Ф.И.О. учителя: Агасиева Анна Александровна
Класс: 2 «А»
Дата: 27 апреля 2022 года
Предмет: внеурочная деятельность, кружок «Почитай-ка»
Тема урока: «Уроки жизни Льва Толстого».
Цели урока:
Личностные УУД, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учеников к изучаемому предмету
Создать условия для актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
Личностные УУД, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности
Познавательные УУД, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать ту часть биографии писателя Л.Н.Толстого с творчеством данного периода. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в прочитанном или услышанном на уроке материале
Обеспечить развитие у школьников умений выделять и классифицировать понятия из ряда представленных в Листке исследователя
Познавательные УУД, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры
Содействовать развитию у школьников умений использовать наблюдение как научный метод познания
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения
Регулятивные УУД, ориентированные на развитие информационной культуры школьников
Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию
Обеспечить развитие у школьников умения работать с разными источниками информации (выступление одноклассников, рассказ учителя, , составлять , тезисы
Регулятивные УУД, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников
Создать условия для развития у школьников умений «приостанавливать» свою деятельность
Обеспечит развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого
Содействовать развитию у школьников умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия
Регулятивные УУД, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью
Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим
Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности
Коммуникативные УУД, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся
Содействовать развитию у школьников умений общаться
Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи
Задачи:
Пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
Дать детям представление о добре и зле.
Учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы.
Закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого.
Развивать речевую активность, диалоговую речь, умение выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты.
Развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения, карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки
Звучит музыка Бетховен «Лунная соната»
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы приветствуем Вас в нашей литературной гостиной. В сентябре этого года Л. Н. Толстому исполнится 194 года со дня его рождения, а в ноябре 112 лет со дня его смерти. Этим двум датам мы и посвящаем сегодняшнее мероприятие. Мы окунемся в мир добра, понимания, сочувствия. Этот мир на протяжении всей жизни выстраивал великий русский писатель Л. Н. Толстой.
Эпиграфом к нашему мероприятию возьмем слова Толстого: «Чуткому сердцу откроются тайны».
-Как вы понимаете смысл данных слов? (чуткое сердце- это отзывчивое, благородное; только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить.)
«Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости», - писал поэт А. Блок.
И у нас есть возможность отправиться сегодня в путешествие на машине времени в далекий 1890г., прямо в гости к самому писателю. Для этого мы должны закрыть глаза и сказать следующие слова:
Раз, два, три-
Машина времени, умчи
В век восемнадцатый, великий,
Писателями знаменитый!
Раз, два,три! Лети!
Можете открыть глаза- мы на месте, в Ясной поляне. Это кабинет Л.Н.Толстого. А вот и сам Лев Николаевич!
Л.Н.Т.: (удивлённо) Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я – граф Лев Николаевич Толстой. Рад приветствовать вас в своём имении Ясная Поляна. Вот только с вами я совсем не знаком. И одежда у вас какая-то странная…
Учитель. Мы ученики средней школы №3, прилетели на машине времени из далекого будущего к вам в гости! Сегодня мы подготовили урок по вашему творчеству.
Л.Н.Т.: Очень приятно, очень рад! Как всё удивительно! Я с удовольствием приму участие в таком мероприятии!
Чтец. Он был сплетеньем всех корней
России, ствол ее и крона
Певец ее трудов и дней,
Ее сермяга и корона.
В нем встретились, схлестнулись в нем
Ее дворянство и крестьянство,
В непостоянстве – день за днем-
Ее живое постоянство.
Туляк в нем видит земляка,
Родную душу – парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает,
Своею нежностью, своей
Неутомимостью, и, право,
Из-за кустов его бровей
Глядит колюче наша слава.
Ученик 1. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Родители его происходили из дворянских родов и были «люди образованные, добрые, благочистивые». Но маленький Лева рано остался сиротой: мать умерла, когда ему не исполнилось и двух лет, а в 9 лет он лишился отца. Воспитанием будущего писателя занялась тетушка.
Ученик 2. Свое детство Л. Толстой провел в Ясной Поляне: это уголок русской земли, который известен всему миру. Что значила Ясная Поляна для Толстого, хорошо сказал его сын, Сергей Львович: «Ясная Поляна не только то место, где родился Толстой, где он провёл большую часть своей жизни, где была написана большая часть его произведений, - это то место, откуда он черпал обильный материал для своего творчества, материал, вылившийся под его пером в художественные описания и образы».
Учитель. Ныне Ясная Поляна – заповедное место. Любимая и воспетая Толстым, она остается такой же дивной, как была при нем.
Чтец. ( звучит музыка Чайковский «Баркарола»)
Легкий туман над Воронкою тает,
Здесь тишина, здесь покой и простор.
Думать тебе тут никто не мешает,
Тут только птиц разговор.
Вот ты идешь по аллее тенистой.
Около елок пушистых-пушистых
Хочется сесть, отдохнуть.
Видишь: скамеечка, белые реечки,
Сядь и подумай чуть-чуть.
В жизни ты много тропинок исходишь,
Много прекраснейших мест посетишь,
Но навсегда, навсегда ты запомнишь
Яснополянскую, русскую тишь!
Учитель. Лев Толстой всегда был дружен с крестьянами, любил крестьянский труд, помогал им заботиться о детях. Героями его произведений были простые люди, крестьяне.
Ученик 3. Осенью 1859 писатель Л. Н. Толстой открыл в принадлежащей ему деревне Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению.
Ученик 4. В классе ученики рассаживались кто где хотел: на лавках, на столах, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.
Физминутка. Л.Толстой. Сейчас мы с вами поиграем в одну из таких игр :«Метелица»
Вдоль по улице метелица метет
Скоро все она дорожки заметет
Ай, жги, ай жги, говори.
