СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки здоровья, 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок здоровья

Просмотр содержимого документа
«Уроки здоровья, 8 класс»




Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.


Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье в наше время желает быть лучшим. Маленьким школьникам нужно собранность, умение правильно распределить время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать.

Поэтому, проводя уроки здоровья в начальных классах, я преследую сразу две цели:

  • Знакомлю ребят основами гигиенических знаний при помощи наглядных средств обучения;

  • Прививаю интерес к предмету ОБЖ.

Каждый ребенок – яркая индивидуальность, и нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами? Я считаю, что через игру. Все мы, взрослые, помним чудесные, веселые увлекательные игры детства. Но игра не только приносит ребенку радость. Игра- это путь детей к познанию мира. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность к активности, развивает физические силы, а также сообразительность, находчивость, инициативу, выдержку. Без игры нет и не может, быть полноценного умственного развития ребенка. Недаром А.С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом будет и в работе, когда вырастет» В игре появляются чувства подлинные, настоящие, и взрослые непременно должны это учитывать. Вот типичный пример показывающий, как необходимо взрослым учитывать любовь детей к игре. Первокласснице Маше соседи разрешили поиграть с красивой игрушечной собакой. Девочка не может оторвать от нее глаз, гладит, ее что-то шепчет. Но вот мать зовет дочку домой, но девочка не желает расставаться с игрушкой, крепко-крепко держит ее и вот - вот заплачет. Тогда на помощь девочке приходят взрослые: «Машенька, собачке тоже надо спать.

Поставь ее сюда, на стол, она завтра должна разбудить Лиду, чтобы она не опоздала на работу».

Настроение у Маши сразу меняется. Улыбаясь, она ставит собачку на указанное место. А утром спрашивает соседку Лиду: «Собачка разбудила тебя?»

Так взрослые сумели без «нажима» повлиять на ребенка. При помощи игры не только добилась выполнения правил хорошего поведения, но и повысили интерес к ним.

Именно благодаря подлинности детских чувств в игре она так сильно влияет на личность ребенка. И если игра будит хорошие чувства и мысли, вызывает положительные поступки, она имеет большое педагогическое значение.

В каждом ребенке таится заложенная природной потребность движения. Бегать на перегонки, прыгать, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как и дышать. Игра – это очень важная для ребят самостоятельная деятельность, которая приносит их много радости и вместе с тем служит средством их всестороннего развития и воспитания.

Именно у младших школьников закладываются основы духовной и физической гармонии. Каждый урок в школе должен быть уроком доброты, радости, справедливости. Может быть, высший педагогический пилотаж учителя ОБЖ – это умение создать игровые ситуации на занятии.

Вот почему уроки здоровья в начальных классах я провожу в игровой форме. Занятия я начинаю с физкультминуток, цель которых повысить интерес, настроение детей, подготовить организм к дальнейшей работе. Поэтому следует включить в эти физкультминутки ходьбу, бег, прыжки. Например, для формирования правильной осанки предлагаю ребятам встать в круг и изобразить плохую осанку: живот вперед, спина сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плети. Здесь уместно посмеяться над собой и другими, обсудить, как это некрасиво. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. В дальнейшим на своих уроках здоровья использую упражнения для формирования правильной осанки, которая помогает стать красивыми и здоровыми.

Вот эти упражнения:

  1. пройти по линии, начерченной на полу, стараясь сохранить равновесие, в течение 40-60 секунд.

  2. прислониться к стене пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками, затылком, затем сделать 3 шага вперед и вернуться в исходное положение.

  3. дома, во время просмотра телевизионных передач или подготовки устных предметов, держать за спиной (между лопатками) палочку длиной 50-60 см или носить самими изготовленный высокий картонный воротник, который препятствует опусканию подбородка вниз.

Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, играть с ребятами во дворе и никогда не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

Плохое самочувствие и болезни являются причинами отставания в росте ребенка, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому детям важно объяснить то, что каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, уметь не навредить своему организму.

Большое внимание на уроках здоровья я отвожу режим дня. Цель этих занятий - сформировать у ребят правильное представление о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья. Детям порой трудно рассказать о том, что они чувствуют, о своих ощущениях физического дискомфорта. Поэтому задаю им такие вопросы:

? Знаешь ли ты о режиме дня что-нибудь? Для чего он нужен?

? Когда эти должны завтракать, гулять, играть, отдыхать?

? Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал, пора спать? Когда это бывает?

