Уроки здоровья и их влияние на формирование культуры здорового образа жизни учащихся
Существенным элементом, позволяющим судить об уровне культуры ЗОЖ личности являются знания. В процессе их усвоения осознается сама суть валеологической проблемы, вырабатываются привычки, навыки, опыт организации здравосозидательной деятельности.
В учебные планы целого ряда профессий и специальностей включена дисциплина «Основы здорового образа жизни» (профессии «Закройщик», «Секретарь-референт», «Портной»; специальности «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология швейных изделий», 2014 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», 1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (Приложение 1).
У студентов, обучающихся по педагогическом специальностям, содержание валеологических знаний является частью курса: «Основы здорового образа жизни и анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста» и входит в блок обязательной медико-биологической подготовки.
Уроки «здоровья» достигают своего назначения, если на вооружение берутся активные формы и методы обучения: минуты релаксации, тренинги, физзарядка для глаз. Интересен опыт проведения уроков-практикумов: «Рациональное питание», «Уроки дыхания», «Самомассаж», «Упражнения на расслабление». Таким образом, уроки «здоровья» мы рассматриваем прежде всего как практикоориентированное, позволяющими овладеть навыками саморегуляции, оценки состояния собственного здоровья, определить нарушения в опорно-двигательной системе (плоскостопие, нарушения осанки), получить навыки приготовления полезных для здоровья блюд.
Важнейший элемент любого урока «здоровья» - создание мотивации, детановки на здоровую жизнь, на гармонизацию отношений с окружающим природным и социальным миром.
В помощь учащимся и преподавателям колледжа разработано методическое пособие «Основы здорового образа жизни». В нем собран большой фактический материал о состоянии населения г. Георгиевска и Георгиевского района, задания для самопроверки, практические работы по оценке состояния здоровья. Факты и примеры, взятые из ближайшего окружения мы используем, чтобы сформировать мотивации, лежащие в основе стиля здоровой жизни (Приложение 2).
В формировании культуры здоровья, на наш взгляд, большую роль может сыграть эколого-валеологическая направленность в выборе тематики исследовательских работ. Работа в творческих группах позволяет удовлетворить потребность человека в самореализации. Проведение собственных исследований, овладение практическими умениями по изучению состояния своего здоровья, организация элементарного мониторинга состояния окружающей среды и выявление его влияния на организм человека – все это дает большой эффект в плане формирования культуры здорового образа жизни у студентов колледжа.
Оценить эффективность включения в воспитательно-образовательный процесс уроков «Здорового образа жизни» позволило проведение анкетирования и анализ его результатов. В качестве экспериментальной группы выступали учащиеся, обучавшиеся по программе специального курса, а в качестве контрольной – те студенты, которые данную дисциплину не изучали.
Учащимся колледжа предлагалась анкета, содержание которой приведено в Приложении.
Экспериментальная работа по формированию культуры здорового образа жизни в целом дала положительные результаты. Основными задачами спецкурса являлись:
формирование субъективной ценностной картины, где собственное здоровье стоит на одном из первых мест;
привитие интереса к систематической физкультурной деятельности;
формирование моральных качеств;
развитие психических процессов;
развитие способностей личности учащихся колледжа;
формирование устойчивого мировоззрения учащихся по проблемам, касающимся здорового образа жизни.
