СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки к роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы с иллюстрациями могут быть использованы на уроках по роману

Просмотр содержимого документа
«Уроки к роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир"»

«Война и мир»

«Война и мир»

Развёрнутый ответ на вопрос 1. Салон Анны Павловны Шерер. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона? 2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых». 3. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье? 4. Шенграбенское сражение. В чём состоял подвиг батареи Тушина? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина? 5. Как изображает Толстой истинный и ложный патриотизм? 6.Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица». Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея? 7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Развёрнутый ответ на вопрос

  • 1. Салон Анны Павловны Шерер. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?
  • 2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».
  • 3. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
  • 4. Шенграбенское сражение. В чём состоял подвиг батареи Тушина? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина?
  • 5. Как изображает Толстой истинный и ложный патриотизм?
  • 6.Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица». Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?
  • 7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

3 . Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

4. Шенграбенское сражение. В чём состоял подвиг батареи Тушина? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина?

5. Как изображает Толстой истинный и ложный героизм?

6.Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица». Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?

7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

1. Салон Анны Павловны Шерер. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых».

А) Сватовство князя Анатоля к Марье.

Б) Вечер у А.П.Шерер

В) Андрей Б.со знаменем впереди батальона во время отступленияГ) Первое знакомство читателя с Наташей Ростовой

Д) женитьбы Пьера

Е) Кутузов засыпает перед сражением во время заседания

Ж) Подвиг Тушина и его батареи

З) Марья просит Андрея надеть образок дедушки перед уходом на войну 1805 г.

И) Мысли князя Андрея о на Праценской горе о смысле жизни

Домашнее задание  Хронология. 2 том Известие о смерти Князя Андрея в Лысых Горах Дуэль Пьера с Долоховым.  Возвращение Андрея, смерть жены. Проигрыш Ростова и возвращение домой, Пение Наташи. Пьер в Богучарове у Андрея. Перемена в князе. Поездка Князя Андрея в рязанские имения сына. Весна в лесу. Настроение князя. Князь Андрей в Отрадном. Лунная ночь. Возвращение с мыслью, что жизнь не кончена в 31 год. 1-й бал Наташи. Андрей Пьеру: «Весь мир для меня разделён на две половины:одна – она, и там всё счастье..свет; другая половина - всё, где её нет, и там уныние и темнота» Охота Ростовых. Пояска Наташи. Наташа в театре. Чувство к Анатолю. Попытка бежать с ним. Разговор Пьера с Наташей. Комета 1812г. и настроение Пьера.   Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Домашнее задание

  • Хронология. 2 том

Известие о смерти Князя Андрея в Лысых Горах

Дуэль Пьера с Долоховым.

Возвращение Андрея, смерть жены.

Проигрыш Ростова и возвращение домой, Пение Наташи.

Пьер в Богучарове у Андрея. Перемена в князе.

Поездка Князя Андрея в рязанские имения сына. Весна в лесу. Настроение князя.

Князь Андрей в Отрадном. Лунная ночь. Возвращение с мыслью, что жизнь не кончена в 31 год.

1-й бал Наташи.

Андрей Пьеру: «Весь мир для меня разделён на две половины:одна – она, и там всё счастье..свет; другая половина - всё, где её нет, и там уныние и темнота»

Охота Ростовых. Пояска Наташи.

Наташа в театре. Чувство к Анатолю. Попытка бежать с ним.

Разговор Пьера с Наташей. Комета 1812г. и настроение Пьера.

  •  

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Пьер Безухов и Андрей Болконский как чужие люди в гостиной Шерер

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека - Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него – чужие.

 Ростовы и гости Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть

Ростовы и гости Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть

Вечер у А. П. Шерер 1. Старшее поколение Ведут себя неестественно, фальшиво Ростовы 2. Отношение в семье между взрослыми и детьми 3. Отношение к гостям В салоне Анны Шерер нет детей Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. У Шерер есть определенная иерархия 4. Разговоры Ростовы встречают всех одинаково радушно Светская условность 5. Отношение к войне Светская условность Модная тема На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

Вечер у А. П. Шерер

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Ростовы

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

3. Отношение к гостям

В салоне Анны Шерер нет детей

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

У Шерер есть определенная иерархия

4. Разговоры

Ростовы встречают всех одинаково радушно

Светская условность

5. Отношение к войне

Светская условность

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

Каковы взаимоотношения в семье Болконских?  Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Каковы взаимоотношения в семье Болконских?

