УРОК ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ИНДИЯ»
Задачи:
1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.
Оборудование: карты Индии (физическая, экономическая), атласы, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией, учебник.
Технология: Игровая.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Провести жеребьёвку, разбить класс на 2 команды.
Темы и вопросы. (Презентация)
1. ЭГП.
Какое место в мире занимает по площади? (7 место.)
Площадь государства? (3,3 млн км2.)
На какой равнине расположено государство? (Индо-Гангской.)
Укажите состав территории государства. (П-ов Индостан, Лаккадивские, Андаманские, Никобарские о-ва.)
Перечислите, с какими государствами граничит Индия. (Пакистан, Непал, Китай, Бутан, Мьянма, Бангладеш. По Гималаям граница не обозначена.)
2. Государственное устройство.
Государственный строй Индии (Федеративная республика.)
Исполнительная власть (правительство во главе с премьером.)
Столица и административно территориальное деление (Дели. 28 штатов и 7 союзных территорий.)
Чем знаменателен для Индии 1950 год? (Индийский союз стал Республикой Индия.)
Индийский национальный лидер, возглавивший Индийский национальный конгресс. В 1915 г разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами. (Махатма Ганди.)
3. Население.
Какое место в мире занимает Индия по численности населения? (2-е место.)
Какова плотность населения Индии? (329 человек на квадратный км, 2-е место в мире.)
Какое количество официальных языков определено в конституции Индии? (21 язык, 1625 диалектов.)
Что такое касты? Какие касты вы знаете? (Касты – замкнутые группы людей. Высшие – брахманы и военно-землевладельческая касты, более низкие – торговцы, ремесленники и т.п., низшая каста “парии” – неприкасаемые.)
Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае? (В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась.)
4. Хозяйство.
Какой вид транспорта преобладает в Индии. (Железнодорожный.)
Какую долю от всего населения составляет сельское? (2/3).
Что означают термины “зелёная революция”, “белая революция”? (“Зелёная революция” – обеспечение Индии зерновыми культурами: пшеницей, рисом; “белая революция” – самообеспечение Индии молоком и молочными продуктами.)
Какой вид тяжёлой промышленности занимает 1-е место в структуре промышленности Индии? (Добывающая промышленность: 9% железной руды мира, 15% марганцевых руд, бокситы, золото, алмазы, драгоценные камни.)
Объясните, почему районы концентрации тяжёлой промышленности сосредоточены на северо-востоке страны. (Месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды.)
5. Культура.
Что такое “Болливуд”? (Киноиндустрия.)
Перечислите основные религии Индии. (В Индии 80 % населения исповедуют индуизм. Вторая распространённая религия это ислам с около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм. 2 % населения исповедуют христианство. С Индией также связаны иудаизм и зороастризм; в стране эти религии имеют по несколько тысяч последователей.)
Почему корова у индийцев считается священным животным? (Корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.)
Что означает традиционный жест индийцев, когда он поднимает соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивает головой со словами: (Таким образом, местные жители приветствуют друг друга.)
Это чудо света находится в городе Агра на севере Центральной Индии. Считается жемчужиной индо-исламской архитектуры. Могольский правитель Шах-Джахан воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены, умершей в 1631 году. (Тадж-Махал.)
III. Подведение итогов.