Наиболее сложные и спорные проблемы, с которыми столкнётся учитель, раскрывая тему «Католицизм и протестантизм»
При изложении обстоятельств раскола (схизмы) 1054 г. учитель должен учитывать, что мнения по этому вопросу богословов и историков, принадлежащих к православной и католической традициям, существенно расходятся. Третью позицию представляют те, кто позиционирует себя «вне церкви и религии».
С точки зрения внецерковной (позитивистской) раскол явился, прежде всего, результатом конкретных исторических процессов и был вызван нарастающим соперничеством между папством и византийскими патриархами (борьба за власть, за земли, за политическое влияние в Европе). Догматика, согласно такому взгляду, являлась лишь прикрытием более существенных противоречий.
Разные пути, которыми пошли Западная и Восточная церкви, в значительной степени объясняются различным положением высших иерархов. Папы не были поначалу включены в какую-либо прочную государственную структуру, в то время как «варварские» правители всячески подталкивали их к политическому господству, к созданию «духовной империи». Патриархи же, напротив, были органическим элементом имперской государственной машины Византии, и сфера их влияния ограничивалась исключительно духовными вопросами. Кроме того, среди западных варварских племен было очень распространено арианство, что и предопределило решение Толедского собора 589 г. о включении filioque в Символ веры («в пику» арианам). Но сам факт этого добавления историки позитивистского направления склонны рассматривать не столько в качестве причины, сколько как повод к расколу.