СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урока Мужества «Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Мужества, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Просмотр содержимого документа
«Урока Мужества «Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны»»

Урока Мужества «Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны»

  1. Пояснительная записка.


Название номинации

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории

Название работы

Методические рекомендации по организации и проведению Урока Мужества «Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны», посвященному Дню Победы.

Краткое тематическое содержание

Описание подготовки и проведения Урока Мужества, посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. с участием учащихся школы, их родителей, ветеранов войны и труда, ветеранов педагогического труда, педагогического коллектива школы.

Цель мероприятия

Воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению.

Задачи мероприятия
  1. Укрепить в сознании людей значимость Великой Победы Советской Армии и нашего народа.

  2. Воспитание у учащихся любви к его героическому прошлому, любви к родному краю.

  3. Расширение знаний учащихся о Великой отечественной войне.

  4. Привлечение общественности к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи.

  5. Развитие творческих способностей учащихся.

  6. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Область применения

Организация внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы

Формы и методы реализации

Мероприятие проводится в форме конференции, используются следующие педагогические технологии: технология коллективного творческого воспитания, технологии воспитания субъективной активности человека

Возрастные группы обучающихся

- учащиеся школы 5-11 классов, - выпускники школы, родственники участников Великой Отечественной войны;

- ветераны педагогического труда школы;

- педагогический коллектив;

Ожидаемый результат

  • Сохранение традиций школы, внимание к символам и ритуалам.

  • Уважения, внимание, забота о ветеранах.

  • Сохранение общечеловеческих ценностей: преемственность поколений, связь поколений, милосердие.

  • Сформировать у присутствующих мнение, что война - объективное зло. Зло, с которым нельзя мириться и которое нельзя оправдывать ни до, ни после.






































  1. Содержательная часть.


“Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной  культуры всего общества.”

                                                                        Академик Д.С.Лихачев.


Тип урока - проекта:

Информационный, ознакомительно-ориентировочный исторический монопроект с открытой, явной координацией.

Время работы над проектом: около 8-ми месяцев.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, периодические издания, беллетристика, воспоминания участников войны, ресурсы “Интернет”.

Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

Мониторинговый этап.

Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности на уроках истории. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:

  • ставят своей целью узнать новое – 75% учащихся;

  • узнать сверх программного материала, “чего не пишут в учебниках” - 35%;

  • хотят углубленно, профилированно изучать историю “и чтобы побольше было уроков истории” - 10%;

  • хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками – 45%;

  • хотели бы поделиться своими знаниями с учителем – 35%;

  • хотят получить хорошую оценку – 60%;

  • хотят проявить себя и проверить свои возможности – 30% учащихся.

Как видим, у многих учащихся прослеживается положительная мотивация к учению, но цели размыты, неконкретны, на лицо, прямо по Д. Дьюи “спонтанная любознательность и стихийный интерес”. Не трудно заметить, что какими бы разными не казались на первый взгляд цели учителя и учеников, имеются точки соприкосновения, общие позиции, именно они и позволили выйти на проектную деятельность. Кроме того, анкетирование выявило, что у многих учеников наблюдается пассивное отношение к предмету, безразличие к учебе в целом. Явственно просматривается проблема: малая эффективность традиционных (в основном объяснительно-иллюстративного) методов изучения истории для целей обучения, воспитания и развития учащихся.

II. Вводная беседа.

Для запуска проекта мною была проведена вводная беседа “ История Великой Отечественной войны, которую мы не знаем” с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

III. Проблематизация.

В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

IV. Постановка учащимися их цели – проблемы.

В ходе обсуждения решили изучать тему, выполняя учебный проект.

V. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Выдвинули гипотезу о том, что тема “ Великая Отечественная война” должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике. Мы как бы заново её напишем, оживим, “раскрасим” материл учебника, будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, эссе, альбомы и представим их в классе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку. Это и будет “Наша повесть о Великой Отечественной войне и судьбах односельчан». Ее мы подарим школе.