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети — князь Андрей и княжна Марья — любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Истинный героизм

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности . Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивания своих подвигов.

Аустерлиц - озарение, переломный момент в сознании Андрея Болконского.  «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его . Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»  « Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял ... Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему . ..»

Аустерлиц - озарение, переломный момент в сознании Андрея Болконского.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его . Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

« Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял ... Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему . ..»

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ   Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны. Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой. Аустерлиц стал эпохой позора, разочарований и отдельных героев. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Аустерлиц - ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. Примечательно, что  рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования .

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой. Аустерлиц стал эпохой позора, разочарований и отдельных героев. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Аустерлиц - ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. Примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования .

Домашнее задание 1 ) Есть ли «сердце» (в толстовском понимании) у Элен Курагиной? 2) Любил ли Берг Веру Ростову? 3) Что руководило отношением Бориса Друбецкого к Жюли Карагиной? 4) В чём вы видите обаяние любви Наташи и князя Андрея? 5) Как вы объясняете и расцениваете её «измену»? 6) Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа? 7) Почему рушится «мир» тома II?  История взаимоотношений князя Андрея, Наташи, Пьера и других героев.  II том. II часть.главы I – IV , X , III часть гл.VII 1. Что такое масонство и как Толстой описывает его? 2. Что привлекло Пьера в общество масонов? 3. Какую деятельность ведёт в нём Пьер? 4. Почему начинает разочаровываться? 1. Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея? 2. Какую роль в «отрадненских» главах играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью? 3. Когда героям Толстого открывается их небо? Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Домашнее задание

1 ) Есть ли «сердце» (в толстовском понимании) у Элен Курагиной?

2) Любил ли Берг Веру Ростову?

3) Что руководило отношением Бориса Друбецкого к Жюли Карагиной?

4) В чём вы видите обаяние любви Наташи и князя Андрея?

5) Как вы объясняете и расцениваете её «измену»?

6) Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

7) Почему рушится «мир» тома II?

История взаимоотношений князя Андрея, Наташи, Пьера и других героев.

II том. II часть.главы I – IV , X ,

III часть гл.VII

1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?

2. Что привлекло Пьера в общество масонов?

3. Какую деятельность ведёт в нём Пьер?

4. Почему начинает разочаровываться?

1. Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

2. Какую роль в «отрадненских» главах играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

3. Когда героям Толстого открывается их небо?

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Вспомним содержание 2 тома

1.Реакция Пьера на измену жены; дуэль и кризис (Он « видимо, боялся, как бы из этого пистолета не убить самого себя»; «этот буян жил в Москве с старушкой матерью и орбатой сестрой и был самый нежный сын и брат»;«я убил любовника своей жены. Как я дошёл до этого?»)

2. Николай и Долохов (Проигранные 43 тысячи. Для него «просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно»;она « с своей чуткостью тоже заметила состояние брата»;«я немного проиграл, то есть много, даже очень много, 43 тысячи»).

3. Масонство Пьера . Почему Пьер вступает в масоны? Чем привлек его масонство? Почему масоны разочаровали его?

4. Болконский и Пьер в Богучарове . Разговор о смысле жизни на пароме.

5. Князь Андрей в Отрадном (Смысл образа-символа дуба; лунная ночь в Отрадном)

6. Первый бал Наташи (Чувства героини; чем привлекла князя Андрея Наташа)

7. Ключевая роль сцены охоты («диалектика души» Наташи, народное начало в образе героини).

8. Наташа и Анатоль Курагин . (Случайно ли чувство, возникшее у Наташи; раскаяние)

9. Пьер и Наташа (Какие черты присущи обоим героям? Признание Пьера)

Болконский и Пьер в Богучарове. Разговор о смысле жизни на пароме Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея). «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Болконский и Пьер в Богучарове. Разговор о смысле жизни на пароме

Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея).

«Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Дуэль. Масонство . Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…», - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Дуэль. Масонство .

Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло

В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…», - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Князь Андрей в Отрадном  Встреча с дубом «…Это был огромный дуб… с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.  Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…чтобы все они жили со мной вместе!» Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Князь Андрей в Отрадном

Встреча с дубом

«…Это был огромный дуб… с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…»

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

«Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.

Встреча с дубом

«Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья».

«Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…чтобы все они жили со мной вместе!»

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Любовь к Наташе Ростовой Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота».  «Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?»

  • «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота».
  • «Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью».
  • «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Ключевая роль сцены охоты («диалектика души» Наташи, народное начало в образе героини). Танец Наташи во время охоты. «Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

Ключевая роль сцены охоты («диалектика души» Наташи, народное начало в образе героини).

