СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Уроки? Уроки! Уроки…» �(Урок внеклассного чтения по рассказу С. Залыгина «Уроки правнука Вовки»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою новую повесть “Уроки правнука Вовки” . Залыгин напечатал в №7 “Нового мира”. Сюжет прост - внуки, отправляясь в загранкомандировку, оставляют двенадцатилетнего сына Вовку на попечение деда, Юрия Юрьевича, восьмидесятилетнего пенсионера, ранее - инженера, кандидата технических наук, честного и умного работника Наблюдая небрежное отношение правнука к школе, прадед пытается наставить его на путь истинный и берется давать уроки. Вот эти уроки и их беседы составляют содержание повести. Недоумение Юрия Юрьевича, почти страх его перед новыми временами, - вот место. которое занимает в повести правнук Вовка. Непонятно кто кого учит, старший младшего или младший старшего. Оба личности, оба достаточно полно выражают в повести каждый свое время.

Просмотр содержимого документа
««Уроки? Уроки! Уроки…» �(Урок внеклассного чтения по рассказу С. Залыгина «Уроки правнука Вовки»)»

«Уроки? Уроки! Уроки…»  (Урок внеклассного чтения по рассказу С. Залыгина «Уроки правнука Вовки»)   Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-исследование Цели урока: Обучающие: - введение в сознание девятиклассников понятие «архетип» как вид интертекстуальной связи текстов (работа с литературоведческим словарем); - формирование умения устанавливать проблемно-тематические связи рассказа Залыгина с близкими по тематике произведениями через архетип.

«Уроки? Уроки! Уроки…» (Урок внеклассного чтения по рассказу С. Залыгина «Уроки правнука Вовки»)

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Цели урока:

Обучающие:

  • - введение в сознание девятиклассников понятие «архетип» как вид интертекстуальной связи текстов (работа с литературоведческим словарем);
  • - формирование умения устанавливать проблемно-тематические связи рассказа Залыгина с близкими по тематике произведениями через архетип.
Цели урока Развивающие: - развитие навыков самостоятельной работы с текстом; - развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе; - развитие аналитических способностей. Воспитывающие: - воспитание осознанного выбора правильных ориентиров в жизни; - воспитание любви к литературе и родному языку.  Образовательные технологии: - обучение в сотрудничестве, - технология исследовательского обучения, - технология индивидуализации обучения учащихся.

Цели урока

Развивающие:

  • - развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
  • - развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;
  • - развитие аналитических способностей.

Воспитывающие:

  • - воспитание осознанного выбора правильных ориентиров в жизни;
  • - воспитание любви к литературе и родному языку.

Образовательные технологии:

  • - обучение в сотрудничестве,
  • - технология исследовательского обучения,
  • - технология индивидуализации обучения учащихся.
Сергей Павлович Залыгин  (6.12.1913 - 19.04.2000) Родился в 1913 году, вырос в Сибири, окончив сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Хакасии, учился на гидромелиоративном факультете Омского сельскохозяйственного института, работал инженером-гидрографом; в 1948 году защитив кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру сельхозмелиорации в Омском СХИ. С1955 года работал в Западно-Сибирском филиале АН СССР, а затем - в Сибирском отделении АН СССР. В 1970 году Залыгин переехал в Москву и занялся только писательской работой. В 1991 году был избран действительным членом Российской Академии Наук (отделение литературы и языка).

Сергей Павлович Залыгин (6.12.1913 - 19.04.2000)

Родился в 1913 году, вырос в Сибири, окончив сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в Хакасии, учился на гидромелиоративном факультете Омского сельскохозяйственного института, работал инженером-гидрографом; в 1948 году защитив кандидатскую диссертацию, возглавил кафедру сельхозмелиорации в Омском СХИ. С1955 года работал в Западно-Сибирском филиале АН СССР, а затем - в Сибирском отделении АН СССР. В 1970 году Залыгин переехал в Москву и занялся только писательской работой. В 1991 году был избран действительным членом Российской Академии Наук (отделение литературы и языка).

Особым этапом стала поздняя проза Сергея Залыгина, публиковавшаяся им в девяностые годы. Здесь писатель активно продолжает художественное исследование современной ему жизни. И в “Экологическом романе”(1993), и в повести “Фиалка”(1989), рассказах “Однофамилец”(1995), “Уроки правнука Вовки”(1997) читатель встречается с реалиями современной постсоветской жизни, с порождаемыми текущей современностью социально-психологическими типами и общественными коллизиями.