VI. Намеченный результат позволил наметить шаги - задачи по реализации цели:

  • нужно было определить, какие смысловые разделы, “части” будут в нашей “повести”. В ходе обсуждения их наметилось три: о людях, участвовавших в войне; о самих событиях войны; о материальном обеспечении войны;

  • был объявлен конкурс на название этих разделов;

  • был объявлен конкурс на общее название проекта.

  • На конкурс было подано более 15 предложений.

На столе вырос ворох записок, беспристрастная комиссия отобрала наиболее интересные. В ходе работы поступило предложение, установить приз “Золотая идея” за лучшее название, за наиболее интересные материалы, за яркие идеи, которые возникнут на уроках.

В итоге наш проект мы назвали “Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны”. Эта повесть будет в трех частях. Части получили названия:

  • Портретная галерея войны”

  • Будни войны”

  • Вещи войны”.

Все три части “повести” будут состоять из отдельных глав. Этот этап работы принес первые неожиданности: самые интересные названия предложили учащиеся средних классов.

VII. Следующим шагом стало утверждение исполнителей проекта. Класс разбился на группы по 3 – 5 человек для поиска материалов. Были дети, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне. Утвердили группу оформителей и группу компьютерной верстки, утвердили график работы и руководителей разделов и проекта в целом.

VIII. Наконец, сейчас состоится ярмарка учебных мини-проектов, глав нашей “повети”, то есть ярмарка тем для последующей поисковой и исследовательской работы. Эти темы предлагались как мною, так и учащимися. На ярмарку было представлено более 20-ти тем. Выбрали для работы – 7.

Часть 1. “Портретная галерея войны”:

  • Глава 1. Герой Социалистического Труда СССР – Агапов Николай Андреевич;

  • Глава 2. Дважды, награжденный Орденом Славы 2 и 3 степени и медалью «За Отвагу» Баландин Иван Федорович;

  • Глава 3. Пропавший без вести - Чуглин Михаил Григорьевич.

Часть 2. “Будни войны”:

  • Глава 1. Женщины на фронте: воспоминания Рыбаковой Нины Васильевны и Баландиной Марии Алексеевны.

Часть 3. “Вещи войны”:

Глава 1. Открытки, письма-треугольники, похоронки.

Глава 2. Кисеты.

Глава 3. Газеты.

Как видим, наиболее привлекательной оказалась информация о людях, и это не удивительно, во-первых, юношество ищет примеры “делать жизнь с кого”, а, во-вторых, интуитивно ощущая безликость истории (уж сколько об этом писали!) пытается восполнить этот пробел. Мальчиков, естественно, привлекло оружие, и совсем невостребованными остались боевые операции, как выразился один ученик: “и так вся история битвами забита!”. На этом закончился подготовительный этап нашего учебного проекта.

IХ. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов (как выразились проектанты, “охота за знаниями”), его осмысление, структурирование, оформление. Видно было, что деятельность увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, некоторые делились информацией, литературой с другими. Были ученики, подготовившие по 2-3сообщения. В результате к концу работы было освоено не 7 глав, как планировали, а более. В ходе работы встали проблемы и передо мной. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков. Но основная забота была о том, как вместить добытые знания, “нашу повесть” в рамки учебной программы. Пришлось анонсировать предстоящие уроки, обговаривать, что будем изучать на последующих, а ученики уже сами “встраивались” в них со своими докладами, сообщениями, альбомами и т.д. Это позволило обозревать постоянно всю тему и наши достижения, как бы парить над ней, а не переходить от параграфа к параграфу. Шла рефлексия деятельности. Появилась идея провести презентацию проекта по итогам накануне Дня Победы.

Х. Велась подготовка к презентации проекта.

ХI. Оформляли и продукт проектной деятельности – наши папки.

ХII. А сейчас презентация части нашего учебного проекта в форме конференции, на которой учащиеся проанализируют, как они шаг за шагом обдумывали и воплощали наш проект, какие встречали сложности и как их преодолевали, что у них получилось, что приобрели и чему научились в ходе проектной деятельности, что нового изучили по этой теме. А затем мы передадим в дар школе нашу “Повесть”.





Конспект урока Мужества «Наша повесть о судьбах односельчан в истории Великой Отечественной войны».

