МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная деятельность
«Будущее начинается сегодня»
социально-педагогическое направление
8 класс
Тема 23. «Уровни профессиональной пригодности»
Автор-составитель:
Стафий Мария Валерьевна
учитель изобразительного искусства
2021
«Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был и целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем,
а не в его результатах».
Рейхани
Профессиональная пригодность – взаимное соответствие человека профессии .
Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.
Важное значение имеет и отношение труду, и личные качества, и здоровье. А также навыки, привычки, знания, опыт.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.
Профессиональный план – представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах роста.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
Карьера – активные достижения человеком успехов в профессиональной деятельности.
В содержание профессиональной карьеры включается получение более высокой оплаты труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватная оценка обществом трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и его дела, профессии.
Рекомендации по формированию профпригодности :
- Подробно разобрать требования избранной профессии к человеку.
- Сравнить эти требования со своими индивидуальными качествами и выявить соответствующие и несоответствующие.
- Наметить план самовоспитания и развития необходимых качеств.
Различают разные степени профессиональной пригодности человека.
- Профессиональная непригодность к конкретной профессии
О профнепригодности говорят тогда, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать её выполнению
Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. (если у человека нет способностей по изобразительному искусству, то он вряд ли станет хорошим художником, скульптором )
Для данных профессий требуется абсолютная профессиональная пригодность. (АПП)
Круг профессий с АПП: композитор, художник, архитектор, космонавт, водолаз, оператор, обслуживающий пульт управления атомной станции и др.
2 . Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
У человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей – есть только реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области. Нужно помнить, что профессиональная пригодность формируется только в профессиональной деятельности.
Профпригодность
Относительная – человек осваивает профессию медленно и с большим трудом, в некоторых видах деятельности она недопустима (летчик, оператор АЭС, монтажник—высотник, хирург
Абсолютная
3 . Соответствие конкретной профессиональной деятельности.
Человек соответствует выбранной профессии, если у него есть качества, профессионально важные для данной деятельности, есть выраженный интерес к предмету труда, профессиональное образование и опыт работы в данной области. Такому человеку можно доверить штурвал самолета, скальпель хирурга диспетчерский пульт.
4. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности.
Абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных способностей человека и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью
Не каждому дано найти свое призвание. Творцов своего дела во все времена были единицы и ценились они на вес золота.
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному.
- Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!
- Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!
Утесов опешил от такой дерзости.
- Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне.
Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: - - -- Кто вам его шил?
Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.), — гордо отвечал артист.
Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной.
Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.
Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки:
вы только в самом начале профессионального пути, вы еще не знаете, на что способны,
выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации.
Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом
Э. Фроммом
Классификация
отношения человека к труду
- Рецептивный
- Эксплуататорский
- Стяжательский
- Рыночный
- Творческий
- РЕЦЕПТИВНЫЙ или берущий тип.
Люди этого типа считают, что все им чего-то должны: деньги, работу, любовь. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они не способны принимать самостоятельные решения. Они дружелюбны, но беспомощны.
2 . Эксплуататорский или овладевающий тип
Люди этого типа стремятся использовать возможности других людей в своих целях, действуя силой или хитростью. Им нравятся люди у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги, другие люди им не интересны.
3 . Стяжательский или сберегающий тип.
Смысл жизни этих людей – накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. (А. С. Пушкин «Скупой рыцарь», Н .В. Гоголь «Мертвые души» - Плюшкин)
4. Рыночный или обменивающий тип .
Главное в жизни таких людей – карьера и деньги. У них пробивные способности, они умеют ладить с нужными людьми. Сейчас эта модель активно внедряется в сознание людей.
5. Творческий тип.
Постигают мир через любовь и разум. Человек творческого типа видит счастье в своей работе .
« То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая» - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау
- Из пяти перечисленных типов только один Фромм называет продуктивным. Как вы думаете, какой? Обоснуйте свой ответ.
Практическая работа «Мотивация выбора профессии»
Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.
Вопросы
- Интерес к содержанию профессии желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
- Стремление к совершенствованию, развитию навыков и умений в избираемо сфере трудовой деятельности.
- Убеждение, что данная профессия имеет высоки престиж в обществе.
- Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
7. Желание руководить другими людьми
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной. Интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант. Брокер).
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние свойства профессии ( быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды)
Лист ответов
А
№
ответы
Б
3
4
№
В
ответы
5
7
8
№
17
1
ответы
18
11
2
14
19
6
15
21
24
16
9
20
10
12
23
13
22
.
Результаты: подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А,Б,В) отдельно. Наибольшее количество «+» означает:
- «А» - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высоки уровень притязаний;
- «Б» - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
-«В» - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
- Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности.
2 . Важное значение имеет здоровье, личные качества, интерес к работе.
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ:
1 . Профессиональная непригодность к конкретной профессии - когда есть
отклонения в состоянии здоровья,
несовместимые с работой в той
или иной области деятельности.
2 . Профессиональная пригодность к конкретной профессии - когда у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей.
3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности – когда у человека есть качества, профессионально важные для данной деятельности, интерес, профессиональное образование.
4 . Призвание - абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, ярко выраженный интерес, граничащий с любовью.
Только один из перечисленных типов является продуктивным.
Как вы думаете какой? Обоснуйте ответ.
Как вы понимаете слова:
«Настоящая слава – это когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа»?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Спасибо за внимание!!!