Особым этапом стала поздняя проза Сергея Залыгина, публиковавшаяся им в девяностые годы. Здесь писатель активно продолжает художественное исследование современной ему жизни. И в “Экологическом романе”(1993), и в повести “Фиалка”(1989), рассказах “Однофамилец”(1995), “Уроки правнука Вовки”(1997) читатель встречается с реалиями современной постсоветской жизни, с порождаемыми текущей современностью социально-психологическими типами и общественными коллизиями.

На этой странице представлен новейший этап творчества Сергея Залыгина – проза и эссеистика девяностых годов. Экологический роман. Роман. Свобода Выбора Роман без сюжета Однофамильцы. Повесть. Ирунчик. Маленькая повесть. Уроки правнука Вовки. Маленькая повесть. Государственная тайна. Рассказ. Предисловие. Рассказ Клуб вольных долгожителей. Рассказ. После инфаркта. Рассказ. Бабе Ане - сто лет. Рассказ. Два провозвестника. Заметки. Моя демократия. Заметки по ходу жизни. Эссе. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки. Два провозвестника. Эссе. Стариковские записки. Эссе.

На этой странице представлен новейший этап творчества Сергея Залыгина – проза и эссеистика девяностых годов.

  • Экологический роман. Роман.
  • Свобода Выбора Роман без сюжета
  • Однофамильцы. Повесть.
  • Ирунчик. Маленькая повесть.
  • Уроки правнука Вовки. Маленькая повесть.
  • Государственная тайна. Рассказ.
  • Предисловие. Рассказ
  • Клуб вольных долгожителей. Рассказ.
  • После инфаркта. Рассказ.
  • Бабе Ане - сто лет. Рассказ.
  • Два провозвестника. Заметки.
  • Моя демократия. Заметки по ходу жизни. Эссе.
  • Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки.
  • Два провозвестника. Эссе.
  • Стариковские записки. Эссе.
 Свою новую повесть “Уроки правнука Вовки” . Залыгин напечатал в №7 “Нового мира”. Сюжет прост - внуки, отправляясь в загранкомандировку, оставляют двенадцатилетнего сына Вовку на попечение деда, Юрия Юрьевича, восьмидесятилетнего пенсионера, ранее - инженера, кандидата технических наук, честного и умного работника Наблюдая небрежное отношение правнука к школе, прадед пытается наставить его на путь истинный и берется давать уроки. Вот эти уроки и их беседы составляют содержание повести. Недоумение Юрия Юрьевича, почти страх его перед новыми временами, - вот место. которое занимает в повести правнук Вовка. Непонятно кто кого учит, старший младшего или младший старшего. Оба личности, оба достаточно полно выражают в повести каждый свое время. Выясняется, например, что прадед не так уж далек от правнука, во всяком случае мысль о том, что в эту вот школу, в которую с таким трудом приходится выгонять по утрам внука, в эту школу, может быть, и действительно ходить не надо, - мысль эта вообще- то близка и прадеду.

Свою новую повесть “Уроки правнука Вовки” . Залыгин напечатал в №7 “Нового мира”.

Сюжет прост - внуки, отправляясь в загранкомандировку, оставляют двенадцатилетнего сына Вовку на попечение деда, Юрия Юрьевича, восьмидесятилетнего пенсионера, ранее - инженера, кандидата технических наук, честного и умного работника

Наблюдая небрежное отношение правнука к школе, прадед пытается наставить его на путь истинный и берется давать уроки. Вот эти уроки и их беседы составляют содержание повести. Недоумение Юрия Юрьевича, почти страх его перед новыми временами, - вот место. которое занимает в повести правнук Вовка.

Непонятно кто кого учит, старший младшего или младший старшего. Оба личности, оба достаточно полно выражают в повести каждый свое время.

Выясняется, например, что прадед не так уж далек от правнука, во всяком случае мысль о том, что в эту вот школу, в которую с таким трудом приходится выгонять по утрам внука, в эту школу, может быть, и действительно ходить не надо, - мысль эта вообще- то близка и прадеду.

Писатель ведет свой диалог со временем и историей на равных - не учеником и не учителем-пророком.  Урок – первый очаг, согревшись у которого Человек стремится стать мыслителем.  В.А. Сухомлинский

Писатель ведет свой диалог со временем и историей на равных - не учеником и не учителем-пророком.

Урок – первый очаг,

согревшись у которого Человек стремится стать мыслителем.

В.А. Сухомлинский

ВОПРОСЫ К ПОВЕСТИ Кто же такой Вовка?  В какое время жил Вовка? (90-е годы)  Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности). Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком).  Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват? Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду.  Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.

ВОПРОСЫ К ПОВЕСТИ

  • Кто же такой Вовка?
  • В какое время жил Вовка? (90-е годы)
  • Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности).
  • Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком).
  • Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват?

Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду.

  • Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.