Учитель: Народная мудрость гласит: «Кто не помнит прошлого, тот никогда не узнает будущего».

1.Вступление подготовил Дубин Мансур.


На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

Что же толкало на подвиг во время войны вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя  ответственность «за Россию, за народ, и за всё на свете». Такую ответственность взяли на себя и наши земляки в годы Великой Отечественной войны, встав на защиту своей Родины. Многие из них сражались с врагом в частях армии и флота, в партизанских отрядах, проявляя мужество и героизм.

Часть 1. “Портретная галерея войны”:

  • Глава 1. Герой Социалистического Труда СССР – Агапов Николай Андреевич. Слово Дубину Дамиру.

Материал об этом человеке и его необычном трудовом подвиге в годы войны мы нашли в книге об участниках Великой Отечественной войны, подаренной сестрой героя Аргамаковской основной школе, на которой открыта мемориальная доска в память об Агапове Николае Андреевиче. (Приложение 1).

Награжден «Золотой Звездой» Героя Социалистического Труда и орденом Ленина. (Его так и звали в селе «Герой»).


Родился Агапов в селе Кошкарово, что лежит неподалеку от села Лермонтово Белинского района. Его фронтовая биография не была простой. В 1942 году боец стройколонны НКПС №61 Агапов трудился на рокаде Сенная – Сызрань, по которой велась переброска сил и средств к Сталинграду. Но вскоре, после тяжелейшего заболевания, Николай Андреевич был признан врачебной комиссией не годным для работы на строительстве и направлен в распоряжение Чембарского военкомата. С диагнозом его заболевания («ярко выраженная эмфизема легких, хронический бронхит и правое воспаление почек») и жить то было нелегко, не то чтобы воевать. В тылу он отсиживаться не собирался. Скрыв диагноз заболевания, Николай Агапов добивается все-таки в 1942 году направления в действующие части.

Он попал в разгар Сталинградского пекла в железнодорожную бригаду, которой командовал полковник В.Безвесильный. 15-я железнодорожная бригада вела тогда техническое прикрытие линии Урбах – Астрахань. Военным железнодорожникам приходилось восстанавливать движение под непрерывными бомбежками немецкой авиации, а также бороться с пожарами, спасая ценные грузы. Николай всегда первым брался за самую тяжелую работу. Он в совершенстве владел плотницким делом, и когда его батальону приходилось восстанавливать разрушенные мосты, - ему не было в этом деле равных. Чтобы восстановить разрушенный железнодорожный путь, требовалось обрубать уцелевшие куски и вести укладку с их помощью. Даже физически сильные путейцы за час не могли делать больше чем 6-8 рубок. Николай предложил производить рубку рельсов по новому, придуманному им способу. Три – четыре удара кувалдой по зубилу – и рельс готов к укладке. Изобретение путейцы тут же использовали на практике. В результате он с командой рубщиков из 8 человек за 10 часов сделал 450 рубок. В то время это был рекордный результат, и метод Агапова стали применять на других участках.

Потом Агапов стал изучать саперную науку. Боевое крещение минами Николай Андреевич и его однополчане получили жарким летом сорок третьего. Однажды Николай с группой саперов добровольно вызвался разминировать мост, который немцы перед отходом щедро нашпиговали взрывчаткой. Немцы вели прицельный огонь по саперам. Мост в любую минуту мог быть подорван врагом, если бы саперы Агапова не извлекли из зарядов капсюли – детонаторы и не сняли детонирующие сети. Наши саперы спасли мост от разрушения, что помогло в кратчайшие сроки восстановить движение на этом участке. После войны солдат вернулся в родное село. Работал в колхозе. Военное ремесло пригодилось ему и в мирное время.


  • Глава 2. Дважды, награжденный Орденом Славы 2 и 3 степени и медалью «За Отвагу» Баландин Иван Федорович. Эту главу представляет Медведев Сергей.

Иван Федорович Баландин (10.01.1911-06.10.1995).


На восьмой день после вероломного нападения фашистов ушел защищать свою Родину, свою жену, близких и родных Иван Баландин. Было ему в ту пору 30 лет.

