывает. Добыча охотника или рыбака расходуется экономно. Ханты одушевляют природные явления, верят в лесных духов. Чтобы их задобрить, молодой охотник первую добычу оставляет в дар деревянному идолу, поет для них магические песни под ритм бубна.

Ханты – народ оленеводов, охотников и рыболовов. Они очень близки с природой, но выжить в наших суровых краях нелегко. В этом помогает ловкость и смекалка. С самого раннего детства взрослые обучают мальчиков навыкам, необходимым на охоте, а девочек умению вести хозяйство. Для этого у них есть много самодельных игрушек. Детские игрушки могут быть из природного материала, например, из веточек, шишек и из дерева. Они воспитывают чувство любви к природе, потребность воплотить свое восприятие мира в природном материале, развивают художественное воображение.

Как мы узнали, игры народа ханты зародились в далеком прошлом [1]. Коренные народы Севера готовили своих детей к жизни в суровых условиях при помощи игр – на свежем воздухе дети много двигались, тренировали силу рук и ног, развивали глазомер и ловкость, укреплялось их здоровье. Головоломки, как разновидность детской игрушки, развивали у детей умение решать бытовые задачи.

Игры коренных народов были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) [2]. Для каждого возраста игра имеет свои особенности.

Игры для малышей от рождения до 3 лет способствуют их физическому и умственному развитию, обучают их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физически закаливают. Большинство игр детей этого возраста являются подражанием взрослым и не имеют правил. В этом возрасте игры развивают навыки лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развиваются физически, но и познают семейный быт.

Дети постарше (от 3 до 6 лет) в своих играх осваивают навыки ведения домашнего хозяйства и традиционного образа жизни своего народа. На этом этапе игры и игрушки помогают детям познавать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань – из беличьих хвостов, ваз акань – из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями.

Среди девочек были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: «Очаг (Рат хар)», «Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)» и другие.

Мальчики этого возраста играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображают различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу палочками, «ловят» ее, связывают в связки, развешивают для сушки.

У хантов много праздников, посвященных временам года и связанным с ними животным и птицам (Вороний день, День рода, День лебедя и др.). Во время этих праздников съезжаются семьи с разных угодий. Проводятся соревнования на силу, ловкость и смекалку. В том числе ханты любят состязаться в разгадывании головоломок. Каждая народная головоломка имеет свою историю и практическое значение.

Информацию о культуре и традициях народа ханты можно найти в литературе, которая есть в школьной библиотеке и в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, но информации о головоломках народа ханты в них недостаточно.

Что же такое головоломка? Головоломка – это непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не какие-то специальные знания. Первые в истории человечества головоломки появились очень давно, много тысяч лет назад.

В Википедии сказано, что есть несколько разных видов головоломок:

  1. Проволочные головоломки с соединенными или разъединенными деталями.

  2. Устные головоломки – это загадки, шарады и др.

  3. Головоломки с предметами – логические задачи с обычными бытовыми предметами (например, перекладывание палочек)

  4. Механические головоломки – предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.)

  5. Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам

Исходя из анализа литературных и интернет-источников, Ханты используют головоломки двух видов – головоломки с предметами и механические головоломки. Головоломки ханты изготавливают из дерева, рогов оленей, костей животных. Каждая из этих головоломок имеет практическое и символическое значение, которое мы рассмотрим далее.

2. Головоломки народа ханты


В Музее природы и человека имени А.П. Ядрошникова нам показали две головоломки – палочка ценой в пять лошадей («Веет лов тын юх», Рис.1) и хитрая лисичка («Ущмаран вухсар», Рис.2).

Веет лов тын юх – это палочка, в которой просверлены три отверстия, через которые протянут шнурок. На шнурке висят колечки. Чтобы решить головоломку, нужно переместить оба колечка на одну петлю шнурка.


Рис. 1 Палочка ценой пяти лошадей

Про эту головоломку экскурсовод рассказала интересную историю. Однажды к хантам приехал купец, и ему предложили разгадать головоломку. Несколько дней купец пытался решить задачу, но не смог. Тогда хозяин предложил поделиться секретом головоломки за пять лошадей. Купцу так хотелось узнать тайну, что он отдал лошадей. С тех пор эту головоломку называют «палочка ценой пяти лошадей» и на ежегодных праздниках дети и взрослые с удовольствием разгадывают ее.

Вторая головоломка – хитрая лисичка. Она имеет следующие части: голова и тело, лапки, бусины и кольцо. В задней части тела лисички сделана прорезь, в которую продет шнурок. На каждом конце шнура закреплена лапка, рядом с ней находится бусина, которую можно свободно перемещать. На теле лисички висит колечко, чтобы его снять, нужно хорошо подумать.

Мы видели два разных варианта головоломки. В музее природы и человека имени А.П. Ядрошникова решить головоломку можно двумя разными способами. Лапки лисички имеют такую форму, что их можно провести через отверстие, и кольцо свободно снимается.