ПОЗИЦИЯ ВОВКИ

1) «- …мои собственные родители тоже порядочные зануды. Они и сами об этом знают, только молчат. Скрывают от людей.»

2) «Мало ли какой… Мало ли… Самое простое – взять в долг. Под возвращение родителей. Родители приедут, я им по всей форме доложу: должен! Ну а они уж как хотят пусть выкручиваются. Им вовремя нужно было думать, а не ставить меня в немыслимое положение. Они – не дети. Должны по-взрослому соображать».

3) «У меня поддержки нет. Настоящей. От тебя, что ли, дождёшься? А родителям моим совершенно на меня наплевать. Отсюда и я: мне наплевать на них. Мы – каждый сам по себе. Ну вот. А чтобы быть лидером, обязательно должна быть поддержка. Вот у того же Мамая. У того же Вадика, который страдает – страдал уже – недержанием. У них родители созывают в свой дом мальчишек человек пять-шесть, хорошо их угощают и, того гляди, на «вы» с ним заговорят. То есть создают репутацию своему сынку. Поддерживают его, делают очень важный жест в сторону его лидерства. А – я? Я, можно сказать, беспризорник. Обо мне никто не заботится, никто не развивает мои способности, перспективу лидерства. Но я не говорю , нет. Я думаю, что разовьюсь посильнее, чем Мамай: жизнь научит меня самому о себе заботиться».

ВОВКА У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился. - Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались. - Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он. - Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

ВОВКА

У Полесских было двое детей: дочь Людочка, сын Вовка. Людочка была в свое время предусмотрена, была, по-советски сказать, плановой, а вот Вовка, тот оказался совершенно случайным. Захотел родиться - и родился.

- Они зануды. Оставите меня с ними - я все равно от них убегу. Без шуток. Даю честное - убегу! Вы и сами знаете, что они зануды, не раз высказывались.

- Не пойду я жить к этому старичью! - имея в виду деда с бабкой, говорил он.

- Вот поживу у дедки два месяца, а там видно будет: может, я у него вообще останусь. Навсегда. Дедка все-таки демократ. Не чета всем вам, консерваторам!

ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ – ДЕДКА-СТАРШИЙ В общем, выход из создавшегося положения был один-единственный: Вовка остается с прадедушкой. Тем более, что Вовка закончил разговор еще одним комплиментом в его адрес: - У тебя, дедка, все-таки светлая голова. Гораздо светлее, чем у всех у этих... у всех этих родителей, у дедок-бабок, тем более у сестренок. Я уверен: ты и прапрадедом станешь, все равно твоя голова останется самой что ни на есть светлой! Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать. Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ – ДЕДКА-СТАРШИЙ

В общем, выход из создавшегося положения был один-единственный: Вовка остается с прадедушкой. Тем более, что Вовка закончил разговор еще одним комплиментом в его адрес:

- У тебя, дедка, все-таки светлая голова. Гораздо светлее, чем у всех у этих... у всех этих родителей, у дедок-бабок, тем более у сестренок. Я уверен: ты и прапрадедом станешь, все равно твоя голова останется самой что ни на есть светлой!

Юрий Юрьевич не любил, когда Вовка называл его, прадеда, дедкой, такое обозначение было ему поперек горла, но самым разумным было молчать.

Он, конечно, не думал при этом, что к нему хоть и на два месяца, но вселится никем не предусмотренный правнук Вовка, и теперь был в некоторой растерянности.

ВОВКА ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ АНТИТЕЗА Надо было или объявлять правнуку войну, или примириться с существующим положением вещей. На войну у Юрия Юрьевича духа не хватило, он пошел на примирение, и когда нынче Вовка позавтракал и рванул на лестничную площадку, Юрий Юрьевич успел сделать поглаживающее движение по его голове с пестрыми волосами.

ВОВКА

ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

АНТИТЕЗА

Надо было или объявлять правнуку войну, или примириться с существующим положением вещей. На войну у Юрия Юрьевича духа не хватило, он пошел на примирение, и когда нынче Вовка позавтракал и рванул на лестничную площадку, Юрий Юрьевич успел сделать поглаживающее движение по его голове с пестрыми волосами.

ШАГИ К ПРИМИРЕНИЮ

ШАГИ К ПРИМИРЕНИЮ

  • "А что, если я предложу Вовке заниматься с ним домашними уроками? Днем, покуда один, буду готовиться к занятиям, а вечером заниматься? Хотя бы раз в неделю?"

К удивлению Юрия Юрьевича, Вовка, три раза пожав плечами, согласился

  • Увлекшись, Юрий Юрьевич стал незаметно для себя рассказывать о том, как он, когда был еще моложе Вовки, лет восьми-десяти, ходил в поле, где у его родителей был картофельный участок, там они картофель сажали, ходили окучивать рядки тяпками...