Попал в пехоту. Вскоре стал командиром отделения стрелкового полка. В самом пекле побывал их стрелковый полк в боях под Москвой.

В одном из боев сержант Баландин получил приказ: уничтожить огневую точку противника. С ним было два бойца. С этими бойцами он забросал гранатами огневую точку. За это получил свою первую награду – медаль «За отвагу». Затем воевал на Украине. После ранения стал наводчиком противотанковой 45 – миллиметровки. В одном из боев подпустил фашистов поближе, и его расчет стал прямой наводкой бить противника. За этот бой, за мужество и храбрость получил он свой первый орден Славы 3 степени. Свой последний бой сержант помнил до деталей. Расчет сержанта Баландина сразу подбил три танка, в этом бою его ранило в живот, подобрали сержанта обессилевшего и истекающего кровью бойцы медсанбата. Весть о Победе встретил на грузинской земле.

Еще один орден - орден Славы 2 степени был вручен уже после войны.

После войны работал в музее – усадьбе М.Ю. Лермонтова.

Мы пригласили сюда дочь Ивана Федоровича – Назаркину Нину Ивановну, которая расскажет о его наградах, документах. ( Приложение 2 – видео).


Учитель: Спасибо, мы должны помнить, что Иван Федорович - единственный участник Великой Отечественной войны в нашем районе, который награжден двумя Орденами Славы.

  • Главу 3. «Пропавший без вести» – о Чуглине Михаиле Григорьевиче подготовила ученица 11-ого класса, а сегодня - выпускница нашей школы Коровина Алена. Эстафету приняла Шулепина Алла. Ей слово..

Годы идут, редеют ряды ветеранов войны – живых свидетелей истории, поэтому очень важно собрать их воспоминания о войне.


Мы решили активно заняться поисковой работой. В нашей школе работала научно-поисковая секция Лермонтовского клуба «Истоки». Нами проделана большая работа: под руководством учителя истории Ивашкиной Е.В.; вместе с преподавателем-организатором Ивашкиным А.И. оформили уголок боевой славы в кабинете ОБЖ, восстановили списки на памятнике односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, который находится в центре села; найдены родственники однополчанина Бражникова по запросу, который приходил в Белинский район.

Тема нашей группы – поиск участника Великой Отечественной войны Чуглина Михаила Григорьевича, который числился пропавшим без вести в 1941 или в 1942 году.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута сверхвысокой ценой. Учебник истории Пензенского края (под редакцией А.С. Касимова, Г.Ф. Винокурова, Г.Н. Белорыбкина) приводит цифру 190 379 пензенцев, погибли на войне. 186 жителей нашего Лермонтовского сельского совета не вернулись домой.

Среди жителей с. Лермонтово интересна судьба семьи Чуглиных Григория Григорьевича и Степаниды Петровны.


У них было 6 детей: 2 дочери Евдокия и Анастасия и 4 сына Иван, Михаил, Александр и Василий. Григорий Григорьевич был участником I мировой войны и Гражданской войны. После возвращения домой Григорий заболел туберкулезом и в 1937 году умер. Когда началась Великая Отечественная война, Степанида Петровна проводила всех своих сыновей на фронт; дочери были замужем, сын Иван женат.

Александр Григорьевич был артиллеристом, всегда на передовой, 7 раз был ранен, но вернулся домой. Умер в 1975 году в г. Шостка, Сумской области, Украина.

Василий Григорьевич призван на войну в 1944 году, он был в штабе, финансистом, в 1945 году был на Дальнем Востоке, в Китае, умер в Ленинграде в 1980 году.

Иван Григорьевич воевал под Ленинградом, охранял Дорогу жизни, воевал на Синявинских высотах, умер в 1979 году в с. Лермонтово. Очень хотел после войны съездить в те места, но сделать это ему не удалось. Его внук Зиновьев Александр учился в высшем военном училище в Ленинграде. Он привез земли с тех мест на могилу своему дедушке и предоставил фотографии с Синявинских высот:


Аллею славы, памятник, каски воинов, которые найдены там поисковыми отрядами.