Таблица 1 – Сводные итоговые данные результатов анкетирования
№ п/п | Вопросы и варианты ответов | Экспериментальная группа в % | Контрольная группа в % |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Как вы оцениваете свое здоровье? | | |
а) | совершенно здоров | 54,3 | 46,7 |
б) | здоровье удовлетворительное | 20,4 | 21,2 |
в) | затрудняюсь ответить | 11 | 16 |
г) | не могу похвалиться здоровьем | 12 | 14 |
д) | совсем плохое здоровье | 2,3 | 2,1 |
2. | Когда Вы последний раз проверяли здоровье? | | |
а) | в этом году | 20 | 5 |
б) | 1 год назад | 32 | 24 |
в) | 3 года назад | 10 | 28 |
г) | не могу сказать | 38 | 43 |
3. | Где Вы занимаетесь физической культурой? | | |
а) | по месту учебы | 55 | 43,4 |
б) | по месту жительства | 22,2 | 31,1 |
в) | в другом месте | 17,4 | 16 |
г) | не занимаюсь | 5,4 | 8,5 |
4. | Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями? | | |
а) | 4 раза в неделю | 13 | 2 |
б) | 2-3 раза в неделю | 81 | 65 |
в) | 1 раз в неделю | 4,5 | 27,6 |
г) | не занимаюсь | 1,5 | 5,4 |
5. | Каковы мотивы Ваших занятий? | | |
а) | стремление повысить уровень физических качеств | 38,8 | 11,6 |
б) | желание иметь красивую фигуру | 234 | 35,4 |
в) | желание укрепить здоровье | 37,8 | 34,2 |
г) | иные мотивы | - | 19,8 |
6. | Употребляете ли Вы спиртные напитки? | | |
а) | часто | 0,4 | 1,7 |
б) | по праздникам | 11,6 | 18 |
в) | пробовал | 26,8 | 24,5 |
г) | не употреблял, не пробовал | 61,2 | 55,8 |
7. | Курите ли Вы? | | |
а) | часто | 0,3 | 0,5 |
б) | иногда | 7,3 | 9 |
в) | пробовал | 62,5 | 64,3 |
г) | не курю | 28,0 | 28,1 |
8. | Знаете ли Вы, что значит вести здоровый образ жизни? | | |
а) | да | 62,5 | 38,7 |
б) | имею общее представление | 37,5 | 34,3 |
в) | затрудняюсь ответить | - | 24,7 |
г) | нет | - | 23 |
9. | Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни? | | |
а) | от родителей | 44,3 | 41,3 |
б) | из газет, книг, СМИ | 35,7 | 23,7 |
в) | от друзей | 12 | 35 |
г) | на уроках «здорового образа жизни» | 63,3 | - |
10. | Можете ли Вы сказать себе, что ведете здоровый образ жизни? | | |
а) | да | 43,2 | 42,1 |
б) | скорее да, чем нет | 42,9 | 35,6 |
в) | затрудняюсь ответить | 13,9 | 10 |
г) | скорее нет | 8 | 7,9 |
д) | нет | - | 3,4 |
Анализ результатов анкетирования позволяет оценить значение преподавания курса «Основы здорового образа жизни». Результаты контрольного этапа исследования показывают, что в ходе эксперимента количество учащихся, которые могут дать объективную оценку своему здоровью увеличилось. Учащиеся экспериментальной группы большее предпочтение отдают урокам физической культуры, уделяя при этом особое место самостоятельным занятиям в спортивных секциях, участию в соревнованиях. Заметно увеличился количественный состав в спортивных секциях колледжа (на начало эксперимента 64 человека – на контрольном – 97.
Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали осведомленность об основных положениях здорового образа жизни на 34% больше, чем контрольной. Можно утверждать, что учащиеся экспериментальной группы более осознанно относятся к своему здоровью, применяют полученные валеологические знания на практике, положительно оценивают влияние курса «Основы здорового образа жизни».
Результаты сравнительного анализа дают возможность констатировать, что введение в учебные планы специального курса «Основы здорового образа жизни» дает позитивный результат. При этом важными условиями эффективности уроков «здоровья» являются целенаправленность, преемственность, эмоциональность, содержательность, широкая пропаганда и информирование полезного для здоровья образа жизни.
Заключение
Изучение научно-методической литературы, ознакомление с имеющимися психолого-педагогическими исследованиями по проблеме формирования культуры здоровья, здорового образа жизни, анализ опыта разработки и практической реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности образовательных учреждений, позволяют сформулировать определенные выводы.
Анализ категории «здоровье» позволяет рассматривать здоровье как такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной и социальной окружающей среде.
«Здоровый образ жизни» мы рассматриваем как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Культура здорового образа жизни личности может быть представлена двумя компонентами: мотивационно-ценностным и когнитивным, которые характеризуют особенности психических процессов, а также знания и степень их научности, убеждения и потребности, способности и задатки, индивидуальные свойства и характеристики личности.
Все это позволяет рассматривать культуру здорового образа жизни не только как присвоение на личностном уровне концепций здоровья, но и следование индивидуальной концепции здорового образа жизни, реализацию программы самообразования.
Анализ результатов проведенной работы позволяет определить, что процесс формирования культуры здорового образа жизни предполагает учет воздействия внешних и внутренних факторов, а также объективных условий, которые образуют целостную структуру и определяют возможность алгоритма здоровьесберегающих технологий.
