СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки жизни Льва Толстого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого

Просмотр содержимого документа
«Уроки жизни Льва Толстого»



  1. Ф.И.О. учителя: Агасиева Анна Александровна

  2. Класс: 2 «А»

  3. Дата: 27 апреля 2022 года

  4. Предмет: внеурочная деятельность, кружок «Почитай-ка»

  5. Тема урока: «Уроки жизни Льва Толстого».

  6. Цели урока:

Личностные УУД, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учеников к изучаемому предмету

  • Создать условия для актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы

  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала

Личностные УУД, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности

  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Познавательные УУД, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры

  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст

  • Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать ту часть биографии писателя Л.Н.Толстого с творчеством данного периода. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в прочитанном или услышанном на уроке материале

  • Обеспечить развитие у школьников умений выделять и классифицировать понятия из ряда представленных в Листке исследователя

Познавательные УУД, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры

  • Содействовать развитию у школьников умений использовать наблюдение как научный метод познания

  • Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Регулятивные УУД, ориентированные на развитие информационной культуры школьников

  • Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию

  • Обеспечить развитие у школьников умения работать с разными источниками информации (выступление одноклассников, рассказ учителя, , составлять , тезисы

Регулятивные УУД, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников

  • Создать условия для развития у школьников умений «приостанавливать» свою деятельность

  • Обеспечит развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого

  • Содействовать развитию у школьников умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия

Регулятивные УУД, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью

  • Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность

  • Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим

  • Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности

Коммуникативные УУД, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся

  • Содействовать развитию у школьников умений общаться

  • Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи









Задачи:

  • Пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.

  • Дать детям представление о добре и зле.

  • Учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы.

  • Закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого.

  • Развивать речевую активность, диалоговую речь, умение выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты.

  • Развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения, карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки















Звучит музыка Бетховен «Лунная соната»

Учитель. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы приветствуем Вас в нашей литературной гостиной. В сентябре этого года Л. Н. Толстому исполнится 194 года со дня его рождения, а в ноябре 112 лет со дня его смерти. Этим двум датам мы и посвящаем сегодняшнее мероприятие. Мы окунемся в мир добра, понимания, сочувствия. Этот мир на протяжении всей жизни выстраивал великий русский писатель Л. Н. Толстой.

Эпиграфом к нашему мероприятию возьмем слова Толстого: «Чуткому сердцу откроются тайны».

-Как вы понимаете смысл данных слов? (чуткое сердце- это отзывчивое, благородное; только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить.)

«Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости», - писал поэт А. Блок.

И у нас есть возможность отправиться сегодня в путешествие на машине времени в далекий 1890г., прямо в гости к самому писателю. Для этого мы должны закрыть глаза и сказать следующие слова:

Раз, два, три-

Машина времени, умчи

В век восемнадцатый, великий,

Писателями знаменитый!

Раз, два,три! Лети!


Можете открыть глаза- мы на месте, в Ясной поляне. Это кабинет Л.Н.Толстого. А вот и сам Лев Николаевич!

Л.Н.Т.: (удивлённо) Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я – граф Лев Николаевич Толстой. Рад приветствовать вас в своём имении Ясная Поляна. Вот только с вами я совсем не знаком. И одежда у вас какая-то странная…

Учитель. Мы ученики средней школы №3, прилетели на машине времени из далекого будущего к вам в гости! Сегодня мы подготовили урок по вашему творчеству.


Л.Н.Т.: Очень приятно, очень рад! Как всё удивительно! Я с удовольствием приму участие в таком мероприятии!








Чтец. Он был сплетеньем всех корней

России, ствол ее и крона

Певец ее трудов и дней,

Ее сермяга и корона.

В нем встретились, схлестнулись в нем

Ее дворянство и крестьянство,

В непостоянстве – день за днем-

Ее живое постоянство.

Туляк в нем видит земляка,

Родную душу – парижанин.

Рабочая его рука

Своею мощью поражает,

Своею нежностью, своей

Неутомимостью, и, право,

Из-за кустов его бровей

Глядит колюче наша слава.