Танец Наташи во время охоты.

«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

Иллюстрации Д.Шмаринова. Портреты героев Толстого Портреты героев в романе Л. Н. Толстого

Иллюстрации Д.Шмаринова.

Портреты героев Толстого

  • Портреты героев в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" помогают раскрытию их характеров и жизненного пути, а также показывают поведение героев в обществе. Очевидно, что Толстой намеренно связал характер и внешнюю характеристику героев.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» « Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались…Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова.  - Глупо…глупо! Смерть…ложь…- твердил он, морщась».

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?»

« Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались…Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова. - Глупо…глупо! Смерть…ложь…- твердил он, морщась».

Разговор о смысле жизни на пароме “ Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу… Надо жить, надо любить, надо верить… Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись в дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому»”.

Разговор о смысле жизни на пароме

  • “ Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу… Надо жить, надо любить, надо верить… Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись в дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому»”.
« - Нет, ты посмотри, что за луна!..Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

« - Нет, ты посмотри, что за луна!..Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!»

  • « Да, здесь в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, – подумал князь Андрей. – Да где он?» – подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и , сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. (…) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
«На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаководобрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть другдруга, и потому все должны были быть счастливы».
  • «На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаководобрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть другдруга, и потому все должны были быть счастливы».
«Где, как, когда всовала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - это графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы ( …) ? Но дух и приемы эти были те же самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.  Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
  • «Где, как, когда всовала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - это графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы ( …) ? Но дух и приемы эти были те же самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Надя Рушева

Надя Рушева

Наташа и Пьер  Князь Андрей и Наташа перед разлукой

Наташа и Пьер

Князь Андрей и Наташа перед разлукой

Наташа и Курагин. Наташа после измены. Наташа у постели умирающего Андрея Болконского

Наташа и Курагин.

Наташа после измены.

Наташа у постели умирающего Андрея Болконского

3 . Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье? 4. ддподдомашнее виг батареи Тушина? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина? Бородинское сражение. 5. Как изображает Толстой истинный и ложный героизм? 6.Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица». Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея? 7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? Обратить внимание на эпизоды: Ч.1 . Наташа и Пьер. Гл.16-20 Ч.1 Патриотизм дворян и купцов. Гл.23 Ч.2. Лысые Горы.гл.8-12 Ч.2,Андрей Б. и Пьер перед сражением. гл.24 – 25. Гл.31-32 Ч.2. Ранение Андрея. Гл.36-37 Ч.3.Совет в Филях.гл.4-5 Ч.3.Ростовы. Наташа.12-16 Ч.3. Пьер.гл.28-29. Ч.3.Наташа и Андрей.Пьер.гл.31-34 Ключевые главы: Ч.2. гл.19-39. Гл.28. Роль исторических деятелей Гл.33,38.. Наполеон.  Гл.35. Кутузов.  Читать 3 том «Войны и мира» Домашнее задание Проанализиро- вать поведение главных героев в войне 1812 года
  • 3 . Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
  • 4. ддподдомашнее виг батареи Тушина? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина?

Бородинское сражение.

  • 5. Как изображает Толстой истинный и ложный героизм?
  • 6.Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица». Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?
  • 7. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

Обратить внимание на эпизоды:

  • Ч.1 . Наташа и Пьер. Гл.16-20
  • Ч.1 Патриотизм дворян и купцов. Гл.23
  • Ч.2. Лысые Горы.гл.8-12
  • Ч.2,Андрей Б. и Пьер перед сражением. гл.24 – 25. Гл.31-32
  • Ч.2. Ранение Андрея. Гл.36-37
  • Ч.3.Совет в Филях.гл.4-5
  • Ч.3.Ростовы. Наташа.12-16
  • Ч.3. Пьер.гл.28-29.
  • Ч.3.Наташа и Андрей.Пьер.гл.31-34

Ключевые главы: Ч.2. гл.19-39.

Гл.28. Роль исторических деятелей

Гл.33,38.. Наполеон.

Гл.35. Кутузов.