- Что такое тяпка? - спросил Вовка

  • - Мы в школе за один урок изучили картошку, лен и хлопчатник... А ты разводишь, разводишь. Конца-краю не видать.

- Тебе не интересно?

- Буза это все... Ну какое мне дело, какого цвета у картошки цветочки? Буза... Когда я картошку ем, я что, о цветочках картофельных, что ли, думаю?

«ПРОСЧЕТЫ» ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА – «ДЕТКИ» В ПРЕПОДАННЫХ ВОВКЕ УРОКАХ Во-первых, он на этом занятии назвал Вовку дураком. Хотя Вовка и отнесся к этому с полным безразличием, но все равно - как это можно было себе позволить?! Позволить учителю? Во-вторых, Юрий Юрьевич и в самом деле ударился в недозволительную в этом случае философию. Он сидел и разговаривал с Вовкой так, как будто против него сидел он сам, Юрий Юрьевич, и он сам себя убеждал в том, в чем давным-давно был убежден. Разве это урок? В-третьих, еще была какая-то нелепость. Была, присутствовала, хотя назвать ее Юрий Юрьевич не мог. Он ее допустил, и он же - не мог назвать... Что-то такое вообще...

«ПРОСЧЕТЫ» ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА – «ДЕТКИ» В ПРЕПОДАННЫХ ВОВКЕ УРОКАХ

Во-первых, он на этом занятии назвал Вовку дураком. Хотя Вовка и отнесся к этому с полным безразличием, но все равно - как это можно было себе позволить?! Позволить учителю?

Во-вторых, Юрий Юрьевич и в самом деле ударился в недозволительную в этом случае философию. Он сидел и разговаривал с Вовкой так, как будто против него сидел он сам, Юрий Юрьевич, и он сам себя убеждал в том, в чем давным-давно был убежден. Разве это урок?

В-третьих, еще была какая-то нелепость. Была, присутствовала, хотя назвать ее Юрий Юрьевич не мог. Он ее допустил, и он же - не мог назвать... Что-то такое вообще...

ЧЕМ ЖИВЕТ ВОВКА?

ЧЕМ ЖИВЕТ ВОВКА?

  • "Мне карманные деньги крайне нужны. Без денег ни один нормальный человек нынче не живет!

- Имей в виду: если не дашь - я все равно каким-нибудь путем деньги достану".

- Это какой же у тебя будет путь? - спросил тогда Юрий Юрьевич. И услышал:

- Мало ли какой... Мало ли... Самое простое - взять в долг. Под возвращение родителей. Родители приедут, я им по всей форме доложу: должен! Ну а они уж как хотят пусть выкручиваются. Им вовремя нужно было думать, а не ставить меня в немыслимое положение. Они - не дети. Должны по-взрослому соображать.

  • - А я вижу, что ты ничего не видишь, интеллигент... "Гении, гении"! Какой мне толк от гениев? Мне лично? Если их на десять миллионов один - им и самим-то нечего делать на этом свете. Разве что всё те же деньги делать? Если умеют.
КТО ВИНОВАТ? Вот какого потомка воспитывали Вовкины родители. Они чтили запланированную дочку Людочку, а к незапланированному Вовке относились как к недоразумению. Вовка точно так же, и даже точнее, относился к родителям. Заодно и к прадеду - У Веньки мать врач. Свои пятьсот получает через три месяца. Нет уж, если государство так со своими гражданами обращается, то и люди к государству должны так же. И ты, пожалуйста, не спорь: знаю, что говорю! Может быть, великие трагедии потому и происходят и никогда не кончаются, что малыши плюют на историю? Плюют на нее и когда подрастают?

КТО ВИНОВАТ?

Вот какого потомка воспитывали Вовкины родители. Они чтили запланированную дочку Людочку, а к незапланированному Вовке относились как к недоразумению. Вовка точно так же, и даже точнее, относился к родителям. Заодно и к прадеду

- У Веньки мать врач. Свои пятьсот получает через три месяца. Нет уж, если государство так со своими гражданами обращается, то и люди к государству должны так же. И ты, пожалуйста, не спорь: знаю, что говорю!

Может быть, великие трагедии потому и происходят и никогда не кончаются, что малыши плюют на историю? Плюют на нее и когда подрастают?

Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки.  Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится? Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям.  Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?

Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки.

Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится?

Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям.

Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?

С.Залыгин «Уроки правнука Вовки» Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Л.Н.Толстой «Война и мир» В.Г.Короленко «В дурном обществе»

С.Залыгин «Уроки правнука Вовки»

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

В.Г.Короленко

«В дурном обществе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!