Класс 6 Дата Предмет математика Подпись проверяющего - Урок № 180
Тема урока: Глава 8. Решение задач с помощью составления систем уравнений.
Цели урока:
Оценка: определяют результаты своей работы на уроке Синтез: формулируют алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений и применяют его в решении задач Анализ: проводят анализ задач на составление систем уравнений Применение: демонстрируют решение задач с помощью составления систем уравнений Понимание: обсуждают алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений Знание: рассказывают алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений |
Учебно-воспитательные задачи: Образовательная: |
Ввести алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений, обеспечить успешное усвоение и закрепление темы, выработать навыки решения задач с помощью составления систем уравнений |
Развивающая: развитие способности выражать мысли, познавательных способностей, формирование алгоритмического мышления, расширение кругозора, развивать навыки решения задач с помощью составления систем уравнений; развивать пространственное воображение, геометрическое мышление |
Воспитательная: способствовать выявлению, раскрытию способностей учащихся, возбуждать интерес к предмету, побуждать учащихся к применению полученных знаний |
Результаты обучения: Учащиеся знают: алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений |
Учащиеся умеют:, решать задач с помощью составления систем уравнений участвовать в дискуссии, умеют слушать и слышать |
Тип урока: сообщение новых знаний
Форма проведения урока: беседа
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Методы воспитания: Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые
Основные понятия темы:
Задание на дом
Оборудование, ресурсы, наглядные пособия: учебник, раздаточный материал, ватман, фломастеры, учебник, индивидуальные карточки,
Учитель: Шуринова Е.К.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа |
Оргмомент. Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению | Приветствие Проверка подготовленности к уроку Я рада видеть каждого из вас И пусть весна прохладой в окна дышит Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. |
Проверка домашнего задания. Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Выявление степени усвоения заданного учебного материала Фронтальный опрос. Ликвидация обнаруженных недостатков. Проверка дом. задания |
Вызов. Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Сообщение темы урока |
Актуализация знаний и умений Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. | Заполните таблицу буквами, соответствующими полученным ответам: уравнение корень буква -9х-56=5х -4 Д 40-12х=20-11х 20 И 15-8х=2-9х -13 О 63-8n=n 7 Ф 15х-12=8+10х 4 А -10у-64=-6у -16 Н 25-9у=5у+11 1 Т |
Осмысление Изучение нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации | Итак, сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Задача 1. В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого бидона перелить 20 л. во второй, то молока в бидонах будет поровну. Сколько молока было в каждом бидоне первоначально?( Учитель решает задачу у доски, обращая внимание на то, как правильно составить таблицу. Очень важно показать учащимся необходимость такого способа решения, и, главное, механизм, ход логических рассуждений.) Было (л) Стало(л) I бидон 3х 3х-20 II бидон х х+20 Решение: Пусть x литров молока было во втором бидоне, тогда 3x литров в первом бидоне. Зная, что из первого во второй бидон перелили 20 литров молока, и молока в бидонах стало поровну, составляю и решаю уравнение. 3x – 20 = x +20 3x – x = 20 +20 2x = 40 х = 20 (л) -было молока во втором бидоне. 20•3 = 60 (л.) было молока в первом бидоне. Ответ: 60 литров молока в первом бидоне, 20 литров молока во втором бидоне. Памятка решения задач с помощью уравнений.(формулируют учащиеся) этой зависимости составим уравнение. 1. Обозначим неизвестную величину переменной. 2. Выразим через неё другие величины. 3. Найдём зависимость между ними и на основании этой зависимости составим уравнение. 4. Решим уравнение. 5. Найдём ответ на вопрос задачи. 6. Проверим правильность решения задачи. 7. Запишем ответ. |
Закрепления новых знаний и умений. Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения | Задача 2. Автомашина за 3,5 ч проехала на 10 км больше, чем мотоцикл за 2,5 ч. Скорость мотоцикла на 20 км/ч больше, чем скорость автомашины. Найдите скорость автомашины и скорость мотоцикла. Задача 3. Лодка проплыла от одной пристани до другой против течения реки за 4 ч. Обратный путь занял у нее 3 ч. Скорость течения реки 1 км/ч. Найдите собственную скорость лодки и расстояние между пристанями. Задача 4.Через первую трубу бассейн можно заполнить за 20 ч, а через вторую - за 30 ч. За сколько часов наполнится бассейн через обе эти трубы? |
Проверка новых знаний Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления | Работа с учебником № 1328, 1330 |
Коррекция знаний. Задачи: скорректировать выявленные проблемы | Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков Индивидуальное задание. Повторное разъяснение учителя. |
Подведение итогов. Рефлексия. Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, дать оценку работе отдельных учащихся и всего класса | Мобилизация учащихся на рефлексию. Внимательно послушайте притчу: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележку с камнями для строительства. Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “А что ты делал целый день?”. Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “А я принимал участие в строительстве храма”. Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. В занятии для меня было: самым полезным ___________________________________________________________ самым приятным ___________________________________________________________ самым интересным ______________________________________________ ___________ .Выставление оценок. |
Рефлексия учителя о проведенном уроке:
Класс 6 Дата Предмет математика Подпись проверяющего - Урок № 181
Тема урока: Глава 8. Решение задач с помощью составления систем уравнений.