Читать 3 том «Войны и мира»

Домашнее задание

Проанализиро-

вать поведение главных героев в войне 1812 года

Домашнее задание Обратить внимание на эпизоды: Ч.1 . Наташа и Пьер. Гл.16-20 Ч.1 Патриотизм дворян и купцов. Гл.23 Ч.2. Лысые Горы.гл.8-12 Ч.2,Андрей Б. и Пьер перед сражением. гл.24 – 25. Гл.31-32 Ч.2. Ранение Андрея. Гл.36-37 Ч.3.Совет в Филях.гл.4-5 Ч.3.Ростовы. Наташа.12-16 Ч.3. Пьер.гл.28-29. Ч.3.Наташа и Андрей.Пьер.гл.31-34

Домашнее задание

  • Обратить внимание на эпизоды:
  • Ч.1 . Наташа и Пьер. Гл.16-20
  • Ч.1 Патриотизм дворян и купцов. Гл.23
  • Ч.2. Лысые Горы.гл.8-12
  • Ч.2,Андрей Б. и Пьер перед сражением. гл.24 – 25. Гл.31-32
  • Ч.2. Ранение Андрея. Гл.36-37
  • Ч.3.Совет в Филях.гл.4-5
  • Ч.3.Ростовы. Наташа.12-16
  • Ч.3. Пьер.гл.28-29.
  • Ч.3.Наташа и Андрей.Пьер.гл.31-34
Г  Г лавная задача Толстого в описании сражения –опровергнуть значение тактики и показать настроение воинов как главную причину победы. С этим связана и композиционная особенность описания. Большинство сцен дано глазами не искушённого в военных действиях Пьера Безухова. Толстой создаёт собирательный образ русского народа, показывая, как ведут себя перед боем солдаты, ополченцы, Кутузов, Князь Андрей и Пьер Безухов. Общее настроение выражено словами одного из солдат : «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва»…

Г Г лавная задача Толстого в описании сражения –опровергнуть значение тактики и показать настроение воинов как главную причину победы.

С этим связана и композиционная особенность описания. Большинство сцен дано глазами не искушённого в военных действиях Пьера Безухова.

Толстой создаёт собирательный образ русского народа, показывая, как ведут себя перед боем солдаты, ополченцы, Кутузов, Князь Андрей и Пьер Безухов. Общее настроение выражено словами одного из солдат : «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва»…

«На всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им этим утром». Единение солдат, ополченцев в белых рубахах, офицеров и главнокомандующего мы видим в сцене молебна, где звучит клятва верности русской земле.

«На всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им этим утром».

Единение солдат, ополченцев в белых рубахах, офицеров и главнокомандующего мы видим в сцене молебна, где звучит клятва верности русской земле.

«Завтра …мы выиграем сражение» «Завтра … мы выиграем сражение» Поэтому он теперь стремится не «ближе к солнцу», а туда, где будет нужен. Чувство патриотизма и общности с народом он пережил в Смоленске: «Первый раз мы дрались там за русскую землю…в войсках был такой дух, какого никогда я не видел». Он верит в победу народного духа и сейчас: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа… а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина – в каждом солдате». Так происходит сближение Болконского с народом.

«Завтра …мы выиграем сражение»

«Завтра … мы выиграем сражение»

  • Поэтому он теперь стремится не «ближе к солнцу», а туда, где будет нужен. Чувство патриотизма и общности с народом он пережил в Смоленске: «Первый раз мы дрались там за русскую землю…в войсках был такой дух, какого никогда я не видел». Он верит в победу народного духа и сейчас: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа… а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина – в каждом солдате».
  • Так происходит сближение Болконского с народом.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Особая роль в  Бородинском сражении отводится Кутузову, истинному народному полководцу Толстой противопоставляет Кутузова Наполеону    «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра», - говорит Наполеон накануне битвы.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Особая роль в Бородинском сражении отводится Кутузову, истинному народному полководцу

  • Толстой противопоставляет Кутузова Наполеону

«Шахматы расставлены, игра начнётся завтра», - говорит Наполеон накануне битвы.

«Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения ... та неуловимая сила, называемая духом войска». « Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы» «До конца жизни своей не мог понимать он (Наполеон) ни добра, ни красоты, ни истины».  «У него были помрачены ум и совесть».  Он (Кутузов) отдаёт лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска. При этом военными операциями он не руководил. Ко второй половине первого дня сражения Кутузов пришёл к выводу о победе русских войск

«Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения ... та неуловимая сила, называемая духом войска».

« Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы»

«До конца жизни своей не мог понимать он (Наполеон) ни добра, ни красоты, ни истины». «У него были помрачены ум и совесть».