Вы, живые, помните,

что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли,

мы стояли насмерть у темной Невы,

мы погибли, чтоб жили вы.

А Михаил Григорьевич не вернулся с войны. Матери сообщили, что он пропал без вести.


Вестей от него не было с 1941 года. На плите – на памятнике павшим воинам есть – Чуглин М.Г. В Книге памяти Пензенской области на 102 стр.: Чуглин Михаил Григорьевич – г.р. 1919, м.р. Белинский район, с. Лермонтово, м.пр. Белинский РВК, красноармеец 00.07.1942 пропал б/в.

Однако, по рассказам родственника, сына Ивана Григорьевича – Анатолия Ивановича братья искали Михаила и, с их слов, они предполагали, что он попал в плен в 1941 году. Но в 1985 году однополчанин Михаила из Ульяновской области прислал письмо в Лермонтовский сельсовет с просьбой найти родственников Михаила Чуглина. Анатолий Иванович переписывался с ним, было 7 писем (письма не сохранились). Однополчанин говорил, о том, что видел Михаила в 1942 году. Поиски были безуспешны. Но летом 2009 года сын Евдокии Михаил Васильевич Чуглин был в Пензенском Государственном архиве и один из сотрудников рассказал ему, что был в Германии и видел там документы об умершем в концлагере Чуглине Михаиле Григорьевиче, - может быть, вы родственники? – спросил он. Да, конечно, это был его дядя. Вновь начались поиски. Мы обратились за помощью к выпускнице нашей школы, внучке Ивана Григорьевича Ларисе Красновой, которая прежде вела эту поисковую работу, и сделали запрос (приложение стр. 4-6) в Международную Службу розыска 15 сентября 2009 года. Вскоре пришел ответ.

Результаты работы: мы вносим изменения в родословную – Михаил умер 23 ноября 1942 года в плену от сыпного тифа, место захоронения Цайтхайн, могила: участок 58, блок I, ряд I.

Вместе с ответом на запрос о Чуглине М.Г. было прислано много интересных документальных материалов, из которых мы узнали много нового о концлагере Цайтхайн для советских и итальянских военнопленных (приложение стр. 13-26). В 1941 – 1945 годах в лагере погибло около 25 тысяч советских военнопленных.


Кроме того, нам выслали алгоритм поиска: как установить судьбу военнослужащего, погибшего или пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, которым мы будем руководствоваться на следующем этапе нашей работы, и информацию о материалах, хранящихся в службе розыска Международного Красного Креста.

Мы планируем составить списки всех пропавших без вести однополчан и продолжать поисковую работу до тех пор, пока судьба каждого воина не будет установлена.

Поисковая работа помогает нам глубже проникнуть в историю родного края, родной страны; почувствовать свою причастность к восстановлению белых пятен в истории Великой Отечественной войны.


Мы продолжили эту работу: сообщили родственникам о результатах поисковой работы; и дети, и жена Чуглина Василия Григорьевича, которые живут в С – Петербурге, отправились в Германию. Они посетили мемориальный комплекс, кладбище в Цайтхане и привезли нам оттуда фотографии, документы и, конечно, благодарность за нашу работу. (Приложение 3).

Часть 2. “Будни войны”:

  • Глава 1. Женщины на фронте. Воспоминания Рыбаковой Нины Васильевны записала Масягина Мария.

  • Стихотворения Н.В.Рыбаковой читает Бибякова Эльвира.

  • Воспоминания Баландиной Марии Алексеевны мы предлагаем в форме видеозаписи. (Приложение 4).

Часть 3. “Вещи войны”:

Глава 1. Открытки, письма-треугольники, похоронки.

О заветном треугольнике рассказывает Илья Распопов.

