СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки внеклассного чтения. Презентация.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки внеклассного чтения. Презентация. Обощение опыта по теме«Уроки внеклассного чтения как средство  повышения  читательской самостоятельности учащихся».

Просмотр содержимого документа
«Уроки внеклассного чтения. Презентация.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»   Кафедра гуманитарного образования Курсовая работа Уроки внеклассного чтения как средство самостоятельной активности учащихся  Выполнила Невлютова Г.Н., учитель  русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 10»  Рузаевского муниципального района  Научный руководитель  Кочеваткина О.В., кандидат  филологических наук  Саранск 2015

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра гуманитарного образования

Курсовая работа

Уроки внеклассного чтения

как средство самостоятельной активности учащихся

Выполнила Невлютова Г.Н., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10»

Рузаевского муниципального района

Научный руководитель

Кочеваткина О.В., кандидат

филологических наук

Саранск 2015

Содержание Введение. Актуальность темы. Из истории вопроса: 2.1.Исторический обзор проблемы формирования  самостоятельного читателя. 2.2 Формирования самостоятельного читателя на уроках  литературы в свете современных требований. 2.3. Педагогические требования к урокам внеклассного чтения. 3. Из опыта работы: 3.1.Уроки –конференции. 3.2. Проектная деятельность на уроках литературы. 3.3. Муниципальная читательская конференция « Чтение без границ». 4. . Приложение  5. Список использованной литературы 6. Заключение.

Содержание

  • Введение. Актуальность темы.
  • Из истории вопроса:

2.1.Исторический обзор проблемы формирования

самостоятельного читателя.

2.2 Формирования самостоятельного читателя на уроках

литературы в свете современных требований.

2.3. Педагогические требования к урокам внеклассного чтения.

3. Из опыта работы:

3.1.Уроки –конференции.

3.2. Проектная деятельность на уроках литературы.

3.3. Муниципальная читательская конференция « Чтение без границ».

4. . Приложение 5. Список использованной литературы

6. Заключение.

Актуальность темы Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы и чтения на формирование личности школьника является неоспоримым фактом.

Актуальность темы

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача - воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы и чтения на формирование личности школьника является неоспоримым фактом.

Проблема исследования: каковы методические условия формирования самостоятельного читателя на уроках внеклассного чтения. Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. Предмет исследования: методика формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективные пути, приемы формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. Гипотеза исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения будет эффективной при условии: - проведения постоянного мониторинга для определения предпочтений учащихся;  -использования современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках внеклассного чтения; -продуманного отбора рекомендательных списков произведений литературы для самостоятельного чтения, с учетом интересов школьников.

Проблема исследования: каковы методические условия формирования самостоятельного читателя на уроках внеклассного чтения.

Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения.

Предмет исследования: методика формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективные пути, приемы формирования читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения.

Гипотеза исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения будет эффективной при условии:

- проведения постоянного мониторинга для определения предпочтений учащихся;

-использования современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках внеклассного чтения;

-продуманного отбора рекомендательных списков произведений литературы для самостоятельного чтения, с учетом интересов школьников.

Исторический обзор проблемы формирования самостоятельного читателя Проблемы воспитания школьников как читателей, выработки у них самостоятельных читательских навыков появились давно. В памятниках Киевской Руси находим свидетельство о значительном интересе наших предшественников к изучению литературы. Киевский князь Владимир Святославович во время своего правления (978-1015 гг.) открыл специальные мастерские, где переписывались книги, а позже создал школы для детей киевской знати. Преподавание в школе того времени требовало создания учебников и поисков форм, средств и приемов «книжной учебы».

Исторический обзор проблемы формирования

самостоятельного читателя

Проблемы воспитания школьников как читателей, выработки у них самостоятельных читательских навыков появились давно.

В памятниках Киевской Руси находим свидетельство о значительном интересе наших предшественников к изучению литературы. Киевский князь Владимир Святославович во время своего правления (978-1015 гг.) открыл специальные мастерские, где переписывались книги, а позже создал школы для детей киевской знати. Преподавание в школе того времени требовало создания учебников и поисков форм, средств и приемов «книжной учебы».

Формирование самостоятельного читателя на уроках литературы в свете современных требований. Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?  Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).  Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение.  В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений .

Формирование самостоятельного читателя на уроках литературы в свете современных требований.

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений .

Педагогические требования к урокам внеклассного чтения.  Принципы организации внеклассного чтения, предложенные разными авторами Исследователь Основные принципы организации внеклассного чтения О.Джежелей - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся С.Михалков, Т.Полозова  - последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся ориентация на общее требование связи обучения с жизнью Т.Калечич связь классного и внеклассного материала Н.Светловская - комплексный подход: при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач М.Качурин  - внеурочная подготовка учащихся тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов К.Мальцева, М.Борисова взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы

Педагогические требования к урокам внеклассного чтения.

Принципы организации внеклассного чтения, предложенные разными авторами

Исследователь

Основные принципы организации внеклассного чтения

О.Джежелей

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

С.Михалков, Т.Полозова

- последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся

ориентация на общее требование связи обучения с жизнью

Т.Калечич

связь классного и внеклассного материала

Н.Светловская

- комплексный подход: при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач

М.Качурин

- внеурочная подготовка учащихся

тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов

К.Мальцева, М.Борисова

взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы

Из опыта работы: Уроки- конференции.

Из опыта работы:

Уроки- конференции.

Читательская конференция по книге Уильяма Голдинга  «Повелитель мух»

Читательская конференция

по книге

Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Муниципальная читательская конференция « Чтение без границ» ( по роману Бориса Васильева « В списках не значился»).

Муниципальная читательская конференция « Чтение без границ» ( по роману Бориса Васильева « В списках не значился»).

Список литературы 1.  Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А.Леонова, В.Ф.Чертова. – М.: Академия, 2002. – 400 с. 2.  Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 1998. – 72 с. 3.  Булатов, М.А. Крылатые слова. М.: Фабрика детской книги Детгиз, 1958.- 192 с. 4.  Вилмане, Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников / Я.Я. Вилмане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm 5.  Гобова, Е.С. Понимать детей – дело интересное / Е.С. Гобова. – М.: Аграф, 1997. – 240 с. 6.  Джежелей, О.В. Учим читать книгу: пособие для учителя / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с. 7.  Иванова, Л. Методика чтения: учеб. пособие / Л. Иванова, Л. Коваль, Т. Суржик. – К.: Высшая школа, 2008. – 280 с. 8.  Калечич, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечич. – М.: Просвещение, 1980. – 213 с. 10.  Качурин, М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1985. – 327с.

Список литературы

1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А.Леонова, В.Ф.Чертова. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

2. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 1998. – 72 с.

3. Булатов, М.А. Крылатые слова. М.: Фабрика детской книги Детгиз, 1958.- 192 с.

4. Вилмане, Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников / Я.Я. Вилмане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm

5. Гобова, Е.С. Понимать детей – дело интересное / Е.С. Гобова. – М.: Аграф, 1997. – 240 с.

6. Джежелей, О.В. Учим читать книгу: пособие для учителя / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

7. Иванова, Л. Методика чтения: учеб. пособие / Л. Иванова, Л. Коваль, Т. Суржик. – К.: Высшая школа, 2008. – 280 с.

8. Калечич, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечич. – М.: Просвещение, 1980. – 213 с.

10. Качурин, М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1985. – 327с.

Чтение – вот лучшее учение.  А. С. Пушкин

Чтение –

вот лучшее учение.

А. С. Пушкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!