Результативность формирования культуры здорового образа жизни зависит от целого ряда психолого-педагогических условий:
создания материально-развивающей среды;
научно-методического обеспечения процесса, направленного на формирование здорового образа жизни;
профессиональная компетентность педагогов;
педагогическая культура родителей;
реализация технологий, адаптированных к условиям конкретного учебного заведения;
осознанное отношение личности к своему здоровью;
субъективные ценностные ориентиры личности.
Целью введения специальных курсов «Основы здорового образа жизни» мы считаем выявление интеллектуальных и валеологических особенностей учащихся, формирование у них позитивного отношения к себе как уникальной, саморазвивающейся личности.
Необходимо отметить, что уроки «Основ здорового образа жизни», проводимые в нетрадиционной форме, со сменой видов деятельности, включением практических упражнений и тренингов, не увеличивают нагрузку на учащихся. Кроме того, создается возможность привлечения учащихся и студентов колледжа к поисковой и исследовательской деятельности.
Студенты в процессе изучения курса «Основы здорового образа жизни» включались в работу по таким проблемам, как «Экология квартиры», «Экология города», «Демография человечества», «Химическое загрязнение среды и здоровье человека», «Экологическая оценка состояния среды микрорайона», «Анализ пылевого загрязнения атмосферы», «Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация).
Работа в творческих группах, самостоятельная поисковая деятельность с исследовательской направленностью представляет одну из форм учебного процесса, которая позволяет удовлетворить потребность человека в творчестве. Полученные практические умения по изучению собственного здоровья, организации элементарного мониторинга состояния окружающей среды и здоровья человека лучше любых слов убеждают в необходимости разумно организовывать свое жизненное пространство и образ жизни. Знание, понимание и применение – эти три ключевых момента валеологического образования находят реализацию в процессе организации исследовательской деятельности. Мы видим большой потенциал этой формы работы со студентами и учащимися колледжа в плане формирования культуры здорового образа жизни.
Результат проведенных исследований по важнейшему нравственно-ценностному направлению развития личности, каким является здоровый образ жизни, позволяют сделать вывод о их теоретической и практической значимости, актуальности и убеждают в необходимости продолжать работу по данной проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
Приложение
Анкета
Уважаемый друг!
В колледже проводится опрос, целью которого является определение Вашего отношения к проблеме здорового образа жизни. Просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводится анонимно.
При заполнении анкеты внимательно прочитайте вопрос и выберите ответ, наиболее соответствующий Вашему мнению.
Заранее благодарим за участие.
1. | Как вы оцениваете свое здоровье? |
а) | совершенно здоров |
б) | здоровье удовлетворительное |
в) | затрудняюсь ответить |
г) | не могу похвалиться здоровьем |
д) | совсем плохое здоровье |
2. | Когда Вы последний раз проверяли здоровье? |
а) | в этом году |
б) | 1 год назад |
в) | 3 года назад |
г) | не могу сказать |
3. | Где Вы занимаетесь физической культурой? |
а) | по месту учебы |
б) | по месту жительства |
в) | в другом месте |
г) | не занимаюсь |
4. | Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями? |
а) | 4 раза в неделю |
б) | 2-3 раза в неделю |
в) | 1 раз в неделю |
г) | не занимаюсь |
5. | Каковы мотивы Ваших занятий? |
а) | стремление повысить уровень физических качеств |
б) | желание иметь красивую фигуру |
в) | желание укрепить здоровье |
г) | иные мотивы |
6. | Употребляете ли Вы спиртные напитки? |
а) | часто |
б) | по праздникам |
в) | пробовал |
г) | не употреблял, не пробовал |
7. | Курите ли Вы? |
а) | часто |
б) | иногда |
в) | пробовал |
г) | не курю |
8. | Знаете ли Вы, что значит вести здоровый образ жизни? |
а) | да |
б) | имею общее представление |
в) | затрудняюсь ответить |
г) | Нет |
9. | Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни? |
а) | от родителей |
б) | из газет, книг, СМИ |
в) | от друзей |
г) | на уроках «здорового образа жизни» |
10. | Можете ли Вы сказать себе, что ведете здоровый образ жизни? |
а) | да |
б) | скорее да, чем нет |
в) | затрудняюсь ответить |
г) | скорее нет |
д) | нет |