Цели урока:
Оценка: определяют результаты своей работы на уроке Синтез: формулируют алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений и применяют его в решении задач Анализ: проводят анализ задач на составление систем уравнений Применение: демонстрируют решение задач с помощью составления систем уравнений Понимание: обсуждают алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений Знание: рассказывают алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений |
Учебно-воспитательные задачи: Образовательная: |
Формировать навыки решения задач с помощью составления систем уравнений с использованием алгоритма |
Развивающая: развитие способности выражать мысли, познавательных способностей, формирование алгоритмического мышления, расширение кругозора, развивать навыки решения задач с помощью составления систем уравнений; развивать пространственное воображение, геометрическое мышление |
Воспитательная: способствовать выявлению, раскрытию способностей учащихся, возбуждать интерес к предмету, побуждать учащихся к применению полученных знаний |
Результаты обучения: Учащиеся знают: алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений |
Учащиеся умеют: решать задач с помощью составления систем уравнений участвовать в дискуссии, умеют слушать и слышать |
Тип урока: сообщение новых знаний
Форма проведения урока: беседа
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические.
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Методы воспитания: Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые
Основные понятия темы:
Задание на дом 1331, №1334;
Оборудование, ресурсы, наглядные пособия: учебник, раздаточный материал, ватман, фломастеры, учебник, индивидуальные карточки,
Учитель: Шуринова Е.К.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа |
Оргмомент. Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению | Приветствие Проверка подготовленности к уроку «Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным!» Сенека. |
Проверка домашнего задания. Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Выявление степени усвоения заданного учебного материала Фронтальный опрос. Ликвидация обнаруженных недостатков. Проверка дом. задания |
Вызов. Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. | Сообщение темы урока |
Актуализация знаний и умений Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. | Проверка знания алгоритма Алгоритм решения задачи с помощью систем уравнений Выделить две неизвестные величины и обозначить их буквами; Найти две связи неизвестных величин; Составить систему уравнений; Решить систему уравнений рациональным способом; Истолковать результаты в соответствии с условием задачи. Устная работа Решите задачу, составив числовое выражение: Купили 7 тетрадей по 2р. и 2 ручки по 4р. Сколько денег заплатили? Турист ехал 2ч на поезде со скоростью 60км/ч и 3ч шел пешком со скоростью 5км/ч. Какое расстояние он преодолел? Решите задачу, составив буквенное выражение: Купили 10 тетрадей по Х р и 3 ручки по У р. Сколько заплатили за всю покупку? Турист ехал 3ч на автобусе со скоростью Х км/ч и 2ч шел пешком со скоростью 4км/ч |
Применение знаний на практике. Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы при выполнении практических заданий | Работа с учебником № 1332,1333 |
Контроль знаний. Задачи: установить качество усвоения учащимися знаний, определить недостатки в знаниях и их причины | Решите с помощью системы уравнений: 1. У причала находилось 6 лодок, часть из которых была двухместными, а часть - трехместными. Всего в эти лодки может поместиться 14 человек. Сколько двухместных и сколько трехместных лодок было у причала? 2. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе 19 голов и 46 ног? |
Коррекция знаний. Задачи: скорректировать выявленные проблемы | Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков Индивидуальное задание. Повторное разъяснение учителя. |
Подведение итогов. Рефлексия. Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, дать оценку работе отдельных учащихся и всего класса | Мобилизация учащихся на рефлексию. – Я понял, что… – Теперь я могу… – Я научился… – Мне захотелось… Выставление оценок. |
Рефлексия учителя о проведенном уроке:
1 задача: В вашей строительной компании на строительстве одного дома работали 50 каменщиков и плотников. Со временем каменщиков увеличилось в 2 раза, а плотников – в 3 раза, и всех стало 130. Сколько каменщиков и плотников было на строительстве дома сначала? (Человек - Человек)
Ответ: 20 каменщиков, 30 плотников
2 задача: Туристы проехали 640 км, 7 часов они ехали поездом и 4 часа – автобусом. Найдите скорость поезда, если она на 5 км/ч больше скорости автобуса. (Человек - Техника)
Ответ: 60 км/ч
3 задача: Художник затрачивает на изготовление портрета 2 дня, а на изготовление натюрморта – 3 дня. Сколько работ изготовил художник, если он писал 16 дней и количество заказанных портретов на 3 больше, чем натюрмортов? (Человек – Художественный образ)
Ответ: 7 работ.
4 задача: На кормление 10 коней и 16 коров каждый день отпускали 160 кг сена, причем 5 коней получали на 5 кг сена больше, чем 7 коров. Сколько килограммов сена каждый день давали коню и корове? (Человек - Природа)
Ответ: 5 кг сена для коровы, 8 кг сена для коня
5 задача: Найдите два числа, если известно, что удвоенное первое число больше второго на 37, а половина первого меньше второго на 2. В ответ запишите разность этих чисел. (Человек - Знак)
Ответ: разность равна 11.