СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС с конспектом, презентацией и приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Уроки истории и обществознания»



В.Г.Леонтьева

МОУ Остроленская СОШ

Нагайбакский

муниципальный район



Пояснительная записка к методической разработке урока обществознания в 10 классе


Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение обществознания в количестве 70 часов (2 часа в неделю).

Согласно предложенному поурочно-тематическому планированию на урок «Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ» выделяется 1 час.

Распределение учебных часов:


Содержательный блок

Подтемы

Кол-во уроков

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация.

Типы политических партий, их функции.

1


Политические партии и общественно – политические организации на Южном Урале.


Итого


1




Конспект урока обществознания в 10 классе



Раздел « Политическая сфера общества »


Тема по программе «Политика как общественное явление»

Цель изучения темы - формирование основ мировоззренческой, социальной, политической культуры;

Задачи

личностный результат воспитание у учащихся российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

метапредметный результат – систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана и в наглядно-символической форме и виде схемы.

предметный результат –уметь характеризовать политические партии, различать виды, функции политических партий; знать различия между политическими партиями и общественно - политическими организациями

Урок «Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ»

Кол-во часов: 1

Цель учебного занятия –изучать один из важных социальных институтов – политическая партия; типологию и функции политических партий и политические движения.

Политика есть искусство удерживать людей

от участия в делах, которые их прямо касаются.

П. Устинов




Планируемый результат

Составные элементы результатов

Форма деятельности (реализации)

Личностные

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • индивидуальная работа по уровням

  • адекватно оценивают свои возможности при выборе уровня заданий

  • актуализация интереса к политической сфере, в частности политическим партиям и их деятельности в современном мире

  • разные уровни домашнего задания

Метапредметные

Установление междисциплинарных связей, выявление универсальных приемов учебной деятельности

  • установление связи между новым материалом и уже пройденным

  • работа с историческими понятиями (консерватизм, либерализм, социализм), историческими терминами (кадеты, большевики, меньшевики, эсеры)

  • работа в группах

  • обоснование суждения группы

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • выслушивание мнения других

  • умение вести дискуссию

Предметные:

Знание понятий,

Политическая партия, типы политических партий, политические движения



Умение работать с научной литературой


Умение сравнивать,анализировать и делать выводы

  • заполнение сравнительной таблицы «Политическая партия и политические движения»,

  • ответы на вопросы к проблемным заданиям и познавательным задачам

  • выводы по разгаданному кроссворду;

составление схемы «Типы политических партий»


Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе с различными видами источников.

Оборудование:

  • мультимедийная система, презентация,

  • дидактический материал ( рабочие листы для групп),

УМК (основная литература):

  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию МО РФ 2015г.

  • 11 кл.: учебник обществознание/Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова – М.: Просвещение, 2014. – 335 с.

Дополнительная литература:

10 кл.: учебник обществознание/А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько, Д.С. Мартьянов-М.: Дрофа,2013.-236с.



Каждый ученик по итогам практикума получит 2 оценки: одна групповая (за работу группы) и индивидуальная (согласно обязанностям в нутрии группы). Вторая оценка формируется по результатам проверки рабочих листов и из содержания выступления докладчика.







«»

И.Сталин

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

+ ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

Предметные

формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности


II. Актуализация знаний

Разгадывание кроссворда












1















Э









2






С





3



4

М





5

Е




1

К

о

н

С

Е

р

в

а

т

о

Р

ы




А



о

Н





К

ы





Д



ц

Ь





Т






Е



И

Ш





Я






Т



А

И





Б






Ы



Л

В

2

л

и

б

е

р

а

л

ы





И

И





И









с

К





С









Т

и





Т









ы






ы






Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Фронтальная

По горизонтали:

1.сторонники сохранения старого общества;

2.сторонники модернизации общества, в которой личность получает свободы.

По вертикали:1.нелегально возникшая в 1902 году организация в России.

2. Организация, отделившаяся от большевиков и ставшая самостоятельной.

3 Организация, легально возникшая в России, после издания Манифеста 17 октября 1905 года.

4.сторонники создания нового общества, где все равны.

5 Организация, легально возникшая в России, после издания Манифеста 17 октября 1905 года.

Связь с историей 8 класс по новой истории «Общественно – политические учения» и историей России

«Политическое развитие России начала XX века», «Первая русская революция».

Метапредметные: повторение политических партий, возникших в начале XX века в России; общественно – политических учений XIX века

Ответы на вопросы

III. Постановка учебных задач

Беседа








Сгруппируйте полученные ответы в два столбца.

Анализируют понятия и термины. Выделяют общие признаки делят на 2 группы

Работа в парах


работа с понятиями и терминами

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации (предлагают варианты)

Выполение задания

IV. Изучение нового материала

Беседа


- Какие группы у вас получились?

- По какому принципу вы это проделали?

Попробуйте сформулировать тему урока.



Формулируют тему урока

Индивидуальная




Отвечают на вопросы

Работа с понятием политическая партия

Вспоминаем, как мы определяли, что такое политическая партия.

А, теперь составьте план, по которому мы будем изучать эту тему. Ваш план отразит наши учебные задачи. Если вы затрудняетесь, то вам помогут вопросы на слайде:

Все партии ставят одинаковые цели?