Пусть выскажется каждый ребенок. Это важно для развития самосознания, формирования ценностей, здорового образа жизни. Читаю детям стихотворение С. Баруздина.

Стихи о человеке и его часах.

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет,

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.



Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша,

И книг не забывай.

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денек!»

Прошу детей вспомнить, есть ли у них знакомые, которые ведут себя неправильно, не соблюдают режим дня. Они подолгу смотрят телевизор, вместо того чтобы побыть на свежем воздухе, поздно ложатся спать. Затем рассказываю ребятам соблюдать свое внутреннее расписание и старается, когда этот порядок нарушается. Например, я объясняю детям: «Ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать, и вдруг что-то начинает беспокоить в животе: посасывать в желудке, урчать в кишечнике». Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу определенное время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался и идешь обедать.

Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. В чем дело? А это твой организм опять напоминает о своем внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил». Если мешать, своему организму соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, все кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются, голова клонится к подушке. Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму будет легко работать, а ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым».

Чтобы заинтересовать ребят, предлагаю плакат «Помни твердо, что режим людям всем необходим!» с примерным распорядком дня.

И дальше в занимательной форме зачитываю ребятам примерный режим дня, написанный на большом листе бумаги.



Подъем, зарядка, уборка постели, завтрак, дорога в школу.

Прогоню остатки сна,

Одеяло в сторону!

Мне гимнастика нужна –

Помогает здорово!

С шумом струйка водяная

На руках дробится.

Никогда не забываю

По утрам умываться!



Занятия в школе.

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи!

Там, где нужно, не молчи!



Обед, помощь по хозяйству, прогулка, занятия в кружках по интересам.

Ешь спокойно за столом,

Не глотай, как львенок,

Это вредно и притом

Можно подавиться.

Наколю я маме дров,

Что, я разве маленький?

Будет и обед готов,

И просохнут валенки…



Игры, ужин, чтение.

Хорошо, когда готов

Ты к урокам в школе,

Забивай хоть сто голов,

Нагуляйся вволю!



Прогулка, приготовление к сну.

Чтобы ночью крепко спать,

Видеть сон хороший,

Мы советуем гулять

Вечером погожим.

Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то это рациональное чередование работы и отдыха. Недосыпание, отсутствие отдыха, однообразие в занятиях – результат переутомления, которое приводит к серьезному расстройству здоровья: появляются головные боли, раздражительность, ухудшается аппетит, открывается дорога болезням.

Если детям в начальных классах не только давать готовый режим дня, но и вместе с ними и родителями дорабатывать его, то в старших классах повторение одних и тех же действий в одно и то же время становится привычным. А привычное дело необходим. У человека необходим. У человека возникает потребность в этих действиях, и он совершает их легко и просто без особых волевых усилий, т.е. соблюдение режима дня приводит к тому, что у ребенка создаются и укрепляются определенные стойкие здоровые привычки.

До сознания детей необходимо довести тот факт, что именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма, формирование основных черт характера. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье. Но как укрепить его?

Необходимо объяснить детям значение зарядки. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни. И здесь на помощь должны прийти физические упражнения, которые помогут детям противостоять стрессовым ситуациям. Они прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему, улучшают регуляцию сердечной деятельности, вследствие чего работа сердца становится более экономичной. Кроме того, физические упражнения – важнейший способ полезного использования избытка энергии, которая может быть не найти другого выхода. Известно, что занимающиеся спортом дети опережают соперников в физическом развитии. Спорт благотворно влияет на состояние здоровья детей, отвлекает их внимание от вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков.

Не случайно среди школьников с низким развитием неуспеваемость составляет 40%, среди школьников со средним физическим развитием – 4,5%. Для подавляющего большинства ребят наилучшими видами спорта являются плавание, лыжи, конки, спортивные различные игры. Систематически заниматься плаванием можно с 7-8 лет, легкой атлетикой – с 10-11 лет, а спортивными играми (теннис, баскетбол, волейбол) - с 8-10 лет. Езда на велосипеде способствует плаванию сутулости, других нарушений осанки, поэтому заниматься этим видом спорта нужно позже (научиться кататься на

велосипеде и заниматься велосипедным спортом – вещи разные). Вот почему нет никакого сомнения: физическая культура и спорт для детей не только чрезвычайно необходимы, но и с высшей степени привлекательны, поскольку дают возможность развить в себе многие качества, столь ценимые ребенком. Но в последнее время именно физическая культура приносится в жертву всем остальным занятиям и увлечениям. Многие ребята не дружат физкультурой и спортом. Они предпочитают скучный футбольный матч вместо того, чтобы погнать мяч самим. Занятия школьников физкультурой только на уроках могут обеспечить лишь десятую часть необходимой двигательной активности ребят. «Сидячая жизнь» приводит к нарушению осанки, ожирению, слабости опорно-двигательного аппарата, снижает умственную работоспособность, ухудшает память. На это обратил внимание К.Д. Ушинский. Он писал: «Гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большое значение для здоровья и памяти».

