Урок знаний в 4 «В» классе по теме: «Я- гражданин РОССИИ» , учитель начальных классов МБОУ гимназии №8 г. Хабаровска Озикова Н.В.
Цели: Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России; Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр». 5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма. 6.Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. Оборудование: Текст Конституции Российской Федерации. Проектор, экран. Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции. выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”. Стихи учеников данного класса о Родине. Ход урока: I. Постановка цели классного часа. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации. - Как называется страна, в которой мы живём? Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства. - Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва. - Какие народы живут в России? Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д. Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее? Чтение стихов. Родина моя, ты так прекрасна! Родина моя, ты мне мила. Родина моя, ты необъятна. И чудесней всех всегда была! Я шепчу тебе любя: «Не забуду я тебя!» О Родине. У Родины моей Любовь и ласка есть. И лучше Родины моей Красивей места нет! Леса, поля, моря и реки – Красивей всех на свете! От всей души воскликну я: «Люблю тебя, о, Родина, моя!» Моя Родина. Как красива Родина любимая моя! Вижу я берёзоньки, растущие в лесу, Ели высоченные, стоящие в бору. Слышу шёпот листиков, пенье соловья. Чувствую я радость, вижу я красу – Родину прекрасную так свою люблю. Россия – Родина моя. Россия – Родина моя, Как ты прекрасна, как мила! Кругом бескрайние просторы, Кругом леса, поля и горы, Сады, цветущие весною, И пенье птиц над головою – Всё сердцу дорого! Не скрою: Не налюбуюсь я тобою! Век восхищаться я готов Великолепьем городов, Церквей злачёных куполов И роскошью больших дворцов. Нет, не найдёшь нигде милей И краше Родины моей! II Символы Российской Федерации. Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А живём мы по законам. Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. Просмотр мультфильма. Поговорим о символе президентской власти. Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства. Штандарт (флаг) президента Российской Федерации . Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
- Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря? День Конституции Российской Федерации.
В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка. Что такое Конституция? Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. - Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство. - Для чего они издаются? - Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ЗАДАНИЕ: блиц-опрос. - Из чего состоит Конституция? - Сколько в ней разделов? (2) - На что они делятся? (Главы) - На что подразделяются главы? (Статьи) - Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина? - Какие права человека вы знаете? - Когда человек приобретает права? - Сколько прав по Конституции насчитывается? (58) - Что значат слова: обязанность человека? - Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8) - Какие обязанности вы знаете? - С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет) Какие символы государственности вы знаете?
Флаг, герб, гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. Герб Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел. С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах). Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. - Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. - Что мы знаем о создании гербов? 1 ученик. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре. 2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п. Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ. 3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий. 4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. - Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. 5 ученик. Упал снаряд, и совершилось чудо: На опаленной порохом стене Возник в дыму неведомо откуда Святой Георгий на лихом коне. От сотрясенья обнажилась фреска, Упала штукатурка поздних лет, - И он возник торжественно и дерзко, Как древний знак сражений и побед. | В сиянии возвышенного лика, Простер десницу грозную свою. И острая карающая пика Пронзила ядовитую змею. | Флаг РФ Дата принятия: 08.12.2000
- Что такое флаг? Это символ государства. - Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный) 6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года. 7 ученик.Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу. - Что мы знаем о Российском Флаге? Дата принятия: 08.12.2000 8 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России. Следующий символ государства - это гимн. Гимн РФ 10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. - Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн. - Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России. Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова)
1-й куплет: Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет: От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! |
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину). - Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту. Итог. - О чем мы говорили? - Что нового сегодня узнали? - О каких символах государства вспомнили? - Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ? - Все ли равны перед основным законом РФ? - Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины? Домашнее задание: выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину. |