Скоро все она дорожки заметёт.
(Дети делают руками быстрые движения. Как будто что-то cнадевают, как будто что-то пристёгивают.)
Запряжём мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей,
Ай, жги, ай жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
(Дети вприпрыжку бегают всё скорее и скорее.)c
Рысью друг за другом поспешим.
И скорёхонько до леса докатим.
Ай, жги, ай жги, говори.
И скорёхонько до леса докатим.
(Внезапно останавливаются, идут медленно-приехали в лес.)
Топорами мы ударим дружно в раз,
Только щепочки по лесу полетят.
(Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов устали от работы.)
А из леса мы тихонько пойдём
И в ладоши так пришлёпывать начнём.
А ногами- то притопывать все в раз.
Ну ,теперь мороз не страшен-то для нас.
Учитель. Когда Лев Толстой открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку», в которой автор использовал лучшие сказки, басни, былины, поговорки, рассказы, загадки.
Лев Николаевич Толстой написал много произведений для детей и взрослых. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всем мире.
В нашей гостиной находятся предметы, которые принадлежали героям произведений Л. Н. Толстого. Назовите этих героев. (Все предметы выложены на столе, учитель берёт по одному предмету, показывает детям:)
- узелок («Липунюшка») ;
- кувшин и камни («Галка и кувшин») ;
- слива («Косточка») ;
- грибы («Девочка и грибы») ;c
- кукла («Пожарные собаки») ;
- шапка («Филиппок») .
- Чему учат нас его рассказы? ( быть добрыми, отзывчивыми, дружными, преданными, честными, воспитанными, учат бережному отношению к природе, животным, избавится от лени и лжи)
Все произведения поучительны, они воспитывают нравственные качества как в детях, так и во взрослых.
Инсценировка рассказа «Косточка»
- Чему учит этот рассказ?( Если провинился,-надо попросить прощения. А какие слова нам в этом помогут? «Простите, я был не прав», больше такое не повторится)
- Какую пословицу вы подобрали бы к этому произведению? ( На воре и шапка горит. Кто сегодня обманывает, тому и завтра не поверят).
-Какой еще рассказ Толстого мы можем соотнести с этими пословицами? (Лгун)
Давайте мы его вспомним! ( пересказ)
Ребята, у вас в конверте находится текст. Вставьте где нужно буквы и прочитайте.
Стар… саж… ябло….
Ему сказа….:
— Заче.. тебе эти ябло…? Долго жда… с этих ябло… плод… , и ты не съешь с них яблоч….
Стари.. сказ…:
— Я не съем, други.. съед…, мне спаси… скаж…..
-Чему учит это произведение?
Викторина по произведениям Л.Н. Толстого
Учитель. Сейчас я проведу викторину по произведениям писателя. Ваша задача назвать произведение , отрывки из которых вы сейчас услышите
2) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду , но им было тесно в парусе , и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.» (Акула).
3) «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода , весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.» (Прыжок).
4) «Отец приказал сыновьям , чтобы жили в согласии ; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте! (Басня «Отец и сыновья».
5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей , он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть , а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». (Лев и собачка.)
6) «Одна девочка ушла из дома в лес . В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой , да не нашла…» ( Три медведя.)
7) « Охотник подскакал и отогнал собак ; а Вася принёс котёнка и уж больше не брал его с собой в поле». ( Котёнок.)
8) «Муравей спустился к ручью : захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила». (Муравей и голубка.)
9) «И ему дали сто рублей и ещё сто рублей за умную выдумку». (Как мужик убрал камень.»)
10) «Одна из внучек Маша , ей было 3 года , открыла печку , набрала угольев в черепок и ушла в сени. А в сенях лежали снопы. ( Пожар)
Учитель. Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначение человека на земле. Зачем он живет? Какой след должен оставить после себя?
У вас на столе лежат синие листочки, на них записаны уроки жизни, которые составил Л. Н. Толстой для своего внука Сережи.
Толстой: Прочитайте их, ребята!
Уроки жизни Льва Толстого.
Делай всё по возможности сам, не будь «барином».
Не будь назойлив.
Будь внимательным.
Не надо жадничать.
Не нервничай, держи себя в руках.
Будь твёрд и стоек.
В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
Будь организованным.
Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
10.Имей собственное мнение.
Толстой. Запомните их, старайтесь им следовать!
Звучит музыка Ф. Лист «Утешения»
Чтец . К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру: «Вези!»
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Как он сидит нахмурив брови
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
Чтец. И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
... Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
Учитель. Что ж , ребята вот и настала пора проститься со Львом Николаевичем и отправиться в обратный путь. Спасибо Вам , Лев Николаевич, за теплый прием в своем имении. Нам очень понравилось у вас.
Л.Н.Т.: Мне тоже очень понравилось с вами! Я благодарю вас за такой великолепный подарок! Вы хорошо знаете мои произведения. Они учат добру и справедливости. Помните мои советы и пользуйтесь ими в своей жизни! До свидания, ребята!
Учитель. А сейчас , ребята, крепко закройте глаза и повторите за мной:
Раз, два, три
Машина времени, обратно
В 21 век нас унеси!
Учитель. Вот мы и вернулись в наш класс.
Составление кластера.
К то такой Л.Н.Толстой?
Что он писал?
О чем он писал?
Чему учат его произведения?
Учитель. Л.Н. Толстой призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссорится.
- посмотрите, что у меня в руках? ( зеленая палочка)
Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Он верил, кто найдет-будет счаслив, желания его исполнятся. Давайте с вами представим, именно мы ее нашли, загадайте желание! Пусть оно обязательно у вас исполнится!
Надеюсь, на сегодняшнем мероприятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!
Звучит музыка Бах «Сюита»
И в завершение нашего мероприятия –стихотворение, которое будет вам напутствием :
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!