Ученик 1. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Родители его происходили из дворянских родов и были «люди образованные, добрые, благочистивые». Но маленький Лева рано остался сиротой: мать умерла, когда ему не исполнилось и двух лет, а в 9 лет он лишился отца. Воспитанием будущего писателя занялась тетушка.



Ученик 2. Свое детство Л. Толстой провел в Ясной Поляне: это уголок русской земли, который известен всему миру. Что значила Ясная Поляна для Толстого, хорошо сказал его сын, Сергей Львович: «Ясная Поляна не только то место, где родился Толстой, где он провёл большую часть своей жизни, где была написана большая часть его произведений, - это то место, откуда он черпал обильный материал для своего творчества, материал, вылившийся под его пером в художественные описания и образы».

Учитель. Ныне Ясная Поляна – заповедное место. Любимая и воспетая Толстым, она остается такой же дивной, как была при нем.



Чтец. ( звучит музыка Чайковский «Баркарола»)

Легкий туман над Воронкою тает,
Здесь тишина, здесь покой и простор.
Думать тебе тут никто не мешает,
Тут только птиц разговор.
Вот ты идешь по аллее тенистой.
Около елок пушистых-пушистых
Хочется сесть, отдохнуть.
Видишь: скамеечка, белые реечки,
Сядь и подумай чуть-чуть.
В жизни ты много тропинок исходишь,
Много прекраснейших мест посетишь,
Но навсегда, навсегда ты запомнишь
Яснополянскую, русскую тишь!

Учитель. Лев Толстой всегда был дружен с крестьянами, любил крестьянский труд, помогал им заботиться о детях. Героями его произведений были простые люди, крестьяне.

Ученик 3. Осенью 1859 писатель Л. Н. Толстой открыл в принадлежащей ему деревне Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению.

Ученик 4. В классе ученики рассаживались кто где хотел: на лавках, на столах, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.

Физминутка. Л.Толстой. Сейчас мы с вами поиграем в одну из таких игр :«Метелица»

Вдоль по улице метелица метет

Скоро все она дорожки заметет

Ай, жги, ай жги, говори.

Скоро все она дорожки заметёт.

(Дети делают руками быстрые движения. Как будто что-то cнадевают, как будто что-то пристёгивают.)

Запряжём мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей,

Ай, жги, ай жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети вприпрыжку бегают всё скорее и скорее.)c

Рысью друг за другом поспешим.

И скорёхонько до леса докатим.

Ай, жги, ай жги, говори.

И скорёхонько до леса докатим.

(Внезапно останавливаются, идут медленно-приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно в раз,

Только щепочки по лесу полетят.

(Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов устали от работы.)

А из леса мы тихонько пойдём

И в ладоши так пришлёпывать начнём.

А ногами- то притопывать все в раз.

Ну ,теперь мороз не страшен-то для нас.


Учитель. Когда Лев Толстой открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку», в которой автор использовал лучшие сказки, басни, былины, поговорки, рассказы, загадки.

Лев Николаевич Толстой написал много произведений для детей и взрослых. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всем мире.

В нашей гостиной находятся предметы, которые принадлежали героям произведений Л. Н. Толстого. Назовите этих героев. (Все предметы выложены на столе, учитель берёт по одному предмету, показывает детям:) 
- узелок («Липунюшка») ;
- кувшин и камни («Галка и кувшин») ;
- слива («Косточка») ;
- грибы («Девочка и грибы») ;c
- кукла («Пожарные собаки») ;
- шапка («Филиппок») .


- Чему учат нас его рассказы? ( быть добрыми, отзывчивыми, дружными, преданными, честными, воспитанными, учат бережному отношению к природе, животным, избавится от лени и лжи)

Все произведения поучительны, они воспитывают нравственные качества как в детях, так и во взрослых.