По всей земле нашей – от снежных вершин Кавказа, до седого Балтийского моря, по странам Европы прошли советские солдаты, продвигаясь, шаг за шагом, пядь за пядью, в тяжёлых и кровопролитных боях к логову фашистского зверя – Берлину. И многие из них не вернулись домой, остались на дорогах войны. Но прошло время, и заговорили о них в полный голос, через года предстали перед нами, живыми, в полный свой рост, во всей своей человеческой красоте, явили свою нетленную душу. Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом – «Проверенно цензурой». Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы жили мы и сделали всё то, чего не успели сделать они. Простые эти письма писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься назад, в окопы и землянки, вместе с бойцами идёшь в яростные штыковые атаки. Читаешь эти письма – и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, тяжело шагающая по весенней грязи пехота, ты слышишь, как рычат машины, как, дружно ухая и ругаясь, солдаты подталкивают застрявшую пушку…

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

О письмах с фронта мне рассказывала моя бабушка Распопова Зинаида Федоровна, она училась тогда во 2 классе, ее мать была неграмотной и поэтому приходилось писать письма бабушке. Вот одно из писем с фронта моего прадедушки: (Приложение 5).

Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.

К сожалению он погиб в 1943 году в Ленинградской области – это похоронка.

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история.

Похоронка. Так называли извещения с фронта о гибели близких. Слово Юлии Акмаевой.

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! —
заплачет мама. — Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! —
жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»

  Это о похоронках. Вот такой листочек приносили в семью, в которой погибал кто – то из родственников.

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».

  1. Меня зовут Потапов Михаил. Я ученик 10-ого класса. Однажды, беседуя со своим дедом Потаповым Михаилом Константиновичем, участником войны о его фронтовых буднях, я выяснил, что у него сохранился кисет. Дед рассказал мне: «Кто этого сам не пережил, тот не может себе представить, как и не может представить "самокрутку". Махорку из пачки пересыпали, а затем хранили в специальных кисетах, а в лучшем случае в портсигарах. Кисеты специально для фронта шили все женщины, от малой до большой, с любовью вышивали и отсылали солдатам в армию. Они были разные: от тряпичных до кожаных, но все представляли собою мешочек, на горловине которого был закреплен шнур, затягивающий кисет. Так вот эту махорку из кисета осторожно насыпали на листочек папиросной бумаги (чаще - обрывок газеты, старое письмо, листок из книги), тщательно закручивали, а потом, любовно обмусолив слюной, заклеивали. Это и называли "самокруткой", которую потом курили, часто передавая от одного другому. Это была самая желанная окопная услада солдат. Многие из бойцов во время войны за затяжку из "самокрутки" отдавали дневной паек хлеба».

Есть в нашем школьном боевом уголке еще один кисет. Это конкурсная работа наших девочек ко Дню Победы.


О газетах военного времени рассказывает Аджигитов Петр.

Мы нашли 2 литературно-художественных журнала Главного Политического Управления Красной Армии: №15 - август 1942 года, № 2 - январь 1943 года. Эпиграфом издания являются слова «Смерть немецким оккупантам». В журналах встречаются портреты героев войны, иллюстрации на военную тему, рассказы, стихи. Эти журналы, конечно, не похожи на современные глянцевые, они не цветные, а черно-белые, уже пожелтевшие от времени. Названия статей переносят нас в эпоху войны: «Настает расплата», «Рождение ненависти», «Перед боем» и другие.

Под впечатлением от знакомства с журналами военных лет Панов Вячеслав создал два карандашных рисунка.

А также мы нашли газету «Чембарский колхозник» от 4 марта 1942 года. В ней есть статья «Сушеные овощи Красной Армии». Это строки о наших односельчанах: «Колхозники колхоза «Путь Ильича» Лермонтовского сельсовета активно участвуют в сушке овощей для бойцов Красной Армии и рабочих Ленинграда. Уже сдан 1 центнер сушеных овощей».

Кроме этого, мы нашли воспоминания наших односельчан, которые записал бывший учитель истории нашей школы Ульянов Петр Яковлевич. «Жители села Лермонтово оказали следующую помощь фронту на 17 июня 1943 года:

    1. Всего было мобилизовано 220 человек, из них 5 женщин.

    2. Собрано с населения в добровольном порядке 300 пар варежек, 300 пар носок, 100 фуфаек, 30 полушубков, 10 тулупов, 150 пар белья.

    3. Отправлено на фронт 75 посылок.

