СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки мышления". Круглый стол на заседании МО учителей начальных классов по произведениям В.А.Сухомлинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Уроки мышления". Круглый стол на заседании МО учителей начальных классов по произведениям В.А.Сухомлинского»

















« УРОКИ МЫШЛЕНИЯ»

( Использование педагогического наследия

В.А.Сухомлинского в учебной практике )

ЗАСЕДАНИЕ

« КРУГЛОГО СТОЛА»































2019 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 91

города Макеевки»








Уроки мышления

Заседание « круглого стола» Методического объединения учителей начальных классов МОУ «Основная школа № 91 города Макеевки»

Руководитель –учитель высшей категории Дубровская О.С.









Данные материалы отражают практическую деятельность учителей начальной школы в учебно –воспитательном процессе.

Предназначены для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.






























Методический комментарий

В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для 

полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы. Разбуженная

жар – птица помогает детям ярче жить, лучше учиться и трудиться.

                    В.А. Сухомлинский

Одной из самых острых проблем общества на современном этапе его развития является падение уровня морали, потеря духовных ориентаций, неспособность людей к самопознанию, отсутствие потребности в самосовершенствовании, саморазвитии. Теряются такие ценности как добро, любовь,верность,достоинство.
По мнению В. А. Сухомлинского, глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто способен понять сложную, часто полную противоречий душу ребенка, и лелеять в ней ростки духовности.

В «Школе радости» Василий Александрович находил такие формы обучения, которые наиболее эффективно смогут сделать процесс обучения детей интересным, увлекательным и принес бы наибольшую эффективность привычного обучения учащегося в школе. Из собственного опыта работы с первоклассниками он делал такие выводы: «Урок идет интересно — это значит, что обучение и мышление сопровождаются чувствами подъема, взволнованности ученика, удивления, осознанием и ощущением своих умственных сил, радостью творчества».

Приняв во внимание мнения В.А. Сухомлинского, что ребенок мыслит образами»  и то, что «клетки детского мозга настолько нежны и нормально работать могут только при условии, когда объектом восприятия, осмысления является образ» мы используем рассказы и сказки, как средство обучения. Мнение ученика начальных классов неотделимо от чувств. Эмоциональная насыщенность процесса обучения — это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Оно поможет сделать переход ребенка на новый вид деятельности без резких изменений, без проявления психологического и физического напряжения. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится первоклассниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает маленьким школьникам входить в страну знаний.

Дети черпают из данных произведений множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, позволяют ребенку увидеть добро и зло. А сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера.

Сказки и рассказы В.Сухомлинского для ребенка – это не просто вымысел, фантазия или просто история из жизни их сверстников. Это особая реальность мира чувств. Слушая данные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к пониманию.

Не достаточно просто познакомить с сюжетом. Чтобы ребенок его лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда понимание будет осознанное, глубокое.

Задачи нравственного воспитания, которые можно решить :

1. Формирование нравственного сознания (формирование основ нравственности, морали, по законам, которых детям предстоит жить);

2. Воспитание и развитие нравственных чувств (воспитание доброты, смелости, жизнестойкости);

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения (воспитание умения различать черты характеров героев, давать оценку поступкам);

4. Воспитание любви к народной культуре, произведениям народного творчества.

Идеи Василия Александровича Сухомлинского помогают период обучения сделать оригинальным и эффективным средством всестороннего творческого развития младших школьников. Ребенок действительно может учиться, играя, а не учится, а потом играть. Наличие образов в виде сказочных героев помогают эффективно работать клеткам детского мозга. Эмоциональный настрой во время слушания помогает школьнику легко запоминать новый материал и вызывает интерес к обучению.

Анализ опыта применения произведений В.А.Сухомлинского в период обучения дает возможность сделать следующие выводы:

  • Учебная деятельность становится личностно значимой, если включает игру, сказку, фантазию;

  • Создаются все условия для применения ученического творчества, которое стимулирует познавательный интерес;

  • Объединение учеников одной интересной работой.

Данная проблема актуальна, так как художественные произведения выдающегося педагога - писателя побуждают чувства детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев произведений, а также собственного поведения. В обращении к детям В. А. Сухомлинский писал: «Не наноси своими поступками, своим поведением боли, обиды, заботы, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека» . Если художественное произведение удачно выбрано, можно быть уверенным в том, что оно найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию у детей нравственных качеств.
Цель данной работы:
• Раскрытие сущности нравственных понятий через литературное наследие В. А. Сухомлинского;
• Расширение познания детского мировоззрения через призму действий героев;
• Создание условий для наиболее полного и свободного раскрытия творческих способностей;
• Активизация коммуникативных умений и навыков детей школьного возраста;
• Формирование у детей навыков ориентироваться в мире взаимоотношений.
Задачи проекта:
• Развивать умение оценивать действия и поступки героев, придумывать собственные окончания сказок и литературных произведений;
• Помочь школьникам самореализоваться и самоутвердиться через осознание нравственных понятий;
• Развивать культуру общения, навыки коллективного и группового взаимодействия.
Ожидаемый результат:
• Наличие у детей умений коллективно-групповой деятельности, коммуникативных умений;
• Развитие морально-эмоциональных чувств, социальных навыков поведения;
• Повышение активизации работы с родителями ;
• Устойчивый интерес детей к произведениям В. А. Сухомлинского.