Укрепить здоровье поможет закаливание организма. Основные средства закаливания – вода, воздух, солнечные лучи.

Основные правила закаливания – последовательность и постепенность, системность и непрерывность, разнообразие средств и методов.

При закаливании происходит попеременное сужение и расширение сосудов, в целом значительно повышается устойчивость к инфекциям. Начать закаливание никогда не поздно, но только нужно помнить, что нельзя закаливаться в «запас». Стоит прекратить закаливающие процедуры и устойчивость к охлаждению довольно быстро снижается. Отлично закаливают воздушные ванны, обтирание, купание. Купаться нужно при температуре воздуха не ниже +24…25 С и воды не менее +20 С. продолжительность пребывания в воде 10-15 мин. (первый раз в воде можно находиться не более 3 мин.). благоприятные закаливание происходит под действием солнечных лучей, которое нужно начать с продолжительностью в 10-15 мин. Голова должна быть защищена от прямых солнечных лучей. Общая продолжительность солнечных ванн – 40-60 мин. Наиболее благоприятное время – с 8 до 11 и с 16 до 18 час.


На уроках здоровья я также знакомлю детей с системой пищеварения. Сначала задаю им вопросы:

  • зачем человек ест?

  • Для чего нужны зубы?

  • Почему говорят «Здоровые зубы, здоровое тело?»

  • Как нужно ухаживать за зубами?

Выслушав ответы ребят, предлагаю им рассмотреть картинку, на которой изображено, как путешествует по нашему телу пища. Например, яблоко, которое ест мальчик. Говоря о питании, надо всячески противостоять складывающимися у детей привычкам «перехватывать» что-нибудь на бегу. Дети должны усвоить, как и родители, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы. Завтракать следует через полчаса после пробуждения, а ужинать – не позже чем за полтора часа до сна. Если ребенок питается неправильно, может нарушиться обмен веществ и замедлиться рост. Правильное питание - прежде всего рациональное, сбалансированное питание. Это значит, что необходимо учитывать калорийность пищи, ее качественный состав, правильное соотношение пищевых веществ: белков, жиров, углеводов.

Чтобы привлечь ребят к этой теме, в занимательной форме зачитываю им стихи о витаминах.

Витамин А очень важен для зрения:

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В способствует хорошей работе сердца.

Очень важен спозаранку

Съесть за завтраком овсянку

Витамин D делает наши ноги и руки крепкими.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить.

Витамин С укрепляет весь организм, помогает бороться с болезнями, а если все-таки простудились, с его помощью можете быстрее поправиться.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

На а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Известно, что зубы только украшают человека, но и сохраняют ему здоровье. Остатки пищи, застрявшие между зубами, разлагаются и издают неприятный запах, а также служат хорошей питательной средой для размножение микробов. При регулярном уходе за зубами на них образуется налет, нарушается эмаль, а затем развивается кариес. После еды лучше всегда прополоскать рот водой.

Вряд ли стоит говорить о том, насколько важен для ребенка сон. Сон –это необходимый отдых для детский неокрепшей нервной системы и для всего организма. А если ребенок ложится спать всегда в строго определенное время, он привыкает к этому и в положенный час волей-неволей хочет спать. Хорошо или плохо будет спать ребенок, во многом зависит от того, как он проведет время непосредственно перед сном. Нельзя разрешать ребенку подвижные, активные игры, эмоциональные нагрузки. Таким образом, причину плохого сна ребенка надо искать в нас самых, в том, насколько правильно организован режим дня. Чтобы объяснить детям значение необходимости гигиенических процедур, провожу санитарные викторины.

В викторине «Спутник здоровья» семь вопросов. На каждый из них нужно ответить, одним словом. Первая буква этих слов составляет название отрасли медицинской науки, изучающей влияние условий жизни на здоровье человека.

  1. острое лихорадочное вирусное заболевание из группы инфекций дыхательных путей, (грипп)

  2. введение в организм лекарственных веществ путем их выдыхания, (ингаляция)

  3. пигмент крови человека и многих позвоночных животных








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!