    4. Собрано средств на танковую колонну в размере 150 тысяч рублей. Один только С.И.Чичанин внес 15 тысяч рублей. Государство получило от населения в виде военных займов в размере 500 тысяч рублей.

    5. Участвовало на строительстве оборонительных сооружений в пределах Пензенской области 150 человек, в основном комсомольцы.



Село Лермонтово в годы войны.

Наше село большое было до войны, в нем было боле 300 хозяйств, 4 тысячи земли, на общественных дворах насчитывалось 300 коров, 2 тысячи овец, 500 голов свиней. Не плохо жили колхозники. В 1938 году получили на каждый трудодень 5 кг. хлеба, а в другие годы и больше.

Война. Остались женщины, старики и дети. Хозяйство надо вести. Старики стали бригадирами, животноводами. Фролов Д.Ф. был председателем колхоза, Столяров В.К. – председателем с/с. Трудно было справляться с работами. Урожай убирали не только днем, но и ночью. Хорошо трудились женщины: Медведева М., Исаева П.М., Сорокина А.П., Каштанова П.П., Шубенина Д.В., Чуглина П.М. и другие. В 1943 году из 4000 земли засевали 150. Весь хлеб сдавали государству в размере 700-800 центнеров. Остальные поля зарастали бурьяном.

В каждую семью неприятные вести приносили: погиб то муж, то сын, то брат. Всего 150 человек погибло».

Учитель: До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и веселые.

 

 Ученик:

Я бы с песни начал свой рассказ,

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

С этой песней первой бомбы свист,

Наша сила, мужество и горе.

И неслось, как лозунг, как призыв,

Над страной в одном едином хоре.

 

Учитель: Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига. Ученик: Что такое подвиг? Это значит, в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.

 

Ученик:

Она была в линялой гимнастерке,

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней,

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мертвые, молчали.

Выскажите свое мнение о том, в чем заключается Долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя? На выполнение задания отводится 3 – 5 минут.

При обсуждении ответов старшеклассников я напоминаю вам о программах, реализуемых в нашем государстве: обеспечение жильем ветеранов ВОВ (в нашем селе дома ветеранов получили – Рыбакова Н.В., Шмелева М., Латова Е. об Интернет - проекте «Они защищали Родину». Проект посвящен ветеранам Великой Отечественной  войны и труженикам тыла СССР.

Организаторы пишут:   

«Целью проекта является сбор мемуаров ныне здравствующих ветеранов войны и тех, кто в эти годы трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас (а каждый день их становится на 2000 меньше), необходимо собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Речь идет об их интервьюировании, сборе и архивировании документальных свидетельств, которыми они владеют (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохраненные в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда). Это также наш долг перед ними.

Главной проблемой ветеранов является, конечно, здоровье. Но не только. Они думают не только о себе – они озабочены будущим своих детей и внуков, думают о том, что будет с  Россией –  ведь они защитили ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что для них самым большим удовлетворением будет вера  в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия жива и процветает. А самой большой наградой для них за это будет ПАМЯТЬ о них – мы это знаем достоверно из встреч с ветеранами. Это еще одна причина - пока наши ветераны еще живы и относительно здоровы – почему мы предлагаем реализовать проект по сбору и сохранению их воспоминаний.

Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к судьбе России, к памяти тех, кто сохранял ее ценой своей жизни.

Время не ждет – ветераны покидают нас».

Я предлагаю написать письмо – обращение к Главе Администрации Белинского района Чернышеву о установлении памятника Герою Социалистического Труда Агапову Н.А. (Приложение 6).

Учитель: Осуществление учебного проекта в целом проходит успешно, в нем принимают участие все ученики старших классов. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, Связующим звеном между прошлым и будущим
















Перечень используемых материалов:


  1. Говорят погибшие герои. / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – Политиздат, 1975.

  2. К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.

  3. Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.

  4. От Кремля до Рейхстага (Великая Отечественная война). Электронное издание.

  5. Последние письма с фронта. Том 1, 2. М., Воениздат, 1991.

  6. Интернет-ресурсы


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!