К сожалению, в учебные программы включено недостаточное количество произведений Великого педагога.Но у нас остаются уроки внеклассного чтения, классные часы, тематические вечера и другие формы работы, которые позволяют донести до детской души те качества, которые позволят им в любой ситуации взрослой жизни оставаться мудрыми, добрыми, верными, такими как учит педагогичекое наследие В.А.Сухомлинского.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы уже смертельно больной В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть перестрадать ,но одолеть, выйти победителем ,стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь В. А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель ,педагог.

























Была проведена анкета среди педагогов.


1.Считаете ли вы необходимым проведение в классе родительского собрания, посвященного нравственной тематике?

2.Какие, на ваш взгляд, нравственные проблемы необходимо поднимать?

3.Какие нравственные заповеди существуют в классе?

4.Позволяете ли вы себе поступать безнравственно?

5.Как вы наказываете ученика, если он нарушил нравственные запреты ?

Анкета для родителей


1.Любимый кинофильм детей и родителей?

2.Любимая телепередача для всей семьи?

3.Исторический персонаж, почитаемый в семье?

4.Любимый автор и книга?

5.Самый любимый семейный праздник?

6.Нравственные качества, почитаемые в семье?

7.Качества, которые семья считает безнравственными?

8.Главный нравственный закон в семье?

9.Какие поступки детей в семье приветствуются и поддерживаются?

10. Какие поступки детей в семье подлежат порицанию?



Опрос учащихся №1

Методика неоконченных предложений:

Добро – это…

Человечность – это…

Воспитанность – это…

Доброжелательность – это…

Порядочность – это…

Грубость – это…

Зло – это…

Ложь – это…

Опрос учащихся №2

Я злюсь, когда…

Я вру, когда….

Я грублю, когда…

Я радуюсь когда…

Мне нравится, когда…

Я не люблю, когда взрослые…

Дома я стараюсь…

В школе я стараюсь…

Мне плохо, когда меня…

Цель проведения такого анкетирования  — приобщение родителей и детей к размышлениям о важных для человека проблемах долга, смысла жизни, счастья; к поиску точного значения слов «человек», «мать», «родина», «патриотизм»; постижению тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, достоинстве и чести, о том, что сближает и отдаляет людей, о том, можно ли спорить со старшими и о многом другом, о чем думал и писал Василий Александрович Сухомлинский.










































Список использованной литературы


1. Богуславский М.В. История педагогики и современность. М. 1987.

2. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский: Кн. для учащихся. - М. Просвещение, 1985. - 128с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в./ Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 2005. - 512 С.

4. История педагогики: Учебное пособие для студентов М.: педагогических институтов. Под редакцией М.Ф. Шабаевой. Просвещение, 1981. 367

5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии// Педагогика. 1997.-№5.

6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982. 447

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 603с.

9. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М.: Премьера, 2001.-642с.

10. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.- 521с.

11. Сухомлинский В.А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.- 436 с.








Материалы к заседанию

Василий Сухомлинский

Тест

Красивые слова и красивые дела


1.Что стояло среди поля ?

А) Маленькая хатка

Б) Большой дом

В) Школа


2.Для чего она была построена ?

А) Чтобы там учиться

Б) Чтобы дети могли там играть

В) Чтобы в ненастье люди могли спрятаться в ней


3.Кто был в это время в лесу?

А) Два мальчика

Б) Три девочки

В) Три мальчика


4.Кого мальчики ещё увидели ?

А) Дедушку

Б) Мальчика

В) Двух девочек


5.Зачем мальчик прибежал в хатку ?

А) Он заблудился

Б) Он промок до нитки

В) Пришел поиграть с мальчишками


6.Что говорили старший и средний мальчики ?

А) Красивые слова

Б) Плохие слова

В) Ничего не говорили


7.А что делал третий мальчик ?

А) Тоже говорил красивые слова

Б) Он молча снял свою рубашку и отдал мальчику

В) Дал ему конфет


8.Чему учит этот рассказ ?

А) Больше говорить, чем делать

Б) Больше делать, чем говорить

В) Быть всегда добрым






















Конспект экскурсии по страницам произведения В. Сухомлинского «Осенний клён» в ГПД

Цели:  развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: репродукция И.И Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, стихи на листочкех, портрет В. Сухомлинского.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы продолжим разговор о красоте осени. Поможет в этом рассказ В. А. Сухомлинского «Осенний клён»

2. Речевая разминка

Вспомните свои впечатления о солнечном дне осенью. Днем тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на Землю прощальные лучи. Поэт Ф.И. Тютчев так сказал об этом времени:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера....

  • Как вы понимаете слова: хрустальный, лучезарны?

  • Лучезарные – сверкающий, сияющий.

2. Вводная беседа

А) Работа по картине

Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались и равнодушными к этому празднику красок художники и писатели.

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

– Какое настроение вызывает картина?

– Что вам особенно понравилось?

– Какие краски использовал художник? Как выглядит небо? Речка? Лес?

Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

3. Изучение рассказа В. А. Сухомлинского «Осенний клён»

А) Рассказ об авторе.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился в Кировоградской области. С 17 лет преподавал в школе украинский язык и литературу. В 41-м добровольцем ушёл на фронт.  После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо… С 1948 года Сухомлинский директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал 22 года, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…

Б) Изучение рассказа

Мы познакомимся еще с одним его рассказом «Осенний клён»».

  • Прослушивание рассказа.

  • Какие чувства вы испытывали при чтении?

  • От чьего имени написан рассказ?

  • Как поэт рассказал о деревьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

  • Приведите примеры, доказывающие это.

  • С каким настроением надо читать рассказ?

  • строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

  • Какая главная мысль рассказа? 4. Физкультминутка.

Приседаем столько раз, сколько листиков у нас. Упражнения летающих листиков.

5. Экскурсия по школьному двору.

Ребята наблюдают осенний убранство деревьев, становятся вокруг высокого клена и описывают его красочное убранство, используя строки рассказа В.А. Сухомлинского «Осенний клен».

6. Итог

  • С репродукцией какого художника вы сегодня познакомились?

  • Как называется картина?

  • Какое произведение мы читали? Что вы запомнили о его авторе?

  • Обмен впечатлениями от экскурсии.

  • Какие чувства вы испытали от экскурсии?







































  Использование дидактических игр на различных уроках

в младших классах школы

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных, в начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна.

Как показывают наблюдения за обучением детей , наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Игра занимает важное место в первые годы обучения детей в школе. С самого начала детей интересует сама форма игры, а затем уже тот материал, без которого участие в игре невозможно.

Во время игры учащиеся незаметно для самих себя выполняют различные упражнения, в ходе которых им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит в условия поиска, возникает интерес к победе, следовательно, детям хочется быть более быстрыми, более находчивыми, четко выполнять задания, следовать правилам игры.

В ходе коллективных игр у детей формируются нравственные качества, они учатся оказывать помощь, считаться с мнением и интересами других, развивается чувство ответственности, формируется дисциплина, воля, характер.

Включение игр и игровых моментов процесс обучения способствует заинтересованности учащихся в нем, настроение детей становится бодрым и рабочим, а также помогает преодолевать трудности в освоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные задания, задачи-шутки способствуют активизации мыслительной деятельности.

Большинство игр дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, только что изученные, закрепить, повторить полученные знания.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Необходимо иметь в виду, что использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

Например, при изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру «Составим поезд»:

Дидактическая цель данной игры : ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: «Два да один – это три». Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. А класс составляет примеры вида: «Три без одного – это два. Два без одного – это один».

На основе использования игры «Составим поезд» учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру «Живой уголок».

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1).» Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

При закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток, мы использовании игру «Поймай рыбку».

В ходе данной игры на доску вывешена таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров, например, 7+8, 9+5, 8+7, 16-7, 19-8,13-7 и другие.

Далее двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать числовые выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с полученными ответами у двух учащихся, решавших эти примеры у доски.

 Дидактическая игра: «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.

Задачи: сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование: Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков. 

Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну (континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

На этапе обобщения знаний можно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или в форме различных эстафет.

При обобщении темы «Нумерация чисел в пределах 20» можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек.

Начинается игра «Поймай бабочку»:

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет вещи».

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.

Дидактическая игра: «Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка

Дидактическая игра: «Большая буква».

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой-
Уважения знак.(С.Измайлов)

Дидактическая игра: «12 месяцев»

Задачи: закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе . 

Оборудование: Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

Также целесообразно проводить игры в группах в виде соревнований. Роль наглядности на данном этапе нужно уменьшить. По окончанию проведения игры необходимо обсудить полученные результаты.

Приведем пример одной из эстафет, которая используется для проверки усвоенности пройденного материала.

Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш. Ведущий читает задачу:

  • На одной ветке сидело 15 воробьев, а на другой – на 7 меньше. Сколько воробьев сидело на второй ветке?

  • Маша и Витя пошли в лес за грибами. Маша нашла 6 грибов, а Витя -

12 грибов. Сколько грибов нашли Маша и Витя вместе?

Каждый участник записывает на листочке свой ответ и показывает его жюри, которое фиксирует количество правильных и неправильных ответов. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается.

Побеждает команда, которая набирает большее количество правильных ответов.

Дидактические игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность во время их проведения передвигаться.

Эстафета «Очень длинный пример».

На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета «Собери робота».

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета «Каждому по примеру».

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Дети первые полгода в первом классе выполняют механическую, порой бездумную работу в прописях по копированию слов и предложений, а в результате не всегда могут прочитать написанное, не говоря уже о том, что диктанты им просто не под силу. Введение же многими учителями тетрадей для печатания приводит к настоящей путанице печатных и  письменных букв. Наверное, писать нужно письменными буквами, а образ печатной буквы должен быть у ребенка только в голове.

         Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается не усвоенным.

         Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

   Таким образом, дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе, так как это на много повышает усваиваемость материала.

Это лишь малая часть игр,используемых в нашей практике.

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом В.А .Сухомлинского.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!