Он (Кутузов) отдаёт лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска. При этом военными операциями он не руководил. Ко второй половине первого дня сражения Кутузов пришёл к выводу о победе русских войск

«Светлее и светлее вспыхивали на лицах этих людей …молнии скрытого, разгорающегося огня» огня» молнии скрытого, разгорающегося огня»  Через описание панорамы Бородинского сражения Толстой раскрывает величие битвы и бесчеловечность войны. В центре описания сражения даны сцены на батарее Раевского. Эти люди заняты обычным делом. Толстой показывает их незаметный героизм как тяжёлую работу на войне. Их объединяет дружба, братство, умение защищать Родину, поддерживать шуткой друг друга, серьёзная деловитость . Под влиянием общих действий солдат этой батареи и Пьер становится помощником в общем деле, сближается с народом, и тот признаёт в нём своего («наш барин»). Именно здесь Пьер начинает осознавать, что истинный путь его – в слиянии своего «я» с народом, «общей жизнью». Пьер преклоняется перед солдатами, потому что они просты и не говорят попусту, а делают дело. Эта простота, с которой русские солдаты совершают бессмертные подвиги, и вызывает благоговение Пьера.

«Светлее и светлее вспыхивали на лицах этих людей …молнии скрытого, разгорающегося огня» огня» молнии скрытого, разгорающегося огня»

Через описание панорамы Бородинского сражения Толстой раскрывает величие битвы и бесчеловечность войны. В центре описания сражения даны сцены на батарее Раевского. Эти люди заняты обычным делом. Толстой показывает их незаметный героизм как тяжёлую работу на войне. Их объединяет дружба, братство, умение защищать Родину, поддерживать шуткой друг друга, серьёзная деловитость . Под влиянием общих действий солдат этой батареи и Пьер становится помощником в общем деле, сближается с народом, и тот признаёт в нём своего («наш барин»). Именно здесь Пьер начинает осознавать, что истинный путь его – в слиянии своего «я» с народом, «общей жизнью». Пьер преклоняется перед солдатами, потому что они просты и не говорят попусту, а делают дело. Эта простота, с которой русские солдаты совершают бессмертные подвиги, и вызывает благоговение Пьера.

4 том.

1. Интересы высшей знати в 1812 г.

Цель вечера, устроенного А.П. Шерер в день Бородинского сражения : устыдить «важных лиц» «за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению» . В представлении круга А.П. Шерер, патриотизм состоял в соблюдении внешних приличий: отказе от моды на все французское (театр, язык и т.п.).

2. Встреча Николая Ростова с княжной Марьей. . Н. Ростов убедился, что княжна Марья «особенное и необыкновенное существо». «Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней» , хотя «думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно» .

3. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Находясь среди пленных, Пьер переживает нравственный перелом . Человеком, который возродил в душе Пьера веру в жизнь, становится Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, а прежде крестьянин, олицетворение «всего русского, доброго и круглого» , «духа простоты и правды». Две характерные черты Платона Каратаева: внутренняя свобода и смирение перед жизнью. От него Пьер унаследовал внутреннюю свободу : в каких бы трудных внешних обстоятельствах ни находился человек, он может оставаться внутренне свободным и неподвластным этим обстоятельствам.

4. Княжна Марья и Наташа Ростова. Во время их встречи в Ярославле женщины сблизились , княжна Марья открыла для себя способность Наташи к полному самоотречению и самопожертвованию ради любви к ближним.

5. В чем была заслуга Кутузова при отступлении из Москвы?. Кутузов удерживал «русскую армию от бесполезных сражений» , настаивал на том, что Бородинское сражение – победа. Его прозорливость подтвердилась: соотношение сил изменилось в пользу русских, и вскоре «был сделан переход от отступления к наступлению».

6.«Дубина народной войны» способствовала уничтожению неприятельской армии и ускорила изгнание французов с русской земли. Началась партизанская война со вступления французов в Смоленск. Герои партизанской войны : Денис Давыдов, который организовал первый партизанский отряд, старостиха Василиса, Долохов и Денисов, Тихон Щербатый (из отряда Денисова).

Тихон Щербатый наделен типичными чертами крестьянина-партизана: богатырской силой, расторопностью, изворотливостью, мастеровитостью. Он был «самым полезным и храбрым человеком в партии» .

7. Смерть князя Андрея повлияла на Наташу Ростову и княжну Марью. Возвращение к повседневной жизни : княжна Марья готовилась к переезду в Москву, Наташе пришлось забыть свое горе ради матери, которая была потрясена смертью Пети и долго не могла прийти в себя. («…любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»). Княжна Марья отложила свой отъезд. Между ней и Наташей «установилась… страстная и нежная дружба» .