Все партии используют одинаковые методы и приемы?

Можно ли выделить общие признаки партии?

Для чего образуются партии?

Чем отличается политическое движение от политической партии?

Читают на слайде, в словаре учебника

записывают в тетрадь

Формулируют учебные задачи

Фронтальная




Метапредметные, предметные: работа с обществоведческими понятиями

выделяют и фиксируют учебные задачи

Ответы на вопросы


Работа с текстом учебника

Стр.263-265


Составление схемы «Типы политических партий»

делают записи в тетрадь.

2 ученика работают на электронной доске, заполняют схему, используя ресурс mind42

Фронтальная



Личностные: осознают свои возможности в учении

Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Работают в тетрадях

Опрос по выполненной работе




Фронтальный

Отвечают,

делают записи в тетрадь

Индивидуальная



Метапредметные:

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

Проверяют и исправляют ошибки



Беседа

Практическая работа

Мы повторили и дополнили понятие «политическая партия», выделили общие признаки и изучили типы политических партий. Проведем практическую работу (учитель подготавливает карточки с текстом по которому ученики определяют тип партии). Учитель использует материал из текста учебника стр.263– 265.Приложение № 1

Фронтальный

Отвечают

Работа с карточками

Групповая



Используя фактический материал, определяем тип партии

Метапредметные:

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

Ответы на вопросы


Работа с учебником стр.265

Выписать роль (функции) политических партий.


Фронтальный

По парам


Метапредметные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий


Дополняют друг друга,

Беседа

С переходом к работе с иллюстрациями на слайде

Вспомните, как начался наш урок?

Какой период истории мы вспомнили?

Долго ли продолжалась в нашей стране политическая система в которой осуществлялась многопартийность?

Как называется период, когда господствует однопартийная система?

Какая политическая система осуществляется на современном этапе?

Какие партии представлены на слайде?

Фронтальная

Индивидуальная


Умение работать с иллюстрацией

Метапредметные:

установление связи между новым материалом и уже пройденным

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Отвечают на вопросы


Работа в группах с источником



Каждая группа – 2 парты.

Задания проанализировать документ из учебника стр. 2

Групповая работа

Фронтальная

Умение работать с научной литературой

Личностные:

Участие в учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Формирование умения анализировать документ; работа в группах

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Читают текст, выполняют задания



Выступление групп



Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4


Групповая работа

Фронтальная


Метапредметные:

выслушивание мнения других

умение вести дискусию

Сообщение выводов по работе группы

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Дискуссия



- Давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Как вы думаете, как он связан с темой сегодняшнего дня? Напрямую или опосредованно?

Членство в партии является ли активным участием гражданина в политической жизни?

Нужно ли гражданам участвовать в политической жизни?

Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

Фронтальная

Умение использовать изученный материал при анализе цитат

Метапредметные:

слушают мнение других,

умеют вести дискуссию

Устный опрос

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа




Оценивание работы учащихся


- Что в новом материале вас заинтересовало более всего?

-Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели?

Формы оценивания на экране

оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная


Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

слайд 8


Уровень А (легкий) – выучить записи по тетради, понятия.

Уровень В (средний) – Уровень А + 1-3. выполнить письм задание на стр. 271

Уровень С (сложный) - Уровень А +В +задание 4 стр 271

слайд 22

Выбирают уровень и

записывают домашнее задание





Индивидуальная


Личностные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора.

Записывают домашнее задание




Приложение 1

Рабочий лист № 1-5

Класс _____

Распределите обязанности в группе и укажите ответственных:


Обязанности

Ф.И.О.

Лидер (организация обсуждения)


Секретарь (ведение записи)


Консультант 2 ученика (проверка понятий в словаре, в тексте учебника)


Докладчик



Приложение № 1 Для каждой группы составляем свое задание. (из материалов ФИПИ, ЕГЭ)

Политическая партия Z имеет разветвленную сеть региональных организаций и молодежное подразделение. Партия выступает с идеями личной, экономической и политической свободы человека, демократии и рыночной экономики и зарегистрирована для участия в парламентских выборах. Найдите в приведенном ниже списке все характеристики данной партии. Запишите цифры под которыми они указаны

1.кадровая 3. Легальная 5. коммунистическая

2 либеральная 4. Массовая 6. Правящая


Приложение № 2

Для каждой группы составляем свое задание. (из материалов ФИПИ, ЕГЭ)

Установите соответствие между признаками и политическими организациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИ

А) разработка политических программ 1)государство

Б)выдвижение политических лидеров 2) политические партии

В)выражение конкретных социальных групп 3) и государство и политическая партия

Г)разработка и принятие законов

Д)представление всего общества


Приложение № 3

В программе политической партии Х отмечается: « партия и дальше будет последовательно выступать за осуществление принципа социальной справедливости, достойную зарплату для людей труда, государственную поддержку образования и здравоохранения»; в программном заявлении партии У. отмечается, что ее главной целью является «стимулирование экономической активности населения, развитие свободного предпринимательства за счет снижения налогов и уменьшение вмешательства государства в экономику».

Определите к каким типам партий относятся Х. и У.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!