Инсценировка рассказа «Косточка»

- Чему учит этот рассказ?( Если провинился,-надо попросить прощения. А какие слова нам в этом помогут? «Простите, я был не прав», больше такое не повторится)

- Какую пословицу вы подобрали бы к этому произведению? ( На воре и шапка горит. Кто сегодня обманывает, тому и завтра не поверят).

-Какой еще рассказ Толстого мы можем соотнести с этими пословицами? (Лгун)

Давайте мы его вспомним! ( пересказ)

Ребята, у вас в конверте находится текст. Вставьте где нужно буквы и прочитайте.

Стар… саж… ябло….

Ему сказа….:

— Заче.. тебе эти ябло…? Долго жда… с этих ябло… плод… , и ты не съешь с них яблоч….

Стари.. сказ…:

— Я не съем, други.. съед…, мне спаси… скаж…..

-Чему учит это произведение?



Викторина по произведениям Л.Н. Толстого



Учитель. Сейчас я проведу викторину по произведениям писателя. Ваша задача назвать произведение , отрывки из которых вы сейчас услышите

2) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду , но им было тесно в парусе , и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.» (Акула).

3) «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода , весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.» (Прыжок).

4) «Отец приказал сыновьям , чтобы жили в согласии ; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте! (Басня «Отец и сыновья».

5) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей , он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть , а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». (Лев и собачка.)

6) «Одна девочка ушла из дома в лес . В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой , да не нашла…» ( Три медведя.)

7) « Охотник подскакал и отогнал собак ; а Вася принёс котёнка и уж больше не брал его с собой в поле». ( Котёнок.)

8) «Муравей спустился к ручью : захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила». (Муравей и голубка.)

9) «И ему дали сто рублей и ещё сто рублей за умную выдумку». (Как мужик убрал камень.»)

10) «Одна из внучек Маша , ей было 3 года , открыла печку , набрала угольев в черепок и ушла в сени. А в сенях лежали снопы. ( Пожар)

Учитель. Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначение человека на земле. Зачем он живет? Какой след должен оставить после себя?

У вас на столе лежат синие листочки, на них записаны уроки жизни, которые составил Л. Н. Толстой для своего внука Сережи.

Толстой: Прочитайте их, ребята!

Уроки жизни Льва Толстого.

  1. Делай всё по возможности сам, не будь «барином».

  2. Не будь назойлив.

  3. Будь внимательным.

  4. Не надо жадничать.

  5. Не нервничай, держи себя в руках.

  6. Будь твёрд и стоек.

  7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.

  8. Будь организованным.

  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

10.Имей собственное мнение.

Толстой. Запомните их, старайтесь им следовать!

Звучит музыка Ф. Лист «Утешения»

Чтец . К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру: «Вези!»
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.

Как он сидит нахмурив брови

За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.


Чтец. И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
... Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.


Учитель. Что ж , ребята вот и настала пора проститься со Львом Николаевичем и отправиться в обратный путь. Спасибо Вам , Лев Николаевич, за теплый прием в своем имении. Нам очень понравилось у вас.

Л.Н.Т.: Мне тоже очень понравилось с вами! Я благодарю вас за такой великолепный подарок! Вы хорошо знаете мои произведения. Они учат добру и справедливости. Помните мои советы и пользуйтесь ими в своей жизни! До свидания, ребята!

Учитель. А сейчас , ребята, крепко закройте глаза и повторите за мной:

Раз, два, три

Машина времени, обратно

В 21 век нас унеси!

Учитель. Вот мы и вернулись в наш класс.



Составление кластера.

К то такой Л.Н.Толстой?

Что он писал?

О чем он писал?

Чему учат его произведения?


Учитель. Л.Н. Толстой призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссорится.

- посмотрите, что у меня в руках? ( зеленая палочка)

Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Он верил, кто найдет-будет счаслив, желания его исполнятся. Давайте с вами представим, именно мы ее нашли, загадайте желание! Пусть оно обязательно у вас исполнится!

Надеюсь, на сегодняшнем мероприятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!


Звучит музыка Бах «Сюита»

И в завершение нашего мероприятия –стихотворение, которое будет вам напутствием :


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!