Другой вариант головоломки сложнее и предназначен для детей более старшего возраста. Лапки лисички не проходят через отверстие в туловище, головоломка решается при помощи перемещения бусин и колечка.

Чтобы понять, какой смысл вкладывают ханты в головоломку «Ущмаран вухсар» я задавал вопросы экскурсоводам, изучал литературу в библиотеке, искал информацию в интернете. Экскурсоводы не смогли ответить на мой вопрос, а из литературы я узнал следующее.

Лисичка у многих народов является символом ума, хитрости и ловкости. В народных сказках рыжая красавица обманывает других зверей и птиц, но охотник должен быть умнее и хитрее ее. А еще лисичка очень любознательна и всегда ищет необычные решения даже в сложных ситуациях.

В головоломке «Ущмаран вухсар» отражены две противоборствующие стороны: охотник, который ловит лисичку (надевает на нее колечко, символизирующее петлю или капкан), и хитрая лисичка, которая должна освободиться, выбраться из ловушки, пользуясь своей смекалкой.

Разгадывая головоломку, игрок становится то лисичкой, то охотником. В эту игру можно играть и вдвоем, тогда побеждает тот, кто смог справиться со своей задачей лучше и быстрее соперника.


Рис.2. Головоломка «Ущмаран вухсар» в Музее природы и человека им. А.П. Ядрошникова

Чтобы познакомиться также с другими головоломками, мы обратились в историко-культурный центр «Старый Сургут», где увидели большое количество игрушек и головоломок народа ханты.

Головоломка «Тынзя хобцо» состоит из завязанной узлами веревки и кусочка коры с двумя отверстиями. Игрок должен, не развязывая узлов, пропустить отрезок веревки через петлю.

Головоломка «Пя хобцо» («Найди дерево») состоит из 6 деревянных брусков, каждый из которых имеет вырез с одной стороны в средней части. Раньше она использовалась как замок для закрывания избушек и лабазов от лесных зверей. Когда ханты переезжали с одного стойбища на другое, они закрывали свои постройки, и открыть их мог только другой человек. Потом появились заводские замки, а «Пя хобцо» стали головоломкой.


Рис. 3. Головоломка «Пя хобцо»

Так я узнал, что многие головоломки имеют свою историю и значение, развивают смекалку и обучают ребенка каким-то навыкам, которые нужны охотнику.


ВЫВОД


В результате проведенного исследования мы узнали:

  1. В библиотеках школы и города присутствует общая информация о народе ханты и их культуре. Отсутствует информация по теме исследования;

  2. Ханты почитают животных, бережно относятся к природе;

  3. Игрушки ханты изготавливают из природного материала;

  4. Головоломка – часть культуры народа ханты. Они имеют практическое и символическое значение;

  5. Головоломки позволяют развивать логику, смекалку. Ребенок, разгадывая головоломку, может примерить разные роли (охотник – лисичка – охотник);

  6. Изготовление головоломок не требует больших затрат.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.



Заключение


Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы познакомились с культурой и обычаями народа ханты, описанными в книгах, а также в статьях сети Интернет, посетили музей природы и человека имени А.П. Ядрошникова, историко-культурный центр «Старый Сургут».

В ходе исследования мы смогли узнать, что некоторые головоломки раньше имели практическое значение. Например, «Тынзя хобцо» и «Пя хобцо», при помощи которых ханты запирали свои жилища и лабазы.

У других головоломок есть интересная история, как у палочки стоимостью пяти лошадей. Ханты до сих пор с удовольствием рассказывают про находчивого охотника и недогадливого купца.

Головоломка «Ущмаран вухсар» отличается от других тем, что изначально задумывалась как символическое соперничество охотника и лисицы. Если охотник окажется хитрее лисички, он вернется в стойбище с добычей. Если лисичка перехитрит охотника, то не будет ему в тайге удачи.

Наша гипотеза полностью подтвердилась – головоломки народа ханты являются не только развлечением для ребенка, но и учат его преодолевать трудности, а это очень важно во взрослой жизни.

Мне очень понравилось изучать головоломки народа ханты, и я хочу узнать о них еще больше. С моим научным руководителем мы готовим выступление перед классом, где я расскажу о головоломках и научу одноклассников решать их.








Список литературы


  1. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: [в 3 т. / гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Ханты-Мансийск: ИД «Сократ» 2000.

  2. http://kladraz.ru/blogs/oksana-viktorovna-vesnina/igry-i-igrushki-narodov-hanty-i-mansi.html [Электронный ресурс]

  3. https://урок.рф/library/vneklassnoe_meropriyatie_hantijskie_zabavi_11244 1.html [Электронный ресурс]

  4. https://studbooks.net/1133094/kulturologiya/traditsionnye_igry [Электронный ресурс]

  5. https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/ [Электронный ресурс]

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 [Электронный ресурс]

  7. https://goturist.ru/narod-xanty/ [Электронный ресурс]






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!