8. Историческая миссия Кутузова . Кутузов обладал мудростью и прозорливостью. Он обратился к солдатам с речью, в которой поблагодарил всех «за трудную и верную службу» . При этом призвал пожалеть пленных врагов : «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже ведь люди» .

9. Пьер Безухов . После плена Пьер болел, «во сне еще долго видел себя в… условиях плена» , но по-новому смотрел на людей , научился понимать другого человека как самого себя, признавал «возможность каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему…» . «Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя». Изменения его внутреннего мироощущения позже подметит Наташа: «Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий, точно из бани… мор ально из бани» . В делах практических он тоже обрел «центр тяжести» .

10. Пьер Безухов и Наташа Ростова . Пьер почувствовал любовь к Наташе, стремился чаще видеть её. Ответное чувство проснулось и в Наташе, ее охватило стремление к счастью и полноте жизни.

Платон Каратаев Мировоззрение Платона: Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, а прежде крестьянин, олицетворение «всего русского, доброго и круглого» , «духа простоты и правды» . смирение и покорность судьбе; равнодушие к личному счастью и благополучию; предпочтение целому, общему (семейному, общинному); 4)бесстрастное доброе, ровное отношение ко всем людям; 5)деятельное доброе отношение к тем, кто ; 6) вера в торжество правды; 7) земное страдание спасительно для души человека.  «Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления …светилось еще выражение тихой торжественности. Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что-то.»

Платон Каратаев

Мировоззрение Платона:

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, а прежде крестьянин, олицетворение «всего русского, доброго и круглого» , «духа простоты и правды» .

  • смирение и покорность судьбе;
  • равнодушие к личному счастью и благополучию;
  • предпочтение целому, общему (семейному, общинному);

4)бесстрастное доброе, ровное отношение ко всем людям;

5)деятельное доброе отношение к тем, кто ;

6) вера в торжество правды;

7) земное страдание спасительно для души человека.

«Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления …светилось еще выражение тихой торжественности.

Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что-то.»

Выводы. Личность и народ. 3.Народ – движущая сила истории, только близкая к народу личность может влиять на события. 1.Народ – воплощение нравственных идеалов . Шенграбен Верное решение Кутузова – спасти армию, людей. Аустерлиц БОРОДИНО Неверное решение вопреки воле Кутузова. ПОБЕДА ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ. ПОБЕДА НАПОЛЕОНА. БОРОДИНО Кутузов близок народу, чувствует дух армии. Наполеон далёк от своих солдат, не чувствует духа армии. ПОБЕДА ПОРАЖЕНИЕ 2.Война – проверка глубины патриотизма и одновременно ужасное, противоестествен-ное событие. 4.Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

Выводы. Личность и народ.

3.Народ – движущая сила истории, только близкая к народу личность может влиять на события.

1.Народ – воплощение нравственных идеалов .

Шенграбен

Верное решение Кутузова – спасти армию, людей.

Аустерлиц

БОРОДИНО

Неверное решение вопреки воле Кутузова.

ПОБЕДА

ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ. ПОБЕДА НАПОЛЕОНА.

БОРОДИНО

Кутузов близок народу, чувствует дух армии.

Наполеон далёк от своих солдат, не чувствует духа армии.

ПОБЕДА

ПОРАЖЕНИЕ

2.Война – проверка глубины патриотизма и одновременно ужасное, противоестествен-ное событие.

4.Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

Эпилог Научиться применять великие истины в обыденной жизни. Эпилог  «Он (Николенька) не хотел быть ни гусаром, ни Георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Эпилог

Научиться применять великие истины в обыденной жизни.

Эпилог

«Он (Николенька) не хотел быть ни гусаром, ни Георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Эпилог  «Всё хорошо, что хорошо кончается»   «Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?» Пьер ответил: «Я думаю, что да»   «...Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже  он  был доволен...» Это — клятва верности идеалам борьбы, самоотвержения. И то, что клятву произносит ребенок, доказывает сочувствие Толстого этим идеалам « …Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое . Ведь как просто?» (Пьер)

Эпилог «Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?» Пьер ответил: «Я думаю, что да»

  «...Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже  он  был доволен...» Это — клятва верности идеалам борьбы, самоотвержения. И то, что клятву произносит ребенок, доказывает сочувствие Толстого этим идеалам

« …Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое . Ведь как просто?» (Пьер)

Домашнее задание 1.Подготовка к викторине.

Домашнее задание

1.Подготовка к викторине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!