СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки здоровья и их влияние на формирование культуры здорового образа жизни учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная работа по формимрованию здорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Уроки здоровья и их влияние на формирование культуры здорового образа жизни учащихся»

Уроки здоровья и их влияние на формирование культуры здорового образа жизни учащихся


Существенным элементом, позволяющим судить об уровне культуры ЗОЖ личности являются знания. В процессе их усвоения осознается сама суть валеологической проблемы, вырабатываются привычки, навыки, опыт организации здравосозидательной деятельности.

В учебные планы целого ряда профессий и специальностей включена дисциплина «Основы здорового образа жизни» (профессии «Закройщик», «Секретарь-референт», «Портной»; специальности «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология швейных изделий», 2014 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», 1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (Приложение 1).

У студентов, обучающихся по педагогическом специальностям, содержание валеологических знаний является частью курса: «Основы здорового образа жизни и анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста» и входит в блок обязательной медико-биологической подготовки.

Уроки «здоровья» достигают своего назначения, если на вооружение берутся активные формы и методы обучения: минуты релаксации, тренинги, физзарядка для глаз. Интересен опыт проведения уроков-практикумов: «Рациональное питание», «Уроки дыхания», «Самомассаж», «Упражнения на расслабление». Таким образом, уроки «здоровья» мы рассматриваем прежде всего как практикоориентированное, позволяющими овладеть навыками саморегуляции, оценки состояния собственного здоровья, определить нарушения в опорно-двигательной системе (плоскостопие, нарушения осанки), получить навыки приготовления полезных для здоровья блюд.

Важнейший элемент любого урока «здоровья» - создание мотивации, детановки на здоровую жизнь, на гармонизацию отношений с окружающим природным и социальным миром.

В помощь учащимся и преподавателям колледжа разработано методическое пособие «Основы здорового образа жизни». В нем собран большой фактический материал о состоянии населения г. Георгиевска и Георгиевского района, задания для самопроверки, практические работы по оценке состояния здоровья. Факты и примеры, взятые из ближайшего окружения мы используем, чтобы сформировать мотивации, лежащие в основе стиля здоровой жизни (Приложение 2).

В формировании культуры здоровья, на наш взгляд, большую роль может сыграть эколого-валеологическая направленность в выборе тематики исследовательских работ. Работа в творческих группах позволяет удовлетворить потребность человека в самореализации. Проведение собственных исследований, овладение практическими умениями по изучению состояния своего здоровья, организация элементарного мониторинга состояния окружающей среды и выявление его влияния на организм человека – все это дает большой эффект в плане формирования культуры здорового образа жизни у студентов колледжа.

Оценить эффективность включения в воспитательно-образовательный процесс уроков «Здорового образа жизни» позволило проведение анкетирования и анализ его результатов. В качестве экспериментальной группы выступали учащиеся, обучавшиеся по программе специального курса, а в качестве контрольной – те студенты, которые данную дисциплину не изучали.

Учащимся колледжа предлагалась анкета, содержание которой приведено в Приложении.

Экспериментальная работа по формированию культуры здорового образа жизни в целом дала положительные результаты. Основными задачами спецкурса являлись:

  • формирование субъективной ценностной картины, где собственное здоровье стоит на одном из первых мест;

  • привитие интереса к систематической физкультурной деятельности;

  • формирование моральных качеств;

  • развитие психических процессов;

  • развитие способностей личности учащихся колледжа;

  • формирование устойчивого мировоззрения учащихся по проблемам, касающимся здорового образа жизни.

Таблица 1 – Сводные итоговые данные результатов анкетирования


п/п

Вопросы и варианты ответов

Экспериментальная группа в %

Контрольная группа в %

1

2

3

4

1.

Как вы оцениваете свое здоровье?



а)

совершенно здоров

54,3

46,7

б)

здоровье удовлетворительное

20,4

21,2

в)

затрудняюсь ответить

11

16

г)

не могу похвалиться здоровьем

12

14

д)

совсем плохое здоровье

2,3

2,1

2.

Когда Вы последний раз проверяли здоровье?



а)

в этом году

20

5

б)

1 год назад

32

24

в)

3 года назад

10

28

г)

не могу сказать

38

43

3.

Где Вы занимаетесь физической культурой?



а)

по месту учебы

55

43,4

б)

по месту жительства

22,2

31,1

в)

в другом месте

17,4

16

г)

не занимаюсь

5,4

8,5

4.

Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?



а)

4 раза в неделю

13

2

б)

2-3 раза в неделю

81

65

в)

1 раз в неделю

4,5

27,6

г)

не занимаюсь

1,5

5,4

5.

Каковы мотивы Ваших занятий?



а)

стремление повысить уровень физических качеств

38,8

11,6

б)

желание иметь красивую фигуру

234

35,4

в)

желание укрепить здоровье

37,8

34,2

г)

иные мотивы

-

19,8

6.

Употребляете ли Вы спиртные напитки?



а)

часто

0,4

1,7

б)

по праздникам

11,6

18

в)

пробовал

26,8

24,5

г)

не употреблял, не пробовал

61,2

55,8

7.

Курите ли Вы?



а)

часто

0,3

0,5

б)

иногда

7,3

9

в)

пробовал

62,5

64,3

г)

не курю

28,0

28,1

8.

Знаете ли Вы, что значит вести здоровый образ жизни?



а)

да

62,5

38,7

б)

имею общее представление

37,5

34,3

в)

затрудняюсь ответить

-

24,7

г)

нет

-

23

9.

Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?



а)

от родителей

44,3

41,3

б)

из газет, книг, СМИ

35,7

23,7

в)

от друзей

12

35

г)

на уроках «здорового образа жизни»

63,3

-

10.

Можете ли Вы сказать себе, что ведете здоровый образ жизни?



а)

да

43,2

42,1

б)

скорее да, чем нет

42,9

35,6

в)

затрудняюсь ответить

13,9

10

г)

скорее нет

8

7,9

д)

нет

-

3,4


Анализ результатов анкетирования позволяет оценить значение преподавания курса «Основы здорового образа жизни». Результаты контрольного этапа исследования показывают, что в ходе эксперимента количество учащихся, которые могут дать объективную оценку своему здоровью увеличилось. Учащиеся экспериментальной группы большее предпочтение отдают урокам физической культуры, уделяя при этом особое место самостоятельным занятиям в спортивных секциях, участию в соревнованиях. Заметно увеличился количественный состав в спортивных секциях колледжа (на начало эксперимента 64 человека – на контрольном – 97.

Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали осведомленность об основных положениях здорового образа жизни на 34% больше, чем контрольной. Можно утверждать, что учащиеся экспериментальной группы более осознанно относятся к своему здоровью, применяют полученные валеологические знания на практике, положительно оценивают влияние курса «Основы здорового образа жизни».

Результаты сравнительного анализа дают возможность констатировать, что введение в учебные планы специального курса «Основы здорового образа жизни» дает позитивный результат. При этом важными условиями эффективности уроков «здоровья» являются целенаправленность, преемственность, эмоциональность, содержательность, широкая пропаганда и информирование полезного для здоровья образа жизни.

Заключение


Изучение научно-методической литературы, ознакомление с имеющимися психолого-педагогическими исследованиями по проблеме формирования культуры здоровья, здорового образа жизни, анализ опыта разработки и практической реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности образовательных учреждений, позволяют сформулировать определенные выводы.

Анализ категории «здоровье» позволяет рассматривать здоровье как такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной и социальной окружающей среде.

«Здоровый образ жизни» мы рассматриваем как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Культура здорового образа жизни личности может быть представлена двумя компонентами: мотивационно-ценностным и когнитивным, которые характеризуют особенности психических процессов, а также знания и степень их научности, убеждения и потребности, способности и задатки, индивидуальные свойства и характеристики личности.

Все это позволяет рассматривать культуру здорового образа жизни не только как присвоение на личностном уровне концепций здоровья, но и следование индивидуальной концепции здорового образа жизни, реализацию программы самообразования.

Анализ результатов проведенной работы позволяет определить, что процесс формирования культуры здорового образа жизни предполагает учет воздействия внешних и внутренних факторов, а также объективных условий, которые образуют целостную структуру и определяют возможность алгоритма здоровьесберегающих технологий.

Результативность формирования культуры здорового образа жизни зависит от целого ряда психолого-педагогических условий:

  • создания материально-развивающей среды;

  • научно-методического обеспечения процесса, направленного на формирование здорового образа жизни;

  • профессиональная компетентность педагогов;

  • педагогическая культура родителей;

  • реализация технологий, адаптированных к условиям конкретного учебного заведения;

  • осознанное отношение личности к своему здоровью;

  • субъективные ценностные ориентиры личности.

Целью введения специальных курсов «Основы здорового образа жизни» мы считаем выявление интеллектуальных и валеологических особенностей учащихся, формирование у них позитивного отношения к себе как уникальной, саморазвивающейся личности.

Необходимо отметить, что уроки «Основ здорового образа жизни», проводимые в нетрадиционной форме, со сменой видов деятельности, включением практических упражнений и тренингов, не увеличивают нагрузку на учащихся. Кроме того, создается возможность привлечения учащихся и студентов колледжа к поисковой и исследовательской деятельности.

Студенты в процессе изучения курса «Основы здорового образа жизни» включались в работу по таким проблемам, как «Экология квартиры», «Экология города», «Демография человечества», «Химическое загрязнение среды и здоровье человека», «Экологическая оценка состояния среды микрорайона», «Анализ пылевого загрязнения атмосферы», «Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация).

Работа в творческих группах, самостоятельная поисковая деятельность с исследовательской направленностью представляет одну из форм учебного процесса, которая позволяет удовлетворить потребность человека в творчестве. Полученные практические умения по изучению собственного здоровья, организации элементарного мониторинга состояния окружающей среды и здоровья человека лучше любых слов убеждают в необходимости разумно организовывать свое жизненное пространство и образ жизни. Знание, понимание и применение – эти три ключевых момента валеологического образования находят реализацию в процессе организации исследовательской деятельности. Мы видим большой потенциал этой формы работы со студентами и учащимися колледжа в плане формирования культуры здорового образа жизни.

Результат проведенных исследований по важнейшему нравственно-ценностному направлению развития личности, каким является здоровый образ жизни, позволяют сделать вывод о их теоретической и практической значимости, актуальности и убеждают в необходимости продолжать работу по данной проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.











Приложение


Анкета


Уважаемый друг!

В колледже проводится опрос, целью которого является определение Вашего отношения к проблеме здорового образа жизни. Просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводится анонимно.

При заполнении анкеты внимательно прочитайте вопрос и выберите ответ, наиболее соответствующий Вашему мнению.

Заранее благодарим за участие.

1.

Как вы оцениваете свое здоровье?

а)

совершенно здоров

б)

здоровье удовлетворительное

в)

затрудняюсь ответить

г)

не могу похвалиться здоровьем

д)

совсем плохое здоровье


2.

Когда Вы последний раз проверяли здоровье?

а)

в этом году

б)

1 год назад

в)

3 года назад

г)

не могу сказать


3.

Где Вы занимаетесь физической культурой?

а)

по месту учебы

б)

по месту жительства

в)

в другом месте

г)

не занимаюсь


4.

Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?

а)

4 раза в неделю

б)

2-3 раза в неделю

в)

1 раз в неделю

г)

не занимаюсь


5.

Каковы мотивы Ваших занятий?

а)

стремление повысить уровень физических качеств

б)

желание иметь красивую фигуру

в)

желание укрепить здоровье

г)

иные мотивы


6.

Употребляете ли Вы спиртные напитки?

а)

часто

б)

по праздникам

в)

пробовал

г)

не употреблял, не пробовал


7.

Курите ли Вы?

а)

часто

б)

иногда

в)

пробовал

г)

не курю


8.

Знаете ли Вы, что значит вести здоровый образ жизни?

а)

да

б)

имею общее представление

в)

затрудняюсь ответить

г)

Нет


9.

Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

а)

от родителей

б)

из газет, книг, СМИ

в)

от друзей

г)

на уроках «здорового образа жизни»


10.

Можете ли Вы сказать себе, что ведете здоровый образ жизни?

а)

да

б)

скорее да, чем нет

в)

затрудняюсь ответить

г)

скорее нет

д)

нет






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!